ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1 Особенности инклюзивного образования детей с нарушениями слуха
1.2 Технологии работы учителя-дефектолога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях интегрированного образования
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
2.1 Эмпирическое исследование по вопросу особенностей использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
2.2 Рекомендаций для педагогов по работе с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что социальная ситуация развития ребенка в настоящее время требует научного осознания и прогнозирования перспектив развития детства, концентрации усилий всех ответственных за его нормализацию: профессиональных воспитателей и родителей, исследователей детства и практиков, особенно социальных педагогов. Важнейшей воспитательной задачей данной системы является гармоничное и полноценное развитие личности детей как основы для дальнейшей учебной деятельности.
По причине того, что слабослышащие дети овладевают речью не таким образом, как слышащие, они нуждаются в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружены признаки нарушения слуха, чем раньше начинается обучение, тем больше шансов на успешное освоение речи и учебного материала.
Не мало важным аспектом в работе со слабослышащими детьми, является организация и проведение эффективной работы с родителями. Специалисты работающие в рамках инклюзивного и интегрированного образования должны осуществлять консультативную, просветительскую и коррекционно-развивающую деятельность с родителями детей с нарушением слуха. Данная работа направлена на формирование у родителей детей с нарушениями слуха эффективных методов взаимодействия с их детьми, что будет способствовать лучшему взаимодействию ребенка с нарушениями слуха с социумом.
В условиях модернизации образования разработка и внедрение принципов, условий, путей и методов интеграции детей с нарушениями слуха, создание условий для инклюзивного образования и воспитания данной группы детей приобретает особую актуальность. При этом важно не нарушать целостность традиционной системы специального образования, учитывать специальные, особые условия, которые необходимы для обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (С.В. Алехина [2], Г.Л. Зайцева [9], Н.Г. Сошникова [18] и др.)
Специфика организации работы с родителями учащихся с нарушениями слуха в условиях интеграции и инклюзивного образования рассматривалась в работах таких отечественных исследователей как: И. Ю. Биктуганов [4], Е.А. Лемех [20], В. В. Ткачева [14], В.В. Хитрюк [21], и др.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции с учетом их особенностей.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить вовлечение родителей детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции в совместную деятельность по решению педагогических задач.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
1.1 Особенности инклюзивного образования детей с нарушениями слуха
Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми, развитие самосознания, осознание своего места в общества.
Дети с нарушениями слуха школьного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Негативное влияние на социальное развитие слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатах, что обусловливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной 11 деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми [3, с. 559].
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции [6, с. 108].
Цель инклюзивного обучения – реализация прав детей с особыми образовательными потребностями на образование по месту жительства, их социализация и интеграция в общество, привлечения семьи к участию в учебно–воспитательном процессе [20, c. 18].
Сегодня в республике создана необходимая нормативно–правовая и учебно–методическая база, регламентирующая деятельность учреждений образования, осуществляющих образовательную интеграцию [20, c. 42].
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
2.1 Эмпирическое исследование по вопросу особенностей использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии
С целью изучения основных форм работы педагогов с родителями детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии, было проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования выступило: средняя школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти.
В анкетировании приняли участие 42 родителя, учащихся с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии средняя школа № 91 г. Минска имени Хосе Марти.
Цель анкетирования: изучение использования форм и методов работы педагогов с родителями детей с нарушениями слуха в ГУО «Средняя школа № 91 г. Минска им. Хосе Марти».
Исходя из цели, анкетирование должно быть основано на изучение организации работы педагога с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, отражать форму методов, которые использует педагог в работе с родителями, а также изучение оценки родителями детей с нарушениями слуха работы педагога. На основании вышеперечисленных критериев нами были разработаны пять вопросов, которые способствуют изучению заявленной проблеме.
Таким образом, с целью проведения данного опроса, была разработана анкета «Формы и методы работы учителя с родителями воспитывающими детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях инклюзии». Данная анкета предполагает под собой 5 вопросов, на каждый из которых предоставлен ряд ответов. Каждый родитель должен был ответить на эти вопросы, опираясь на опыт в работе с педагогом учреждения образования.
Анкета «Формы и методы работы учителя с родителями воспитывающими детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях инклюзии»
1. Устраивает ли Вас организация работы педагога по сопровождению родителей имеющих детей с нарушениями слуха?
А) Да Б) Нет
2. Какую форму методов в работе с Вами педагог использует чаще?
А) Индивидуальная Б) Групповая
3. Какая форма методов в работе педагога Вам наиболее приемлема?
А) Индивидуальная Б) Групповая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы являлось теоретически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции с учетом их особенностей.
В ходе теоретико-методологического изучения использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции нами были определены особенности вовлечения родителей детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции в совместную деятельность по решению педагогических задач, проанализированы формы взаимодействия педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции; охарактеризованы методы и содержание работы учителя-дефектолога с родителями детей с нарушением слуха, в условиях интеграции.
В ходе эмпирического изучения использования форм работы педагога с родителями детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях образовательной интеграции нами было проведено исследование на базе ГУО «ГУО «Средняя школа № 91 г. Минска им. Хосе Марти». В исследовании приняли участие 42 родителя, воспитывающих детей с нарушением слуха.
Исходя из цели исследования (изучение использования форм работы педагога с родителями с нарушением слуха), нами была составлена анкета, вопросы, которой отражали системное изучение цели.
Результаты полученные в ходе опроса, определи, что родители в большей степени удовлетворены организацией работы педагога, основными методами применяемыми по отношению к родителям, воспитывающих ребенка с нарушениями слуха являются индивидуальные, педагог в своей работе использует разнообразные формы взаимодействия с родителями, основными из них являются: индивидуальная консультация, беседа, выступление на родительском собрании. Проведенное нами исследование форм работы педагогов с родителями детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии, способствовало установлению основных методом взаимодействия педагога с родителями, а также выявлению удовлетворенности родителей по организации работы педагогом с ними.
Таким образом, проведенное нами исследование форм работы педагогов с родителями детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях образовательной инклюзии, способствовало установлению основных методов взаимодействия педагога с родителями, а также выявлению удовлетворенности родителей по организации работы педагогом с ними.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И Белякова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 342 с.
2. Алехина, С. В., Семаго, Н. Я., Фадина, А.К. Инклюзивное образование. / под. ред. С. В. Алехиной – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
3. Барабанов, Р. Е. Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха // Молодой ученый. − 2015. − № 5. − С. 559-560.
4. Биктуганов, Ю. И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью: учеб. пособие / Ю. И. Биктуганов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2016. – 148 с.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М. : Академия, 2002. – 106 с.
6. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 14-20.
7. Грибоедов, Т. П., Мешкова, С. И. Социальное партнерство в образовании: теория, опыт, механизмы реализации: учебно–методическое пособие / Т. П. Грибоедов. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 124 с.
8. Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/.
9. Зайцева, Г.Л. Современные подходы к образованию детей с недостатками слуха / Г.Л. Зайцева// Дефектология. – 2009. – №5. – С.71.
10. Катаева, А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта / А.А. Катаева // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2004. – 125 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243–З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.
12. Образовательный стандарт специального образования (Основные нормативы и требования): Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 № 60 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/.
13. Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь: Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/.
14. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Ткачева [и др.] ; под ред. В. В. Ткачевой. – М. : Академия, 2014. – 272 с.
15. План мероприятий по реализации концепции развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь в 2016 – 2020 гг.: Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.01.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: pravo.by/.
16. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова. Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Лабузова. - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009 - 205 с.
17. Соловьева, И.Т. Психология глухих детей / Под ред. ИТ. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М, 2001. – 198 с.
18. Сошникова, Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. … канд. пед. наук / Сошникова Наталья Григорьевна. – М., 2008. – С.53
19. Обухова, Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка / Т.И. Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 2003. – 295 с.
20. Хитрюк В.В. Интегрированное и инклюзивное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития: учебно-методическое пособие / В. В. Хитрюк [и др.]; под ред. Е. А. Лемех. - Минск: БГПУ, 2018. -144 с.
21. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями : учеб.-метод. пособие / В. В. Хитрюк. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – 112 с.
22. Хитрюк В. В. Основы инклюзивного образования: учеб.-метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 122 с.