ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Педагогический аспект проблемы
1.1 Понятие «нравственность» в контексте педагогических категорий
1.2 Воспроизводимость понятий «эстетическое» и «нравственное»
1.3 Воспитание нравственного поведения у учащихся как одна из задач музыкального образования
Глава 2. Педагогические пути воплощения эстетических переживаний в нравственность мыслей и поступков младших школьников
2.1 Фиксация внимания детей на связи музыки с жизнью
2.2 Интерпретация художественно-образного содержания музыки через психосоматическую сущность человека
2.3 Процесс и результат экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Школа является основным звеном в системе нравственного воспитания подрастающего поколения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям, верой в истину всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. В этом возрасте существуют большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Гармоничное развитие младшего школьника зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.
Мир искусства во всем его многообразии видов и функций формирует и организует сферу чувственного восприятия человеком окружающего мира. Выдающиеся педагоги и психологи К. Д. Ушинский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Харламов рассматривали чувства как первый и важнейший объект нравственного воспитания. Различные аспекты нравственного воспитания школьников рассматривались в работах И. А. Каиров, А. В. Калаев, Н. Д. Левитов, И. С. Мариенко, В. А. Сухомлинский. Генезис нравственных качеств и устойчивых черт характера изучен Б. О. Николаичевым. Формирование нравственной сферы личности школьника в игровой и учебной деятельности рассматривала А. И. Липкина.
Такие средства нравственного воспитания, как произведения литературы, музыки, поэзии, сказки, имеют особое значение в нравственном воспитании учащихся начальной школы, в развитии их нравственных качеств, гражданского самосознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Они развивают нравственные качества – благородство, любовь, доброту, отзывчивость, милосердие, трудолюбие; знакомят ребенка с различными проявлениями добра и зла; учат справедливости; помогают понять, какие сокровища души важнее всего для жизни. Различные музыкальные произведения являются бесценным источником знаний о прошлом человека, о духовном мире человека, об окружающей действительности: они расширяют представления о мире, знакомят с природой, развивают умение видеть ее красоту.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется уникальной ценностью формирования и развития личности ребенка. Трудно переоценить значение предмета «Музыка» в решении главной задачи школы – формировании образованной, культурной, нравственной и морально-развитой личности [1, с.88].
Глава 1. Педагогический аспект проблемы
1.1 Понятие «нравственность» в контексте педагогических категорий
По определению Н.В. Архангельского, нравственность – это свойство человека, основанное на знании нравственных норм, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности.
Ассимиляция нравственных норм человеком осуществляется в процессе его жизненной деятельности при поддержке окружающей среды. Одной из значимых сфер контактов человека с обществом является сфера образования. Следует отметить, что люди имеют достаточно длительные контакты с образованием, будучи студентами. Оказавшись в учебном заведении, человек становится обязанным усвоить предлагаемое ему содержание образования. Фактически, человек не может игнорировать предлагаемые ему элементы содержания образования. Содержание образования включает в себя различные элементы, которые способствуют накоплению личного опыта использования знаний, полученных в процессе обучения [2, с.33].
Учитывая важную роль образования в жизни человека, мы хотели бы рассмотреть педагогические аспекты нравственности, то есть те свойства нравственности, которые являются объектом педагогического воздействия. Прежде всего, речь идет о наполнении определенных элементов содержания образования этическими знаниями в целях повышения нравственности учащихся, поскольку образовательный процесс представляет собой специально созданную среду, в которой
Образовательный процесс представляет собой специально созданную среду, в которой учащиеся имеют возможность формировать собственное мировоззрение и моральную ориентацию. Если до усвоения того или иного знания существовала социальная ценность, то в образовательном процессе конкретная информация становится особенно важной для учащихся, пополняя арсенал своих убеждений [4, с.88].
Таким образом, содержание образования, направленного на формирование у учащихся нравственности, наполненной в определенной степени этическими знаниями, способствует «присвоению» социальных норм жизни и определяет социальную составляющую мировоззрения человека, в которой нравственность является доминирующей. Игнорирование этического знания, предлагаемого личности учащегося в элементах содержания образования, приводит к нарушению нравственных норм, что влечет за собой дисгармонию в его отношениях с обществом.
Глава 2. Педагогические пути воплощения эстетических переживаний в нравственность мыслей и поступков младших школьников
2.1 Фиксация внимания детей на связи музыки с жизнью
Музыка входит в жизнь ребенка через взрослую среду и закладывает то, что впоследствии будет служить его нравственным ядром на протяжении всей жизни. Это своего рода «школа чувств», которая формируется особым свойством музыки вызывать у слушателей сочувствие.
Не секрет, что музыкальное образование человека начинается в внутриутробном развитии: хорошая музыка, которую слушает будущая мать, положительно влияет на благополучие развивающегося ребенка, формирует его вкусы и предпочтения. Следовательно, проявление музыкальных способностей обычно наблюдается у детей, получивших достаточно богатый музыкальный опыт.
Одним из показателей развития музыкальных способностей является интерес к прослушиванию музыки. «Любовь, интерес и потребность ребенка в музыке возникают только на фоне переживания музыки», – подчеркивает Н.А. Ветлугина [19, с.11].
Музыка может и должна сопровождать рутинные моменты жизни ребенка не только в школе, но и дома. Хорошо использовать маршевые мелодии Чайковского, Шумана, Шуберта. Разговоры о природе и зрительной деятельности детей могут сопровождаться «Временами года» Чайковского и Вивальди, «Карнавалом животных» Сен-Санса, «Птицей» Грига, «Жаворонком» Глинки, «Тройкой» Свиридова. Перед сном, особенно маленьким детям, хорошо послушать колыбельные Моцарта, Чайковского и современных композиторов - Пауля.
Пожалуйста, защитите слух ребенка от громких и резких звуков, подумайте о правильном выборе музыкальных игрушек для малышей: они должны быть нежными, мелодично звучащими. Слушайте высококачественную, эстетическую музыку вместе с Вашим ребенком. Она значительно обогатит внутренний мир малыша, развить память, внимание, речь и сформирует хороший музыкальный вкус. [6, с.58].
Современные научные исследования показывают, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры должно начинаться с дошкольного возраста. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве трудно компенсировать в дальнейшем. Важно, чтобы в раннем детстве рядом с ребенком находился взрослый, который мог бы раскрыть ему красоту музыки, дать возможность почувствовать ее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что нравственность представляет собой совокупность представлений конкретного человека о том, что такое добро и зло, а также особенности его выбора и поведения в конкретной ситуации. Нравственное воспитание представляет собой формирование определенных нравственных качеств, которые формируются в процессе систематического целенаправленного воздействия на конкретного ребенка.
Нравственно-эстетическое воспитание в психолого-педагогической литературе рассматривается в неразрывном единстве, поэтому все большее внимание уделяется нравственно-эстетическому воспитанию. При этом, как доказано в исследованиях, цели, задачи, методы и формы образования сливаются в целостный педагогический процесс. Используются различные средства обучения, в том числе изобразительного искусства, в зависимости от возрастных особенностей развития учащихся.
Нами были рассмотрены основные особенности нравственного воспитания средствами музыки, и мы определили, что музыка оказывает благотворное влияние на процесс воспитания и развития нравственных качеств детей. Основными задачами музыкального воспитания являются такие как формирование навыков культуры или формирование определенной ответственности в рамках проведения определенной деятельности.
Фиксация внимания детей на связи музыки с реальной жизнью проводится посредством многих факторов, приемов и средств деятельности. Обязательными приемами являются такие как объяснение учителя, формирование осознания представлений о фактах, которые способствовали созданию определенного музыкального произведения и т.д.
Интерпретация художественно-образного содержания музыки через психосоматическую сущность человека определяется его индивидуальными личностными и психологическими особенностями, которые отражают основные особенности художественного взгляда на определенное музыкальное произведение. Мы видим, что художественная интерпретация может формировать определенное отношение ребенка к музыкальному произведению посредством формирования отношения учителя к процессу нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Нами была проведена экспериментальная работа, которая направлена на определение уровня нравственной воспитанности, у детей младшего школьного возраста.
1. Александрова, Е.В. Организация и руководство этапом слушания музыки / И.В. Арановская. – Волгоград: Перемена, 2009. – 189 с.
2. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2009. – 126 с.
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 2016. – 444 с.
4. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н И. Болдырев – М.: Просвещение, 2009 – 254 с.
5. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 2010. – 245 с.
6. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? –М.: Просвещение, 1989. – 258 с.
7. Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания: учебное пособие / И. А. Каирова. – М.: Просвещение, 2010. – 201 с.
8. Козлов, Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников / учебное пособие / Э. П. Козлов. – М.: Просвещение, 2003. – 178 с.
9. Критская Е. Д. Методика работы с учебниками «Музыка». 1– 4 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева. – М.: Просвещение, 2002. – 177 с.
10. Крутова, О.Н. Мораль: сознание и поведение / О.Н. Крутова; отв. ред. Н.А. Головко. – М.: Наука, 2016.– 207 с.
11. Липкина, А. И. Психология ребёнка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 11 – 21.
12. Мартьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 219 – 245.
13. Неменский, Б. М. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы круглого стола / Б. М. Неменский // Вопросы философии. – 1996. – № 2. – С. 3 – 40.
14. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.С. Осеннева. – М.: Академия 2012. – 272 с.
15. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. – Волгоград: Перемена, 2013. – 256 с.
16. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2015. – 356 с.
17. Смоленцев, Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия / Ю.М. Смоленцев. – М.: Изд–во МГУ, 2009. – 199 с.
18. Соловьев, В.С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. – М.: Мысль, 2010. – 892 с.
19. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 2015.– 466 с.
20. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2009. – 324 с.
21. Ушинский, К. «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» / К. Ушинский. – М.: Академия, 2014. – 25 с.
22. Фалетрова, О. М. Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: учебно-методическое пособие / под общей редакцией О. М. Фалетровой. – М.: Академия, 2013. – 196 с.
23. Шацкая В. Н. Музыкально–эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2015. – 200 с.
24. Шилова, М.И Учителю о воспитанности школьников / М.И. Шилова. – М.: Педагогика, 2010. – 144 с.
25. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 110 с.