Введение
Глава 1 Специфика подготовки детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
1.2 Цель и задачи подготовки детей к обучению в школе
1.3 Особенности работы воспитателя по воспитанию интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Исследование процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
2.1 Методика исследования особенностей воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
2.2 Описание исследуемых методов и методические изучения воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
2.3 Результаты изучения процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
В течение последних лет в педагогической психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме интеллектуальной и мотивационной готовности к учению детей старшего дошкольного возраста. Растущие требования к организации воспитания и обучения дошкольников и младших школьников интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие со спецификой психического развития данного возраста. В этом контексте изучение интеллектуальной и мотивационной готовности детей к учению в школе приобретает особую научную новизну и социальную актуальность. Знание индивидуальных особенностей психического развития будущих первоклассников необходимо учителю для проектирования и реализации развивающих программ в процессе обучения в начальной школе.
Традиционно в нашей стране подготовка детей к школе входит в комплекс задач, решаемых системой дошкольного образования. Согласно новым требованиям обязательной частью современной программы дошкольного образования должно стать обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе. В условиях перехода современного образования на новые Федеральные государственные требования происходит смещение акцентов в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуального на личностный аспект.
Цель – рассмотреть особенности воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста и их интереса к школе;
2. Проанализировать процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста и их интереса к школе.
Глава 1 Специфика подготовки детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и сущность подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
В настоящее время остро стоит вопрос поиска оптимального подхода в обучении и подготовке дошкольников к учебной деятельности в школе. Основными характеристиками готовности ребенка к школе являются его психологические особенности и степень психологической готовности к учебному процессу. Изучая работы зарубежных и отечественных психологов, можно утверждать, что исследователи определяют психологическую готовность ребенка к школе как сложную систему, имеющую ряд важных компонентов.
В психологическом словаре под термином «готовность к обучению» понимается совокупность морфофизиологических характеристик ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому и организованному обучению.
В.С. Мухина утверждает, что «готовность к учебе и осознание потребности в учебе, возникающей в результате социального созревания ребенка, являются проявлением в нем внутренних противоречий, задающих мотивацию учебной деятельности» [1, с. 25].
Д. Эльконин же считает, что готовность ребенка к обучению предполагает «ротацию» социального правила, т.е. системы социальных отношений между ребенком и взрослым [2, с. 37].
Суть понятия «психологическая готовность к обучению» наиболее полно раскрывается в определении, данном Л.А. Венгером. Под психологической подготовленностью он понимал «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным». Составляющими этого набора являются прежде всего мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция детей, интеллектуальная и волевая готовность» [3, с. 29].
Глава 2 Исследование процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
2.1 Методика исследования особенностей воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
Диагностика особенностей воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе направлена на определение готовности обучающегося к новой для него деятельности - учебной. Учебная деятельность, в отличие от игровой, имеет ряд специфических характеристик. Основное внимание уделяется результатам, своенравию и целеустремленности.
Значительная часть учебных задач, которые выполняет первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Фактически, эти навыки относятся к так называемым предпосылкам образовательной деятельности, то есть к тем, которые еще не являются полностью образовательной деятельностью, но необходимы для начала овладения.
Для решения вышеперечисленных задач можно использовать следующие приемы:
− методика «Бусы»;
− методика «Узор».
Методика «Бусы» Цель: определить количество условий, которые ребенок может поддерживать в процессе деятельности, глядя на задание на слух.
Работа состоит из двух частей:
Часть I (основная) - выполнение задания (рисование бус),
Часть II - проверьте работу и при необходимости зачеркните бусинки.
Инструкции для Части I. Нарисуйте пять круглых бусинок на показанной нити, чтобы нить проходила через середину бусинок. Все бусинки должны быть разного цвета, средняя бусинка должна быть синей.
Заключение
В психологическом словаре термин «готовность к обучению» относится к совокупности морфофизиологических характеристик старшего дошкольника, что обеспечивает успешный переход к систематическому и организованному обучению.
Мероприятия по подготовке ребенка к школе должны быть правильно организованы и включать игровые формы работы наряду с элементами учебного процесса, чтобы ребенку было легче адаптироваться к новой для него среде. Необходимо равномерно развивать умственные и физические способности ребенка, поддерживать его психическое и физическое состояние в тонусе, чтобы соблюдать общую гармонию развития.
Процесс подготовки старшего дошкольника к обучению представляет собой сложную модель, состоящую из нескольких компонентов, которые тесно взаимодействуют друг с другом. Анализ всех компонентов позволяет не только определить общий уровень готовности ребенка к школе, но и разработать план дальнейших действий. В процессе подготовки старшего дошкольника к школе необходимо формировать у него умения самостоятельно и осознанно ставить цели, анализировать ситуацию, моделировать работу по достижению поставленной цели, акцентировать внимание на критериях ее оценки и следить за успеваемостью как промежуточных, так и конечных результатов. Для достижения этой цели необходимо применять комплекс различных методов и форм работы.
Большинство дошкольников, принявших участие в нашем исследовании, имеют высокий уровень психологической готовности к школе, поскольку показали достаточно высокий результат исследования по проведенным методикам. Основная стратегия современного общего образования - повышение его качества.
1. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл. / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
2. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /Д.Б. Эльконин. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
3. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей / А.Л. Венгер. – М., 2004. – 112 с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Бодович // Вопросы психологии. – 1979. – № 2(4). – С. 124-131.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка). – 302 с.
6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учеб. пособ. для вузов: по психологическим специальностям / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – 2-е изд. – Москва: Константа: Академический проект, 2005. – 503 с.
7. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1972. – №4. – С. 37-42.
8. Никулина, Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: учеб. пособ. / под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 84 с.
9. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 156 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 2006. – 213 с.
11. Александров, А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности /А.Г. Александров. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 100 с.
12. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды / Д.Б. Эльконин. – М.: НПО «МОДЭК», 2001. – 417 с.
13. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
14. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе / О.Б. Конева. – Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Макарова. – М., Просвещение, 1983. – 96 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.:Издательство «Наука», 1984. – 226 с.
17. Гелло, В.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Гелло. – М., 1977. – 16 с.
18. Григоренко, Е.Л. Диагностика готовности к школе по показателям устойчивости внимания / Е.Л. Григоренко, Э.М. Рутман // Вести Моск. ун-та. Сер.14. Психология. – 1990. – №1. – С. 68-71.