ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся с нарушением слуха
1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету «Человек и мир»
1.2 Особенности развития и деятельности детей с нарушениями слуха
1.3 Особенности использования нестандартных уроков в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха
Глава 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся с нарушением слуха на уроках «Человек и мир»
2.1 Требования к проведению нетрадиционных уроков «Человек и мир» в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
2.3 Рекомендации по использованию нетрадиционных форм обучения на уроках «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества образования и уровня воспитанности в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха были и остаются приоритетными в современной методике преподавания предмета Человек и мир.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Человек и мир, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного, образовательного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения этого предмета выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.
Цель работы: изучение методики проведения нетрадиционных форм обучения на уроках предмета «Человек и мир» в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха.
Объект исследования – нетрадиционные формы обучения.
Глава 1. Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся с нарушением слуха
1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету «Человек и мир»
Предметом изучения предмета «Человек и мир» является процесс обучения учащихся со слуховой депривацией природоведческому, обществоведческому и материалу санитарно-гигиенического и анатомо-физиологического содержания, а также воспитание и развитие детей в ходе обучения.
Задачи курса состоят в определении содержания учебного материала, принципов отбора фактов и построения предмета; выделении методов, приемов, форм и средств обучения; обеспечении проверки эффективности методов обучения [18].
В соответствии с первой задачей разрабатываются программы, создаются учебные пособия и учебники по предмету «Человек и мир». Решение второй задачи требует определения методов и приемов обучения, системы заданий, различных методических рекомендаций. Реализация третьей предполагает сравнительное изучение эффективности методов и приемов обучения, экспериментальную проверку методических рекомендаций.
Курс «Человек и мир» введен в учебный план спецшкол с 1992 г. Это — интегрированный предмет, который изучается в каждом классе начальной школы (с первого по четвертый). В подготовительном классе изучается предмет «Я и мир», который предваряет курс «Человек и мир» и обеспечивает преемственность программы детского сада и начальной школы для детей с нарушенным слухом. В этом интегрированном курсе в единое целое объединены биологические, географические, обществоведческие и анатомические знания. Учебный курс «Человек и мир», согласно образовательным стандартам, входит в образовательную область «Естествознание» и «Обществознание».
Цель школьного курса «Человек и мир» — формирование первоначальных знаний о природе и обществе, воспитание высоконравственного отношения младших школьников к окружающей среде, своему организму, подготовка учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на следующих этапах обучения [18].
«Человек и мир» как учебный предмет имеет большие возможности для образования, развития и воспитания школьников. В процессе обучения комплексно решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
В ходе изучения предмета у детей формируется научное мировоззрение. Сообщая элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей, учитель показывает, как взаимосвязаны объекты природы (изменения в живой природе зависят от времени года, погодных условий), какое влияние на природу оказывает трудовая деятельность человека.
Глава 2. Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся с нарушением слуха на уроках «человек и мир»
2.1 Требования к проведению нетрадиционных уроков «Человек и мир» в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха
К уроку «Человек и мир» предъявляются несколько требований. Урок должен решать основные задачи по этому предмету, например:
– работать над формированием базовых знаний о людях, природе и обществе: викторины, беседы, экскурсии, практическая деятельность, ролевые игры, коллажи, рисование.
– развивать речь учеников (работа над словарным запасом, языком диалога и монолога, предложением, произношением, работа над развитием слухового восприятия): все коммуникативные формы с устной и дактильной речью.
– развитие логических навыков, мышления, познавательного интереса, решение воспитательных задач: деловые игры, суды.
Уроки должны быть хорошо оснащены наглядными пособиями: плакатами (правила поведения на улице), манекенами, флаерами, гербариями, альбомами («лекарственные растения», «ядовитые растения»).
При изучении животных и растений следует обращать внимание на адаптивные силы животных и растений к условиям окружающей среды и на относительный характер этого процесса, чтобы показать, что организм и окружающая среда взаимодействуют, т.е. на взаимосвязь между внешней структурой и образом жизни (условиями), привычками питания, привычками.
Изучение строения органа необходимо проводить в связи с его функцией. Например, что касается частей организма, необходимо показать, что это целостная система, в которой отдельные части взаимосвязаны и влияют друг на друга [18].
Необходимо подчеркивать, что в природе нет ни абсолютно полезных, ни вредных организмов.
В обучении используются устный дактиль и письменную речь. Ведущие функции закреплены за жестовой речью.
Следует устанавливать межпредметные связи с материалом уроков языка, чтения, математики и занятий по развитию жестовой речи.
Внутрипредметная связь обязательна, поскольку все темы курса дополняют друг друга: знакомство с природой происходит вместе с формированием представлений об общественной жизни детей и т.д.
Предлагаемое Л.И. Дурейко объяснение нового материала должно, по большей части, быть беседой с элементами рассказа и сопровождаться исследованием природных объектов или их изображений, экспериментами, демонстрацией кадров диафильмов или диапозитивов. При объяснении рекомендуется рисовать на доске картинки, схемы, записывать названия растений и животных и кратко их определять [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы было изучение методики проведения нетрадиционных форм обучения на уроках предмета «Человек и мир» в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха.
Нами были решены следующие задачи:
1. Изучена сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету «Человек и мир». Нетрадиционные формы обучения – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект-субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения. Есть два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм обучения. Первый подход как отход от четкого сочетания комбинированных структур и различных методологий. Второй подход интерпретируется как новаторская, современная форма обучения, которая широко используется в современных школах. При планировании и организации нетрадиционных форм обучения по предмету «Человек и мир», а также при проведении уроков педагог должен опираться на общие дидактические принципы, которые служат основой эффективности и целесообразности образовательной деятельности.
2. Рассмотрены особенности развития и деятельности детей с нарушениями слуха. Психическое развитие детей с нарушениями слуха основывается на тех же закономерностях, что и норма. Однако есть некоторые признаки, которые являются результатом как первичного дефекта, так и вторичного расстройства: задержка распознавания речи, коммуникационные барьеры и своеобразие когнитивного развития, особенности психомоторной активности. Выделенные особенности интеллектуального развития детей негативно влияют на усвоение их знаний и умений в различных сферах жизни.
3. Выделены особенности использования нестандартных уроков в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха: нетрадиционные методы решают воспитательные и коррекционные задачи, структурирование учебного материала, вариативность повторения, вербализация каждого упражнения, минимальное количество отвлекающих предметов, выполнение одновременно не более одного задания, закрепление всего материала, пройденного на уроке и комбинирование приемов обучения для осуществления смены видов деятельности учащихся, опора на различные анализаторы.
4. Изучены требования к проведению нетрадиционных уроков «Человек и мир» в специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха. Урок должен решать основные задачи по этому предмету, например: работать над формированием базовых знаний о людях, природе и обществе; развивать речь учеников (работа над словарным запасом, языком диалога и монолога, предложением, произношением, работа над развитием слухового восприятия); развитие логических навыков, решение воспитательных задач. Уроки должны быть хорошо оснащены наглядными пособиями: плакатами, манекенами, флаерами, гербариями, альбомами.
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе/ Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. – № 4. – 56 c.
2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы / Н.В. Бабкина // Психологическое обозрение. – 1996. – № 2(3) – 13 c.
3. Воистинова Г.Х. Использование нестандартных уроков при обучении математике в школе/ Г.Х. Воистинова // StudNet. – 2020. – №9. – с. 37-43.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М: Лабиринт 1996. – 67 с.
5. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2001. – 98 c.
6. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – C.137-139.
7. Григорьев В.М. Роль игры в оформлении личности школьника. / В.М. Григорьев // Советская педагогика. – №9. – 1982. – 78 c.
8. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках/ О.В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. – 1997. – № 6. – 98 c.
9. Жувикина Н. Н. Нетрадиционные уроки при обучении английскому языку/ Н. Н. Жувикина // Царскосельские чтения. –2014. – №18. – с. 20-25.
10. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников/ А.З. Зак. – М: Просвещение, 1994.– 77 c.
11. Зокирова Н.Д. Своеобразие усвоения содержания обучения в нетрадиционных уроках/ Н.Д. Зокирова // Евразийский научный журнал. – 2017. – №11. – 41-47 с.
12. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – М.: ТетраСистемс, 2015. – 224 c.
13. Кенжаев Ш. М. Нетрадиционные формы проведения уроков/ Ш. М. Кенжаев // European science. – 2020. – №3. – 54-59 с.
14. Марциновская Е. Н. Природоведение в школе для глухих детей //Дефектология / Е. Н. Марциновская. – 1974. – № 5.
15. Нурмухамедова Д.У. Нетрадиционные уроки в начальной школе/ Д.У. Нурмухамедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №11. – с. 21-27.
16. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с.
17. Розанова Т. В. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения / Т. В. Розанова. – М., Педагогика, 1991. – 174 с.
18. Славская И.В. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории/ И.В. Славская // Проблемы педагогики. – 2020. – №1 (46). – с. 55-61.
19. Сычева Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе : учебное пособие / Г. Н. Сычева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 380 с.
20. Хасанова Д.Р. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения – важный фактор эффективности/ Д.Р. Хасанова // Достижения науки и образования. – 2018. – №15 (37) – с. 17-25.
21. Хусаинова А.Т. Использование активных методов обучения для развития профессиональных умений и навыков обучающихся // Педагогическая наука и практика. – 2020. – №2 (28). – с. 44-50.
22. Широбокова Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2012. – №12. – с. 33-39.