ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Педагогическое проектирование как научная проблема
1.2 Особенности педагогического проектирования на уроках музыки
1.3 Уровни способности младших школьников к элементарному музыкально-педагогическому проектированию
ГЛАВА 2 ПАРАДИГМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Слушание музыки
2.2 Вокально-хоровая деятельность
2.3 Метроритмическая импровизация
2.4 Выполнение творческих заданий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы и актуальность. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом исследования, анализа и внедрения. Нововведения не возникают сами по себе, они являются результатом исследований, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В связи с педагогическим процессом новаторство означает внесение чего-то нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и ученика.
Сейчас в Республике Беларусь формируется новая образовательная система, ориентированная на выход в мировое образовательное пространство. Возрастает роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню знаний общественности. Одна из таких технологий – метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при преподавании различных дисциплин, входящих в школьную программу. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественным наукам.
Педагогическое проектирование – комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста проблемы и в которой социокультурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты взаимодействуют и дополняют друг друга.
В настоящее время проектирование считается важнейшей составляющей педагогической деятельности. В этот процесс входят: образовательные системы разного уровня, содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития учреждения и т. д.
Объект исследования: процесс педагогического проектирования на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические проекты отдельных видов.
Цель курсовой работы: представить парадигмы проектирования видов художественного творчества на уроках музыки.
Задачи курсовой работы:
1. Обосновать уровни способности младших школьников элементарному музыкально-педагогическому проектированию.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 Педагогическое проектирование как научная проблема
Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношениях педагогов к собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, стереотипам образований. По мнению К. Джонса, задача проектирования на данном этапе – сознательно увеличить свою неуверенность, освободиться от заранее определенных решений, изменить стратегию мышления заданного потенциала, исходя из возможного потенциала основы на основе возможной деятельности [9, с. 78].
Решение данной проблемы требует от педагога значительного эмоционального и физического напряжения. Ему часто приходится отказываться от выученного, чтобы получить свободу, гибкость и широту взглядов до того, как будут приняты основные проектные решения. На данном этапе педагогу-проектировщику необходимо разрушить стереотипы решения проблемы. «Эти стереотипы, дополненные зачастую профессиональным снобизмом, невосприимчивостью к новому и к профессиональному развитию, срабатывают автоматически ...» [18, с. 75].
Рассматривая типичные для сознания и мышления педагогов стереотипы, штампы и барьеры, А.К. Маркова называет несколько наиболее распространенных. К ним она относится, пример, стереотипное выполнение некоторых действий (повторяющаяся структура урока, выставление отметок), отметка при этом, что их удельный вещи в мужских трудах другого учителя. К негативно оцениваемым стереотипам относится однообразие, монотонность средств воздействия и общества или реализация неверных установок и позиции учителя, среди которых наиболее широкое распространение распространенных возможностей. К общеизвестным стереотипам роли («учитель всегда прав»), когда педагог исходит из того, что сама его должность, не настоящий профессиональный авторитет обеспечивает его «правильное» влияние. А.К. Марков выделяет и другие стереотипы, и среди них «авторитарный стиль» педагогического лидерства». Усвоенные (явно или неявно) представления об учащемся как объекте воздействия являются причинной менторской позиции педагога в учебно-воспитательном процессе, преобладания в его действующем действии. Анализируя психолого-педагогический аспект организации процесса профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений, Л. Ф. Вязникова отмечает, что для того, чтобы попытки этот этап как минимум два шага: обнаружение собственных стереотипов и обессмысление стереотипов [3, с. 128].
ГЛАВА 2 ПАРАДИГМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Слушание музыки
Активное восприятие музыки является важнейшей задачей музыкального образования учеников и формируется в музыкальной деятельности достаточно индивидуально. Как уже было сказано выше, процесс музыкального образования требует целенаправленного формирования и учета развития основных компонентов музыкального слуха, среди которых ведущее место занимают музыкальные и слуховые представления. Поэтому, помимо общей работы по прослушиванию музыки, следует вводить другие формы, которые способствуют воспитанию случайных музыкальных и слуховых идей и, следовательно, активируют весь процесс музыкального восприятия младших школьников. Например, после прослушивания музыкального произведения учащимся предлагается с помощью рисунков, с помощью цветовой схемы или линейного изображения, выразить свое видение музыкального образа, тем самым раскрывая глубину индивидуального понимания музыкально-визуальных и музыкально-выразительных средств произведения. Индивидуализированную работу можно сочетать с дифференцированной групповой работой, в которой разные группы учащихся воплощают музыкальный образ посредством различных видов творческой деятельности.
Научные основы проектирования творческой деятельности: дифференциация критериев и уровней художественной чувствительности учащихся; краткое изложение их образных представлений.
Образовательная цель: развитие умения устанавливать производные эмоционального, рационального и деятельностно-практического в музыкальном творчестве. Осознание связи между чувствами, мыслями и действиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из проблем педагогического проектирования связана с необходимостью изменений в отношениях педагогов к собственной профессиональной деятельности, к собственному педагогическому опыту, стереотипам образований. Еще одна проблема исследуемого процесса – необходимость обучения для успешного осуществления педагогической проектной деятельности в будущем. Существенной проблемой, усложняющей процесс педагогического проектирования, являются индивидуально-личностных характеристики современного учителя. Музыкальное проектирование – это результат активного поиска и внедрения педагогических новшеств в музыкальный образовательный процесс. Отличительной чертой методологии проектирования является особая форма организации. музыкальное проектирование способствует интеграции не только в рамках образовательной структуры, но и на уровне взаимодействия между начальным и средним образованием: когда существует взаимосвязь между предметами из общеобразовательного цикла и дисциплинами из разных творческих областей в дальнейшем образовании. Использование проектной деятельности позволяет лучше понять сущность музыкального искусства, закономерности его действия, а также способствует взаимопроникновению музыкально-художественной и учебно-исследовательской деятельности. Главный результат проектирования: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, обладающей музыкальными способностями, не утратившей доброты и сострадания. Комплекс художественной деятельности, используемый на уроках фольклорного ансамбля, активно развивает детей. Пение, музыкальные движения и игра на элементарных инструментах интересуют детей своим демократичным характером и яркостью, колоритом. Формирование музыкальных способностей идет неравномерно, каждый вид деятельности напрямую активирует один из видов музыкальности, и в процессе выполнения каждого вида деятельности формируется только музыкальная память. Включая комплекс мероприятий в педагогический процесс, мы целенаправленно усиливаем формирование всех музыкальных способностей младших школьников.
1. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры / Н.К. Бакланова. – М.: Московский государственный институт культуры, 1994. – 118 с.
2. Беребин, М.А. Факторы риска психологической дезадаптации и её распространённость у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. ...канд. мед. наук / М.А. Беребин. – СПб., 1996. – 122 с.
3. Вязникова, Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен: монография / Л.Ф. Вязникова. – Хабаровск: ХГПУ, 2002. – 291 с.
4. Голешевич, Б.О. Методы музыкальной эвристики / Б.О. Голешевич. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2010. – 88 с.
5. Голешевич, Б.О. Научные основы проектирования сценариев уроков музыки / Б.О. Голешевич // Пачатковая школа. – 2018. – № 10. – С. 34-37.
6. Голешевич, Б.О. Педагогика музыкальных эвристик / Б.О. Голешевич. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2017. – 212 с.
7. Голешевич, Б.О. Педагогическая интерпретация интеллектуального ресурса музыки / Б.О. Голешевич // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. –2016. – № 29. – С. 19-22.
8. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
9. Джонс, Д.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Д.К. Джонс. – М.: Мир, 1976. – 374 с.
10. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Я. Дитрих. – М.: Мир, 1981. – 456 с.
11. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. – М: Академия, 2005. – 288 с.
12. Зарецкий, В.К. О двух подходах к проектированию инновационных образовательных систем / В.К. Зарецкий //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. – М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1994. – С. 25-28.
13. Зорилова, Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л.С. Зорилова // Технологии культуры. – М.: Альма Матер, 2008. – С. 17-22.
14. Ковалев, А.А. Основные методологические подходы в современном художественно-педагогическом образовании / А. А. Ковалев // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 27 окт. 2017 г. / Белорус, гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: И. И. Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. — Минск: Б ГПУ, 2017. –С. 62-64.
15. Костенчук, И.А. Коммуникативные аспекты совместной проектировочной деятельности / И.А. Костенчук // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. – М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1994. – С. 75-78.
16. Литвиненко, О.С. Проектирование педагогической модели индивидуализации музыкального обучения в условиях общего образования / О.С. Литвиненко // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10. – С. 191-195.
17. Перлин, Е.В. Танец, сценическое движение / Е.В. Перлин. – М.: МГУКИ, 2007. – 43 с.
18. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
19. Степанов, А.В. Архитектура и психология / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – М.: Стройиздат, 1993. – 295 с.
20. Цагарелли, Ю.А. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя / Ю.А. Цагарелли, З.Х. Муштари // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. – 1989. – №6. – С. 99-116.
21. Черниченко, В.И. Педагогика высшей школы / В.И. Черниченко. – М.: МГУКИ, 2002. – 119 с.