ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Формирование письменной речи в онтогенезе и обоснование ее психофизиологических предпосылок
1.2 Характеристика трудностей детей с тяжелыми нарушениями речи в овладении чтением и письмом
1.3 Необходимость и профилактика письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка мероприятий по профилактике нарушений письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одним из важнейших условий их успешного обучения в школе. Для формирования грамматически правильной устной и письменной речи необходима своевременная работа по предупреждению чтения и письма у детей уже в дошкольном возрасте. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция психического и речевого развития детей служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка, а также является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.
Нарушение письменной речи у детей это серьезная проблема. Если нарушение речи носит стойкий характер, то при отсутствии коррекционных мер это может стать причиной школьной неуспеваемости.
Логопеду иногда приходится сталкиваться уже достаточно запущенной проблемой, осложненной неудачными попытками родителей и педагогов решить ее самостоятельно. Несвоевременно принятие меры в коррекционной работе сами по себе не исправляются в более старшем возрасте в процессе обучения, а, возникающие нарушения требуют уже более сложных и специальных усилий по их преодолению. Поэтому одним из наиболее важных аспектов в подготовке к обучению в школе становится профилактика письменных нарушений речи. Она является более эффективной мерой, позволяющей предупредить развитие дисграфий и дислексий.
Проблемами развития речи детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Л.С. Волкова, Н.С. Садовникова и др.
Объект исследования: нарушения письменной речи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Формирование письменной речи в онтогенезе и обоснование ее психофизиологических предпосылок
Письменная речь является одной из форм существования языка, в отличие от устной речи. Это вторичная, более современная форма существования языка. Если устная речь изолировала человека от мира животных, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человеком. Это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых структур в виде письменного текста. В этом случае возможна передача сообщений со значительной временной задержкой [3].
Л.С. Выготский отмечает, что необходимо различать «письменность» и «письменную речь», так как они не идентичны. Письмо – это механизм написания письменной речи. Письменная речь – это особая система символов и знаков, обладание которыми означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка. Развитие письменной речи – это переход от иллюзорной игры через рисование к письму. Таким образом, письмо выступает и как механизм, и как одна из стадий развития письменной речи, являясь её символической фиксацией.
Письменная речь, прежде всего, относится к языковым явлениям. Поэтому необходимо учитывать факторы, определяющие этот вид речи с лингвистических и психолингвистических позиций. В то же время письменная речь представляет собой особую человеческую деятельность, в которой необходимо различать как психологический, так и физиологический аспекты. В связи с этим при изучении механизмов письменной речи важно учитывать не только учение о психических операциях, но и психологическое строение каждой операции в отдельности [6, с. 143].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является изучить направления и содержание профилактики нарушений письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Исходя из этого было проведено опытно-экспериментальное исследование, в результате которого будет проведена диагностика письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 специалистов в области логопедии и 10 детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет.
На первоначальном этапе исследования проходила диагностика специалистов в области логопедии в виде анкетного опроса. Для проведения диагностики была использована специально разработанная анкета. Образец анкеты представлен в Приложении А.
Изучение навыков письма у старших дошкольников осуществлялось при помощи методики «Исследование особенностей письменной речи» Т. Фотековой й и Т. Ахутиной.
Обследование уровня развития письменной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи проводилось по двум направлениям:
1) исследование навыков языкового анализа;
2) исследование навыков письма.
Первая серия методики исследует предпосылки письменной речи.
Цель: исследование навыков языкового анализа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Письменная речь – это особая система символов и знаков, обладание которыми означает критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка. Развитие письменной речи – это переход от иллюзорной игры через рисование к письму. Нарушение письменной речи в логопедии называется дисграфией.
У детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывает неправильно сформирован анализ и синтез языка. Такие ошибки относятся к ошибкам в графическом моделировании фонемической структуры слова. Одной из причин нарушений письма является связь между анализаторами речи и синтеза. У детей с тяжелыми нарушениями речи эта интеграция недостаточно развита. Фонемический анализ у ребенка должен формироваться не только во внешнем, но и во внутреннем плане. Но у детей с тяжелыми нарушениями речи этот процесс нарушается, что приводит к специфическим ошибкам в письме. В результате недостаточного развития грамматического порядка речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Начинать работу по профилактике дисграфии более целесообразно еще в дошкольном возрасте при выявлении нарушений речи, которые и являются ее предпосылками. В этом случае можно говорить о профилактических мерах, которые, будучи своевременно принятыми, не дадут «расцвести» дисграфии, либо, как минимум, значительно сгладят ее проявления. По этим же направлениям может осуществляться и диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Конечно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.
1. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики : метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвящ. 100-летию проф. Н.Н. Трауготт / отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб. : Акционер и К°, 2004. – С. 225-247.
2. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Журнал Новые исследования. – 2013. – Вып. № 4. – С.4-19.
3. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
5. Дмитриева, Е.Е. Социально-личностное развитие как условие школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Е. Дмитриева // Вестник Мининского университета. – 2007. –№ 3.
6. Дроздова, Н.В. Коррекция нарушений устной и письменной речи: учеб.-метил пособие / Н.В. Дроздова. – 3-е изд. – Мн.: БГПУ, 2006. – 60 с.
7. Ерастова, Н.В. Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста / Н.В. Ерастова // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 347-350.
8. Каштанова С.Н. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – С.48.
9. Комкова, И.Н. Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / И.Н. Комкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» – Москва, 2015. – 298 с.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 2007. – 286 с.
11. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб. : Союз, 2001. – 224 с.
12. Лалаева, Р.М. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.М. Лалаева. – М.: Просвещение. – 2003. – 136 с.
13. Левина, Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии. – М: ВЛАДОС, 2001. – 423 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
15. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2009. – 214 с.
16. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Волковой. – СПб.: ДетствоПресс, 2004. – 208 с.
17. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2001. – 240 с.
18. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
19. Садовникова, И.Н. Нарушения письма и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 184 с.
20. Цветкова, Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 64 с.
21. Шашаева, Е.М. Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи [Электронный ресурс] // Логопедический портал. URL: http://logoportal.ru/razvitie-zritelnogoanalizatora-u-detey/.html.
22. Шишкова, М.И. Нарушения чтения и письма [Электронный ресурс] // дефектолог Шишкова Маргарита Игоревна: персональный сайт. URL: http://shishkova.ru/students/dyslexia_dysgraphia.htm.