ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
1.2 Нарушения лексической стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений в овладении лексической стороной речи у обучающихся с речевыми нарушениями
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки речью, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях А.Н. Гвоздева, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский подчеркивают значительную роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей, для полноценного формирования лексико-грамматической системы языка.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) констатируют у детей с ОНР недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.), дети испытывают трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. По мнению Р.Е Левиной и Н.В. Серябряковой нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, и несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Вопросам развития глагольной лексики ребенка посвящено большое количество исследований А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Н. Цейнтлин. Они подчеркивали, что проблемы изучения общих и специфических особенностей формирования глаголов у детей не теряют своей актуальности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
Речевое развитие ребенка начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего его жизненного пути, но наиболее активно становление речевой деятельности ребенка происходит при достаточном уровне развития всех психических функций, требующихся для этого, так же при достижении достаточного уровня мышления, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи [1, с. 98].
Немаловажно отметить, что одной из основополагающий вещей, связанных с развитием речи ребенка является уровень его общения со взрослыми людьми, с активностью и степенью их речевого взаимодействия. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте активен в формировании контактов с людьми, а также стимулированию общения, поэтому можно сказать, что в дошкольный период происходит активное накопление словаря [10, с. 245]. Развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность, так как через общение, знакомство с новыми предметами и явлениями, происходит накопление словаря.
У младенца реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса, поворота головы по направлению к звуку, попытка фиксировать взгляд в сторону объекта, издающего шум. В дальнейшем, при более поздних сроках развития, на словесный раздражитель формируется рефлекс второго порядка. Реакция на них – попытка повторить звук, словесное копирование, нерасчлененные слова и звуки, копирующие услышанный ребенком звук или слово. На данном этапе развития слово для ребенка не является «словом», как таковым и не несет грамматический характер.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
Цель исследования – изучить особенности понимания и употребления глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) подобрать методику изучения особенностей понимания и употребления глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста;
2) провести обследование детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста с использованием подобранной методики;
3) провести количественный и качественный анализ результатов исследования особенностей понимания и употребления глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями младшего школьного возраста и определить направления коррекционно-развивающей работы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря». В исследовании принимали участие 15 детей с ОНР в возрасте 6-8 лет.
Исследование особенностей понимания и употребления глагольной лексики у детей с речевыми нарушениями осуществлялось использованием диагностических заданий Е.Ф. Архиповой [27, С. 215-234].
Методика включала в себя 4 блоков заданий.
Блок 1: «Обследование пассивного словаря»
Цель: определить объем пассивного словаря.
Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашего исследования – изучить особенности понимания и употребления глагольной лексики у детей с ОНР. Для достижения поставленной цели нами:
Проанализирована психолого-педагогическая и логопедическая литература по проблеме усвоения словаря детьми с речевыми нарушениями и путей преодоления нарушения в овладении глагольной лексики детьми с ОНР. Отметим, что развитие лексики в онтогенезе напрямую связано со включенностью ребенка в окружающую действительность, в активное общение. Первоначально возникшее слово у ребенка имеет непосредственную связь с конкретным предметом, а затем только он воспроизводит его. Развитие словаря ребенка характеризуется как количественным его изменением, так и качественным ростом, включающие все большие категории слов в запас.
Логопедическая работа по формированию лексико-грамматической стороны речи должна строиться с учетом закономерностей психического, физического и речевого развития детей и должна быть направлена на формирование психических процессов и на преодоление речевых дефектов с учетом основных принципов коррекционного воздействия
Изучив методические подходы по преодолению нарушений в овладении лексической стороны речи, было выявлено, что в современной логопедии накоплено достаточно большой практический материал по исследуемой проблеме. Методики, направленные на развитие лексической стороны речи многообразны и представлены в работах Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Е. Громовой, А. М. Бородич и многих других. Данные методики основаны на общих и специальных принципах коррекционного воздействия. Анализ методик показал, что при коррекции общего недоразвития речи необходим системный подход, при этом накопление и обогащение словаря, активизация использования разных частей речи является одной из основных задач.
Логопедическая работа по развитию лексики должна быть направлена на развитие предикативного, номинативного, атрибутивного словаря, расширение и актуализацию словаря, развитие операций сравнения и классификации, формирование навыков использования антонимов и синонимов в свободной речи.
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
2. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
4. Кислякова, Ю.Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи : программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Ю.Н. Кислякова. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 280 с.
5. Коновалова, С.Н. Обучение составлению рассказа-описания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для учителей-логопедов, воспитателей и студентов дефектологических фак. пед. унтов / С.Н. Коновалова, Т. Ю. Четверикова; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 2005. – 31 с.
6. Кусова, М.Л. Динамика языковой картины мира ребенка дошкольного возраста (от года до пяти лет) / М.Л. Кусова // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. – Екатеринбург : Эра, 2012. – 180 с.
7. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 1968. – Гл. 3. – С. 49–75.
8. Леоньев, А.А. Речевая деятельность / А.А. Леоньев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
9. Логопедия. Теория и практика / под редакцией Т.Б. Филичевой. –М., Эксмо, 2017. ˗ 608 с.
10. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Изд. 3-е.– М. : ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
11. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 220 с.
12. Мороз, Л.Н. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Мороз. – Минск :М-во просвещения БССР, 1987. – 220 с.
13. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной. – М. :Аркти, 2003. –165 с.
14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / учеб.-метод. пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994 — 96 с.
15. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 231 с.
16. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи :автореф. дис. д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т.В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
17. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Детский сад от А до Я. – 2005. – № 2 (14). – С.8 – 13.
18. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. – М. : Знак, 2009. – 280 с.
19. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ˗ 240 с.
20. Ястребова, А. В. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М. : АРКТИ, 2001. – 280 с.
21. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики /Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – М.:Эксмо, 2011. ˗ 288 с.
22. Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ / А.Г. Зикеев. – М.:издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
23. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
24. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
25. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина–М. : Просвещение, 1967. – 365 с.
26. Лалаева Р.Е. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. Е. Лалаева, Н.В. Серебрякова — СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
27. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.