ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
1.1 Характеристика современного физического воспитания в странах ближнего и дальнего зарубежья
1.2 Актуальные проблемы физического воспитания в зарубежных странах
1.3 Программное обеспечение физического воспитания детей в дошкольных учреждениях ближнего и дальнего зарубежья
ГЛАВА 2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И США
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ программ физического воспитания детей дошкольного возраста в США и Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание – одно из необходимых условий для правильного развития детей. Занятие физкультурой с раннего возраста дает человеку физическую подготовку, развивает ловкость, четкость и скорость реакции, повышает активность, развивает мышление и воображение.
Для решения задач физического воспитания нужно знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Очень важно понять, что под влиянием различных средств физического воспитания (гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений) укрепляется здоровье, улучшается физическое развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества и создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Проблема совершенствования физического воспитания в дошкольных учреждениях, несмотря на повышенное внимание, уделяемое ей ведущими учеными и педагогами-новаторами, по-прежнему остается одной из самых актуальных. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Цель исследования: теоретический обзор и сравнительная характеристика систем физического воспитания детей дошкольного возраста в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Объект: система физического воспитания детей
Предмет: процесс физического воспитания детей в странах ближнего и дальнего зарубежья
Задачи:
1. Дать характеристику системам физического воспитания ближнего и дальнего зарубежья
2. Определить актуальные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста за рубежом
3. Провести анализ систем физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь и США.
Объект: система физического воспитания детей
Предмет: процесс физического воспитания детей в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Степень разработанности темы. Физическое воспитание детей в странах ближнего и дальнего зарубежья достаточно полно изучена в научной литературе. Среди исследователей данной тематики выделяются В.М. Баршай, П.А. Жукова, Т.П. Завьялова, А.А. Зайцев, О.В. Ивасева, Т.К. Ким, и др.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
1.1 Характеристика современного физического воспитания в странах ближнего и дальнего зарубежья
Все европейские страны признают важность физического воспитания. Эта дисциплина лежит в основе учебной программы всех без исключения общеобразовательных школ. В большинстве стран Западной Европы цели и задачи физического воспитания, учащихся устанавливаются на государственном (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия, Франция), региональном (Германия, Испания, Швейцария) или местном уровне. Однако при всех этих подходах в странах Европейского сообщества (ЕС), Швейцарии, Австрии и странах Северной Европы приоритетом является индивидуальность ученика, его социальное развитие, спорт и социальное взаимодействие, а также само физическое воспитание считается важной, незаменимой частью общего образования. Отмечается решающая роль движения, игр и спорта в общем развитии детей и молодежи. Цели физического воспитания –способствовать гармоничному физическому и умственному развитию, удовлетворять потребности в движении и игре, способствовать общему развитию личности в духовной, эмоциональной, поведенческой, социальной, а также физической и двигательной областях. Другими важными целями и задачами физического воспитания являются приобщение ребенка к занятиям спортом, развитие таких моторных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, поднятие и перенос тяжестей, метание, равновесие, защита, специализация моторных навыков и развитие навыков действий и адаптации к окружающему миру, в котором усиливаются процессы урбанизации и индустриализации. Правильно организованная физическая культура гарантирует развитие таких важных в современном обществе форм поведения: меры безопасности, движение, плавание и т. д. [5].
Физическое воспитание также помогает снизить внутренний стресс, особенно с помощью музыки, и помогает развивать эстетические вкусы. Отмечается, что ребенка нужно не только обучать различным двигательным навыкам, предоставлять ему множество возможностей для игр и занятий спортом, но и быть готовым к преодолению исключительных (экстремальных) жизненных ситуаций. Наконец, в странах Западной Европы в цели и задачи физического воспитания входит знакомство детей и молодежи с природой, жизнью во время отдыха. Эти виды физической активности рассматриваются как веский повод для контактов, согласованных и совместных действий не только друг с другом, но и между детьми и учителями, родителями и другими взрослыми. Европейские университеты готовят учителей двух типов: учителя начальных классов и учителя физкультуры.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И США
2.1 Организация и методы исследования
В ходе проведенного исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Целью анализа было представление объективной картины имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. В ходе исследования проанализировано 27 источников. В результате анализа сделаны выводы, выраженные в Главе 1.
Синтез – исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. Касательно данного исследования, данный метод был использован автором для характеристики современного физического воспитания в странах ближнего и дальнего зарубежья, актуальных проблем физического воспитания в зарубежных странах, а также программного обеспечения физического воспитания детей в дошкольных учреждениях ближнего и дальнего зарубежья.
Сравнение — метод количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»), утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление. Метод использовался для сравнения преимуществ и недостатков программ физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь и США.
Метод обобщения использовался для формулирования результатов и выводов исследования.
В США в качестве программ физического воспитания дошкольников выделяются «Хэд Старт», «Джимбори», «Уотер-Бейби» и др.
В Республике Беларусь физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. 138 «Утверждение программы дошкольного образования». В этой программе есть разделение в соответствии с инструкциями общего развития детей, одним из которых является «Физическое развитие» учащихся.
Направление «Физическое развитие» включает содержание, обеспечивающее гармоничное физическое развитие детей и предусматривающее формирование культуры здоровья (первостепенные представления о здоровье, здоровом образе жизни человека), физической культуры ребенка (формирование моторики, развитие физические и личностные качества, воспитание потребностей в физическом совершенствовании).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В большинстве стран Западной Европы цели и задачи физического воспитания, учащихся устанавливаются на государственном (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия, Франция), региональном (Германия, Испания, Швейцария) или местном уровне. Однако при всех этих подходах в странах Европейского сообщества (ЕС), Швейцарии, Австрии и странах Северной Европы приоритетом является индивидуальность ученика, его социальное развитие, спорт и социальное взаимодействие, а также само физическое воспитание считается важной, незаменимой частью общего образования.
2. В физическом воспитании во всем мире решается вопрос об основном направлении его дальнейшего развития. При этом мнения по этой проблеме нет, разные специалисты и разные национальные научные школы решают ее по-разному, иногда эти решения вступают в серьезные противоречия. Однако это неизбежный процесс в контексте растущей мотивации, вызванной высокотехнологичной культурой, потому что мы говорим о сохранении и укреплении здоровья новых поколений детей и взрослых. В большинстве стран курсы физического воспитания проводятся воспитателем в государственных дошкольных учреждениях. Однако это не распространяется на частные дошкольные учреждения, особенно детские центры и поликлиники, где уроки с детьми проводят сертифицированные специалисты по физическому воспитанию. В большинстве стран мира основными видами физических нагрузок для детей детского сада являются подвижные игры, гимнастика, танцы, бег, прыжки, метание, игры с мячом, беговые упражнения и др.
3. В результате проведенного анализа программ физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь и США автором исследования были выделены следующие достоинства в США: применение упражнений различной направленности (танцы, игровые виды спорта, элементы фитнеса), учет возрастных особенностей воспитанников при проведении и дозировке физических упражнений, теоретическая подготовка воспитанников дошкольных учреждений, тестирование развития физических качеств в соответствии с возрастными особенностями детей, вариативность и самостоятельность при выполнении физических упражнений со сторон дошкольников; в Республике Беларусь: применение упражнений различной направленности (танцы, игровые виды спорта, элементы фитнеса), учет возрастных особенностей воспитанников при проведении и дозировке физических упражнений, наличие должности педагога, который занимается физическим воспитанием детей (руководитель физического воспитания), обучение детей в процессе выполнения физических упражнений качествам взаимовыручки и взаимодействию (формирование чувства коллективизма у детей), стандартизация на государственном уровне программ по физическому воспитанию дошкольников.
1. Баршай, В.М. Физическое воспитание дошкольников как основа здоровья современного общества / В.М. Баршай, С.Н. Кривсун // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №11. – С. 43-46.
2. Борисова, М.М. Дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников / М.М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 2. – С. 20-25.
3. Жукова, П.А. Особенности физического воспитания современных дошкольников / П.А. Жукова, Е.В. Хомутова // Наука-2020. – 2019. – №6. – С. 153-157.
4. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Т.П. Завьялова. – Москва: Юрайт, 2020. – 173 с.
5. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников / Т.П. Завьялова. – Москва: Юрайт, 2020. – 351 с.
6. Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева. – Калининград: Изд-во КГУ, 2017. – 71 с.
7. Ивасева, О.В. Новый подход к дифференциации физической подготовки детей дошкольного возраста / О.В. Ивасева // Проблемы организации и совершенствования образовательного процесса на современном этапе: материалы межвуз. науч.-метод. конф. – Краснодар: КубГУ, 2012. – С.25-30.
8. Ивасева, О.В. Программно-нормативный аспект процесса физического воспитания дошкольников / О.В. Ивасева, А.Н. Качур // Вестник Академии знаний. – 2015. – №5. – С. 17-22.
9. Ким, Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Т.К. Ким. – Москва: Академия, 2018. – 318 с.
10. Круцевич, Т.Ю. Педагогические условия сопряжённого развития физических и нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / Т.Ю. Круцевич, Н.Е. Пангелова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – №2. – С. 74-76.
11. Кучма, В. Р. Физическое развитие детей в начале ХХІ столетия / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина, А. Г. Платонова. – К.: Генеза, 2013. – 128 с.
12. Лях, В.И. Сравнительный анализ европейских и российских концепций физического воспитания детей школьного возраста / В. И. Лях, А. В. Вишняков // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры: материалы Международной научно-практической конференции. Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского; Институт физической культуры и спорта, 2016. – С. 63-67.
13. Магомедов, А.М. Педагогические основы взаимосвязи умственного и физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, М.Ц. Садрудинова, О.И. Иманалиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2008. – №7. – С. 16-20.
14. Магомедов, А.М. Управление физическим воспитанием дошкольников средствами подвижных игр / А.М. Магомедов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – №2. – С. 33-39.
15. Малахаева, О.А. Модульно-интегративная программа курса физического воспитания дошкольников 6-7 лет / О.А. Малахаева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – Москва, 2015. – С. 6-9.
16. Мещерякова, Е.А. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования / Е.А. Мещерякова, Н.М. Воронина // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 60-62.
17. Параничева, Т.М. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина // Альманах «Новые исследования». – 2012. – №4. – С. 68–78.
18. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 256 с.
19. Столяров, В. И. Современная теория физического воспитания / В. И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – № 1. – С. 13-25.
20. Тарасова, И.В. Роль семьи в процессе физического воспитания дошкольников / И.В. Тарасова // Наука-2020. – 2018. – № 4. – С. 129-132.
21. Тимошина, И.Н. Особенности инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников / И.Н. Тимошина // Ульяновский медико-биологический журнал. – 2011. – №1. – С. 93-100.
22. Тимошина, И.Н. Повышение адаптационных возможностей организма дошкольников в процессе физического воспитания / А.М. Магомедов, И.Н. Тимошина, С.В. Богатова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 4. – С. 45-53.
23. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2019. – 479 с.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2014. – 264 с.
25. Чернышенко, Ю.К. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, В.А. Баландин, Е.В. Демидова // Физическая культура, спорт: наука и практика. – 2011. – № 4. – С. 20-25.
26. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В.Н. Шебеко. – Минск: Высшая школа, 2015. – 287 с.
27. Шкурпит, М.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / М.Н. Шкурпит, Н.В. Ткаченко // Проблемы и перспективы развития образования. – 2016. – №4. – С. 107-111.