ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Значение ритма в психоречевом развитии и деятельности человека
1.2. Характер нарушений ритмической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
1.3. Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по ритмизации речи в устранении заикания у детей
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Организация и методика эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации специалистам УО по успешному овладению интонационно-ритмической организацией речи детьми с заиканием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основное предназначение речи – служить средством общения людей и выражения наших чувств, мыслей, ощущений. Нарушение речевого механизма влечет за собой изменение во всей структуре личности, откладывая отпечаток на ее психофизическое состояние и социальное поведение.
Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и различными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения, особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию структуры этого речевого дефекта, необходимо иметь представление о различных мнениях по этому поводу.
Проблемой заикания занимались многие отечественные специалисты – это и И.А. Сикорский, и М.Е. Хватцев, и Ф.А. Рау, и Р.Е. Левина и др. сейчас это – В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский, Л.И. Белякова и многие другие.
В раннем возрасте начинает складываться интонационно-ритмическая организация речи. Она имеет особое значение, так как ее нарушение свидетельствует об отклонениях в становлении речевой функции у детей.
В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство прежде всего связано с дискоординацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.
Для выработки плавности речи у заикающихся используются различные методы, ритмизирующие речь: проговаривание слов, фраз под музыку, пение, тренировка речи в процессе логопедической ритмики, сихронизация речи с движениями пальцев ведущей руки и т. д. Было обращено внимание, что ритмизация движений приводит к плавности речи.
Таким образом, проблема изучения особенностей становления речевой функции, в частности интонационно-ритмической организации речи, в норме и при отклонениях в овладении речью в дошкольном возрасте является одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем в логопедии. В этой связи возникает необходимость в изучении особенностей интонационно-ритмической организации речи.
Цель курсовой работы – выявить особенности овладения интонационно-ритмической организацией речи детьми с заиканием.
Объект исследования – интонационно-ритмическая организация речи.
Предмет исследования – овладение интонационно-ритмической организацией речи детьми с заиканием.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
1.1 Значение ритма в психоречевом развитии и деятельности человека
В повседневной жизни нам приходится иметь дело с разными людьми, разговаривать с ними и обмениваться информацией. Весь процесс коммуникации происходит автоматически. Мы даже не задумываемся о том, как мы выражаем свои мысли и как нас понимают.
Процессом перехода мысли в речь начали заниматься довольно давно. Предлагались разные модели речепроизводства, в зависимости от того, на какой константе следует делать акцент на протяжении всего процесса общения (от начала произношения до его восприятия). В нашем исследовании этой константой выступает ритм. В то же время следует различать ритм речи и ритм языка в общении.
Разделяя язык и речь, мы отличаем социальное от индивидуального, существенное от второстепенного и более или менее случайного.
Язык не является функцией говорящего субъекта, язык – это пассивно регистрируемый продукт человека; он никогда не предусматривает предварительной рефлексии.
Напротив, речь – это индивидуальный акт воли и понимания, который требует различия между комбинациями, с помощью которых говорящий субъект использует языковой код для выражения своего личного мышления, и психофизическим механизмом, который позволяет данному субъекту воспроизводить эти комбинации. Хотя языковая деятельность (речь) в целом неоднородна по своей природе, язык характеризуется однородным явлением: язык – это система знаков, в которой актуально только сочетание значения и акустического образа [17, c. 76].
Таким образом, под языковым ритмом понимается совокупность признаков, характеризующих ритм конкретного языка. Ритм речи существенно меняется в зависимости от изменения этих условий.
Для успешного общения нам нужна информация, , она возникает в нашем сознании и через мысли формируется в речь. Следующим шагом будет восприятие и обработка информации собеседника.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ИНТОНАЦИОННО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ
2.1. Организация и методика эмпирического исследования
Цель исследования – изучить особенности развития интонационно-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием.
Задачи исследования:
1. подобрать методики изучения особенностей развития интонационно-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием;
2. проанализировать результаты исследования;
3. предложить рекомендации специалистам УО по успешному овладению интонационно-ритмической организацией речи детьми с заиканием.
Экспериментальное исследование проводилось на базе_____. В экспериментальном исследовании принимали участие 15 детей дошкольного возраста с заиканием.
Для достижения цели нами были использованы следующие методики:
Методика №1. «Воспроизведение интонации» (Архипова Е.Ф.). Цель методики: выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Включает 5 заданий. Оборудование: образцы предложений различных интонационных типов, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием (Приложение А).
Методика №2. «Диагностика выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» О.И. Лазаренко. Для отображения темпо-ритмической организации речи были выбраны задания на определение умения использовать нужный темп в речи и на выявление возможности детей чувствовать ритмический рисунок.
Задание 1: прочитать два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нужно читать, затем прочесть эти стихи без слов или прохлопать. Цель: выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения. Инструкция: прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти его вслух, затем прохлопай.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ритм – важная часть нашего общения. Он способствует созданию высказывания, организует его в нашем сознании, способствует формированию, передаче и восприятию значения высказывания, а также несет определенную функциональную нагрузку. В процессе общения ритм речи постоянно меняется в зависимости от различных факторов ситуации.
Нарушения темпо-ритмической стороны речи являются нарушения плавности речи, т.е. ее темпа и ритма. Состояние эмоционально-произвольной сферы ребенка с темпо-ритмическими нарушениями зависит от степени тяжести дефекта и его фиксации. К таким нарушениям относятся заикание, тахилалия и брадилалия.
Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации движений и ритмизации и включает в себя следующие задачи: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитие скорости и ритма неречевых и речевых движений.
В коррекционной работе с заиканием необходимо сочетать темп и ритм, что достигается с помощью специальных упражнений под музыку в процессе логопедической ритмики. Особая задача коррекционной работы – развитие чувства ритма.
Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи людей с заиканием была автоматизированной и устойчивой, темп и ритм необходимо подбирать индивидуально, чтобы человек чувствовал себя комфортно.
Цель нашего исследования была изучить особенности развития интонационно-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для достижения цели нами были использованы следующие методики:
Методика №1. «Воспроизведение интонации» (Архипова Е.Ф.). Цель методики: выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Включает 2 задания.
Методика №2. «Диагностика выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» О.И. Лазаренко. Для отображения темпо-ритмической организации речи были выбраны задания на определение умения использовать нужный темп в речи и на выявление возможности детей чувствовать ритмический рисунок. Включает 2 задания.
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. – М.: «Эребрус», 2003. – 204 с.
2. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. – М., 1983. – С. 180-221.
3. Бабичева А. Б. Особенности ритмической организации немецкой диалогической речи на супрасегментном уровне (экспериментально-фонетическое исследование): Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. – Москва, 2003. – 24 с.
4. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под ред. П. И. Беляковой. – М., 2002. – 3-20 с.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учеб. пособие для студ. Пед. Институтов по специальности «Логопедия». – М.: «В.Секачев», 2000. – 304 с.
6. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М., 2002. – 160 с.
7. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 2014. – №7. – С.82-85.
8. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. – 2005. – 144 с.
9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.
10. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: изд-во «Просвещение», 2013. – 134 с.
11. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. – №6. – с.28-37
12. Левина Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи // Дефектология. – 2011. – №1. – С.7-13.
13. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. – №1. – с.12-31
14. Поварова И.Л. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №4. – с.34-37
15. Раю Е.Ю. Нарушение темпо-ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2012. – №6. – с. 47-49.
16. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2012. – 36 с.
17. Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку / Ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. – М.: МГУ, 1967. – С. 76-94.
18. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 208 с.
19. Чернова М. М. Ритмомелодическая структура как компонент процесса самоорганизации текста: Автореф. дисс. ... канд. фи-лол. наук. – Горно-Алтайск, 2002. – 295 c.
20. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания// Логопедия. – 2005. – №3. – с.49-57
21. Ястребова А.В. Коррекция заикания детей младшего школьного возраста. – М.: «АРКТИ», 2000. – 96 с.