ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика типов образования
1.2 Личностно-ориентированное образование как педагогическая тенденция
1.3 Особенности воплощения личностно-ориентированного образования на уроках музыки
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Создание креативных условий на занятиях
2.2 Учет музыкальных предпочтений учащихся
2.3 Имитация результативности художественного творчества детей
2.4 Сценарий урока в 3 классе на тему «О чем говорит музыка?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в научно-педагогическом сообществе широко распространен термин «личностно-ориентированное обучение». Содержание этого термина имеет различные значения. Некоторые видят в нем реализацию индивидуального подхода к обучению через организацию и подачу образовательного материала различного уровня сложности. Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, в котором используются различные формы дифференцированного обучения.
Актуальность личностно-ориентированного обучения обусловлена необходимостью радикальных изменений не только в содержании образования, но и в технологии образовательного процесса, которую мы понимаем как уникальное сочетание обучения и преподавания. Специально организованное обучение является основным, но ни в коем случае не единственным источником этого опыта. Существует ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения: его проектирование и внедрение в трудовую практику.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса на музыкальных занятиях предполагает специальную разработку дидактического материала, музыкального материала, методических рекомендаций по его использованию, видов образовательного диалога, форм контроля над личностным развитием учащегося в процессе овладения знаниями. Только при наличии дидактического и музыкального сопровождения можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Построение образовательного процесса в личностно-ориентированной системе образования не ограничивается специальным построением учебного материала, обеспечивающего учащемуся свободу выбора в работе с ним. Важно, как этот материал используется учителем в классе.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения его функции и форма организации существенно меняются. В этом случае урок подчинен не отчетности и проверке знаний, а выявлению опыта учащихся по отношению к содержанию, представленному преподавателем. Для этого преподаватель, работая вместе с классом, выделяет различные индивидуальные семантические «ходы» и, опираясь на них, выбирает те, которые наиболее соответствуют научному содержанию усваиваемых знаний [1, с.128].
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика типов образования
Образование – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретенных знаний, умений, ценностей, функций, опыта деятельности и компетентности каждого отдельно взятого человека [2, с.89].
В широком смысле образование – это процесс или продукт формирования умственных, характерологических и физических способностей человека. Образование – это процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через образовательные учреждения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие учреждения, что, однако, не исключает возможности самообразования, особенно в связи с широкой доступностью Интернета.
В здравом смысле образование, среди прочего, в значительной степени ограничивается обучением и воспитанием учащихся учителем. Оно может включать в себя обучение чтению, письму, математике, истории и другим естественным наукам. Преподаватели узких специальностей, таких как астрофизика, право, география или зоология, могут преподавать только эти предметы [3, с.72].
Специализация образования возрастает по мере взросления учащихся. Существует также преподавание таких профессиональных навыков, как вождение автомобиля. В дополнение к специальному образованию существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования определяется потребностями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Образование буквально означает создание образов, своего рода завершение образования в соответствии с определенным возрастным этапом. Древний афоризм гласит: «Образование – это то, что остается, когда все, что было изучено, забыто» [4, с.203].
Образование связано с формированием человеческих способностей, развитием общих способностей: интеллекта, творчества, обучаемости. Главным критерием образования является системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний. В образовании происходят процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и получения опыта поколений. В этом состоит суть образования - обучения.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Создание креативных условий на занятиях
Психология и педагогика утверждают, что личность человека формируется и развивается как в деятельности и коммуникации, так и в потребности человека в самореализации, в раскрытии и расширении своих творческих способностей. Именно такое творчество воспитывает в человеке музыка и в этой функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческое воображение, они занимают, несомненно, первое место среди дисциплин общеобразовательного цикла, которые составляют сложную систему образования человека. Без творческой фантазии нельзя двигаться ни в одной области человеческой деятельности [7, с.11].
Творчество как наиболее сложная деятельность детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития творческой личности. Общение на занятиях по искусству, участие в разнообразной творческой деятельности, дает возможность каждому ученику почувствовать себя интересной, самобытной, многогранной личностью.
Творческая деятельность играет огромную роль в самих классах. Ведь там, где есть творческая инициатива, всегда есть экономия сил и времени и, в то же время, увеличение результатов. Учителя, которые не склонны добавлять элементы эстетики и искусства в свои предметы, ошибаются, потому что их собственная нагрузка и нагрузка их учеников уже слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.
Изучение предмета «Музыка», невозможно представить без творческого подхода, как преподавателя, так и учащихся. Целесообразно вспомнить те технологии и методы, которые позволяют творчески подходить к учебному материалу через создание творческой среды и добиться реализации деятельностного подхода к обучению, который дает толчок к развитию одаренности [11, с.85].
Технология личностно-ориентированного обучения – это индивидуальный подход в процессе обучения, это эффективное внимание к каждому учащемуся, его творческая индивидуальность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым для всех детей в силу их индивидуальных особенностей. При личностно-ориентированном подходе работа организована таким образом, что все ученики, особенно слабые, проявляют большое желание учиться и идти в ногу с лучшими учениками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что образование представляет собой процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей человека. Основными типами образования являются такие как традиционное, проблемное и опосредованное. Каждый из предложенных видов образования направлен на формирование высокоорганизованной личности, которая определяет особенности своего поведения и активности.
Личностно-ориентированное обучение представляет собой ориентацию на творческое развитие личности каждого отдельно взятого учащегося. Для организации проблемно-ориентированного образования и обучения необходимо разработать определенные условия и критерии успешности прохождения данного процесса.
Нами были рассмотрены основные особенности применения личностно-ориентированного обучения на уроках музыки, и мы определили, что основными методами являются такие как моменты-истории, урок-путешествие и т.д.
Уроки по предметам музыки включают в себя широкий спектр проявлений творческих способностей каждого ученика, гораздо более ярких, чем на других уроках школьной жизни. Продукт художественной деятельности ценен, прежде всего, оригинальностью художественного образа, то есть индивидуальными особенностями цели, к которой он стремится в процессе своей художественной деятельности. Степень оригинальности художественного образа определяется остротой зрения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображением художника. Именно эти качества педагог воспитывает в своем ученике на занятиях по музыке.
Нами было определено, что в рамках занятий детей младшего школьного возраста большое значение уделяется вопросу учета музыкальных предпочтений учащихся. Музыкальные предпочтения учащихся младшего школьного возраста могут формироваться посредством семейного воспитания и целенаправленного воздействия в рамках образовательной деятельности.
В ходе исследования нами было определено, что есть категория детей, с которыми необходимо проводить работу по оптимальному уровню эстетического восприятия музыки. Нами был разработан урок для 3 класса «О чем говорит музыка»
1. Алексеев, Н.И. Личностно–ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.И. Алексеев. – Тюмень. Издательство ТюмГУ. 2017. – 254 с.
2. Алексеев, Н.И. Педагогические основы проектирования личностно–ориентированного обучения / Н.И. Адексеев. – Екатеринбург, 2007. – 247 с.
3. Анохина, Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. –М. – №6 – 1996. – С.71–80.
4. Анцыферова, Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 2001.– 365 с.
5. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. –М.: Академия, 2016. – 214 с.
6. Бондаревская Е.В. Диагностика личностно–педагогической саморегуляции учителя / Г.А. Качан. –Ростов н/Д., 2006. –53 с.
7. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов н/Д., 2007. – 28 с.
8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика – 1997. – № 4. – С.11–17.
9. Воробьева, Л.В. Развитие креативности младших школьников в условиях экспериментальной программы «Мир музыки» (второй год обучения) //Музыка как художественное познание мира – Омск: Издательство «Мир музыки», 2003. – С. 43–52.
10. Данилюк А.Я. Основные компоненты личностно ориентированного обучения / А.Я. Данилюк // Развитие личности в образовательных системах Южно–российского региона. – Ростов н/Д, 2008. – С.20.
11. Долгушин, С. Л. Развитие креативных способностей младших школьников на уроках музыки в условиях специализированных классов / С.Л. Долгушин // Развитие художественно–творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях –– Омск: Мир музыки, 2001. – 256 с.
12. Долгушин, С. Л. «Мир музыки» как экспериментальная программа // Развитие художественно–творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях –– Омск: Мир музыки, 2001. – 214 с.
13. Сагатовский, В.Н. Деятельность как категория, мировоззренческая установка и методологический принцип / В.Н. Сагатовский. –М.: Академия, 1995. – 247 с.
14. Сачков, Ю.В. Независимость в структуре процессов самоорганизации / Ю.В. Сачков // Устойчивое развитие в изменяющемся мире.– М. – 1996. – С.100–101.
15. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности //Вопросы психологии. 1983. – №2. – С.35–42.
16. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме / Н.К. Сергеев // Целостный учебно–воспитательный процесс. – Волгоград. – 1997. – С.16.
17. Сериков, В.В. О методологических основах гуманизации образования // В.В. Сериков – Волгоград: Перемена, 1992. – С.7–13.
18. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. – 1994. – №5. – С.16–21.
19. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. – М.: Академия, 2015. – 247 с.
20. Сластенин, В.А., Мищенко А.И. Профессионально–педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. – 1991. – N10. – C.79–84.
21. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / Л.С. Падымова. – М.: Изд–во Магистр, 2017.– 223 с.
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
23. Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога //И.С. Якиманская. – М.: УВЦ «Инноватор», 2016. – С.37–40.
24. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М: Сентябрь, 2016. – 96 с.
25. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития. / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 20–27.