ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность коммуникативных умений и их формирование в старшем дошкольном возрасте
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи
1.3 Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация исследования развития коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушениями речи. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Организация коррекционной работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с нарушениями речи
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи увеличилось в разы.
Общее недоразвитие речи относится к целому ряду сложных речевых нарушений, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте возникают нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и семантической стороной, т.е. поздний приступ речи, плохая лексика, аграммы, произношение и фонемическое образование [38]. Эти проявления в целом свидетельствуют о системном нарушении всех компонентов языковой деятельности [1, с.102].
В практике логопедической терапии важность изучения формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общими нарушениями речи (ОНР) зависит от необходимости социального пространства, в котором сфера общения обладает развитой личностью. Это связано с тем, что коммуникативные умения являются основным компонентом коммуникационного аспекта разговора. Недостатки или плохое развитие коммуникативных умений не могут гарантировать процесс свободного общения. Это отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка.
В работах Т.Д. Волковской, Л.Г. Соловьевой, С.Н. Сорокумовой указывается: «сложность языковой и когнитивной дисфункции препятствует формированию у них истинной коммуникативной активности» [25].
В работах Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной можно найти такое утверждение; «наличие у детей с ОНР стойких коммуникативных нарушений как правило сопровождается незрелостью психических функций, эмоциональной неустойчивостью и ригидностью познавательных процессов».
А.В. Рузская, Е.О. Смирнова утверждают: «ритм развития речи и других психических процессов замедляется в случае недостаточной коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками».
«Общение - коммуникативная деятельность, которая включает в себя не только базовые и сложные умения, но также умения, необходимые для выполнения коммуникативных функций речи», - утверждают М.И. Лисина и Т.А. Репина [16; 21].
Объект исследования: формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Сущность коммуникативных умений и их формирование в старшем дошкольном возрасте
Коммуникация (от лат. communicatio - «сообщение», «передача») была выделена как самостоятельный объект социологических исследований в связи с развитием технических средств передачи информации, в первую очередь радио, в 20-х годах XX века. Кибернетика, информатика, семиотика, которые относятся к техническим каналам и средствам коммуникации, внесли свой вклад в развитие теории коммуникации. Соединение рассматривается как многокомпонентная система, состоящая из элементов.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между сообщающимися сторонами [20, c. 158].
Согласно словарю Астахова А.П. по психологии и педагогике, коммуникация по смыслу близка понятию «общение», но шире по объему. Под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами живой и неживой природы и общества [2, с. 648].
В психологическом словаре М.И. Еникиева общение рассматривается как акт общения между людьми с помощью символических систем, при этом наблюдается идентификация рассматриваемых нами понятий. В свою очередь, он понимает коммуникацию как социальное взаимодействие между людьми через символические системы с целью передачи общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы столкнулись с огромным количеством понятий «коммуникативные навыки».
По мнению Л.Р. Мунировой, «коммуникативные навыки» - это комплексные и сознательные коммуникативные действия воспитанников, и их способность правильно выстраивать свое поведение, управлять им в соответствии с целями общения [15, c.14].
Согласно определению А.М. Богуш, коммуникативные навыки - это «действия, направленные на осуществление речевой коммуникации». Эти навыки формируются и совершенствуются в процессе коммуникативного развития ребенка.
В.А. Тищенко считает, что коммуникативные навыки - это умение правильно, грамотно и понятно объяснять свои мысли и адекватно получать информацию от партнеров по коммуникации [29, с. 91].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация исследования развития коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушениями речи. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Цель исследования – изучить методы и приемы организации коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с данной целью нами было организовано экспериментальное исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Базой исследования стало …. В работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
На констатирующем этапе нами были изучены особенности развития коммуникативных умений детей от 5 до 6 лет. Нами были изучены следующие аспекты развития коммуникативных умений детей:
- уровень восприятия речи взрослого;
- понимание речи;
- вид деятельности, формы общения и уровень инициативности;
- уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения.
Для изучения развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР использовались диагностические задания, представленные ниже.
Диагностические задания для изучения речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
- № 1 «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов: чашка, погремушка, собачка.
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативные умения - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; умение общаться и успешно решать возникающие игровые, когнитивные, бытовые и творческие задачи посредством общения. В работах специалистов по возрастной психологии (Л.И. Божович, В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, и др.) признается, что для развития коммуникативных умений и навыков в старшем дошкольном возрасте имеет существенное значение не только общение ребенка с взрослыми, но и со сверстниками, а также общение в условиях разновозрастного коллектива.
Недоразвитие речи подразумевает качественно более низкий уровень формирования той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Под общим недоразвитием речи в речевой терапии понимается форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речи. У детей с общим недоразвитием речи (в зависимости от уровня отставания) нарушаются или недостаточно формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе генерации высказывания, а также селекционно-комбинированные операции, что приводит к нарушению языка и речевого дизайна высказывания. Нарушаются все аспекты лексического и грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическая разметка и звуковое оформление высказывания. Также они не могут спонтанно следовать по онтогенетическому пути развития речи, характерному для нормальных детей. Для детей данной категории коррекция и профилактическая работа в рамках словоизменения представляется крайне сложной.
Коммуникативные умения детей дошкольного возраста с ОНР имеют свои специфические особенности. Многие исследователи подчеркивают ограниченность доступных ребенку с ОНР языковых средств и свое образные трудности в общении, обусловленные недоразвитием речевых средств. Ограниченные коммуникативные умения детей с ОНР приводят к снижению потребности в общении.
Цель данного исследования – изучить методы и приемы организации коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В соответствии с данной целью нами было организовано экспериментальное исследование, состоящее из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Базой исследования стало …. В работе приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Низкий уровень активной речи у Илоны М. (№ 7).
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
2. Астахов А. П. Психолого–педагогический словарь / А. П. Астахов– M.: Издательство Современное слово, 2006. – 928 c.
3. Бодалева, А. А. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с.
4. Глухов, В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 19–24.
5. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
6. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием. – изд. 2–е. / В. П. Глухов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с.
7. Гулина, Л.В. Методические рекомендации по теме «Развитие связной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy–sad/logopediya/2016/10/18/metodicheskie–rekomendatsii–razvitie–svyaznoy–monologicheskoy.
8. Джандар, Б. М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б. Джандар // Вестник Адыгейского гос. ун–та. – 2012. – № 1. – С. 2–6.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун–т Рос.акад. образования. – 5–е изд. – М.: Изд–во УРАО, 1999. – 175.
10. Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с младшими школьниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М., 1968. – 258 с.
12. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169–172.
13. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: «Педагогика», 1986
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
15. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореф. дис. канд. пед. наук / Моск. пед. ун–т. – М., 1992. – 17 с.
16. Нищева, Н. В. Программа коррекционно–развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Санкт– Петербург. «ДЕТСТВО– ПРЕСС», 2007.
17. Обора, Н. Ф. Овладение связной речью младшими школьниками / Н. Ф. Обора // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 7. – С. 37–39.
18. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим–Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
19. Поваляева М. А. Помощник дефектолога: Учебно-методическое пособие. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997
20. Понятийно–терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 388.
21. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей младшего школьного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
22. Сазонова, С. Н. Развитие речи школьников с общим недоразвитием речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. – 2–е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с.
23. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
24. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21–23.
25. Сомкова O.H.Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О.Н. Сомкова. – Издательство: Центр педагогического образования, 2009. – 240 с.
26. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
27. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М.: Академия. 2006. – 256 с.
28. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159.
29. Тищенко В.А., Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95.
30. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. – 1990. – № 10. – С. 16 – 20.
31. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления школьниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А. – М., 2004. –16 с.
32. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
33. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
34. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно–методические рекомендации М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
35. Черкасова Е.Л. Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: Методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред. А. А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л. А Набоковой, Е.Л. Черкасовой — М., 2018. – 360 с.
36. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у воспитанников общеобразовательных школ / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1997. – 349 с.