ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Специфика развития математических способностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Особенности использования дидактических игр на уроке математики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Дидактические настольно-печатные игры и игровые упражнения на уроках математики для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Сюжетно-ролевые дидактические игры на уроках математики для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Специальное образование в Республике Беларусь реализует задачу развития учащихся с различными психофизическими особенностями, в том числе с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Однако существующие программы обучения таких учащихся, на наш взгляд, перегружены фактическим материалом, который не в полной мере позволяет отрабатывать и закреплять практические умения и способы деятельности, не способствует овладению учащимися новыми социальными связями и подготовке к независимой жизни.
Содержание обучения математических представлений, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью, способы организации деятельности по его усвоению, переработке, сохранению и применению, коррекционные возможности того или иного раздела программы нередко оцениваются без учета их специфического характера.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формальному восприятию математического материала (геометрические фигуры, числа), способность к быстрому широкому обобщению математических объектов, действий, способность мыслить свернутыми структурами и математическая память.
А. В. Хуторской формулирует понятие «компетенция» как совокупность качеств личности (знаний, умений, представлений, навыков), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
Современные тенденции социально-экономического развития общества и состояние экономического образования и воспитания учащихся представлены в работах В. Н. Абрамовой, Е. Н. Ступиной, А. Т. Ступиной. Вопросы математического образования и воспитания учащихся всесторонне раскрыты в исследованиях Т. С. Терюковой, В. В. Неволиной, И. А. Сасовой.
В специальной психолого-педагогической литературе определены основные содержательные направления в формировании учащихся элементов математических знаний, практических умений. В основном исследования выполнены в рамках содержания учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (Д. Виткаускайте, С. Ю. Конопляста, Н. П. Павлова, Е. И. Разуван, Т. Н. Стариченко, И. М. Бгажнокова).
Российские ученые С. Чернер, А. Т. Ступина отмечают, что математическое образование учащихся в учреждениях образования имеют свои особенности. Ведется работа по формированию элементарных понятий, раскрывающих экономические (математические) процессы; формированию мышления учащихся; освоению практического опыта, необходимого для решения хозяйственных задач.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обладают рядом психолого-педагогическими особенностями, влияющими на процесс обучения: отличительными чертами развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально–волевой сферы.
Внимание у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отличается ярко выраженными недостатками: малой устойчивостью, трудностями распределения внимания, замедленной переключаемостью. У них особенно страдает непроизвольное внимание [14, с. 195]. Это связано с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью обнаруживаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Фрагментарность, уподобление образов и другие нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности детей учащихся с интеллектуальной недостаточностью [16, с. 106].
Школьники с интеллектуальной недостаточностью характеризуются фрагментарностью, неточностью и схематичностью воображения. Формирование воображения у таких детей происходит в неблагоприятных условиях: бедного жизненного опыта и несовершенных мыслительных операций.
Основные процессы памяти у учащихся с интеллектуальной недостаточностью свои имеют специфические особенности: лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; более трудное запоминание и осознание внутренних логических связей [19, с. 167].
Процесс мышление учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стереотипностью, некритичностью, тугоподвижностью, недостаточной гибкостью, медленным темпом становления мыслительной деятельности и низкой ее мотивацией.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие всех мыслительных операций. Основными особенностями их протекания являются: бессистемность, бедность, фрагментарность, недостаточная целенаправленность. Можно отметить снижение возможности обобщения, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, затруднения при сравнении [21, с. 142].
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Дидактические настольно-печатные игры и игровые упражнения на уроках математики для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Дидактическая игра является сильнейшим стимулом для активной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке, закреплением и накоплением полученных знаний.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения младших школьников. В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот учебный материал, без которого нельзя участвовать в игре.
Результативность дидактических игр зависит от методики их организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании умственно отсталых детей с использованием игровых методов можно достичь при условии направленности каждой игре на выполнение программных задач конкретных предметов.
Мною были подобраны дидактические игры для использования на уроках математики.
Обучение детей основам математике происходит через непосредственно образовательную деятельность, развивающие игры В. Воскобовича («Геоконт Малыш», «Счетовозик», «Квадрат В. Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Чудо – цветик», «Логические блоки Дьенеша», «Фонарики», «Волшебная восьмерка», «Счетные палочки Кюизенера»), задачи – шутки, развивающие игры и упражнения, игры – головоломки, загадки, кружковую деятельность и т.п., сопровождаемыми презентациями «Забавные фигурки», «Конфетное вычитание», «Математический поезд» и др.. Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно ли они выполняют сложные задания.
В данной серии игр, которые мною разработаны, были направлены на формирование у детей умения использовать количественный счет и порядковые числительные в пределах 5-ти в ходе настольно-печатных игр и игровых упражнений:
1. Дидактическая игра «Домики»
Цель: развитие ориентировки на поверхности
Задачи: развитие восприятия цвета и плоской формы, развитие координации движения, развитие ориентации (право-лево, над, под)
Ход упражнения: Детям предлагается рассмотреть домик и фигуры, которые необходимо будет расставить на макете домика. Далее педагог предлагает назвать каждому из учащихся фигуры и цвет каждой из них. В данном процессе необходимо оказывать помощь детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обладают рядом психолого-педагогическими особенностями, влияющими на процесс обучения: отличительными чертами развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально–волевой сферы.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью характеризуются следующими психолого–педагогическими особенностями: недоразвитием познавательных процессов, несформированностью познавательных мотивов, нарушениями эмоционально–волевой сферы, неустойчивым вниманием, слабостью собственных намерений и побуждений, низкой потребностью во внешней речи, речевой пассивностью. Процесс мышления учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стереотипностью, некритичностью, тугоподвижностью, недостаточной гибкостью, медленным темпом становления мыслительной деятельности и низкой ее мотивацией, что необходимо учитывать при коррекционной работе с такими детьми.
При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью математике рекомендуется использовать геометрические фигуры, что позволяет детям опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане и способствует созданию ситуации успеха. Уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки для снижения их утомления.
Интеллектуальная недостаточность – это не только одна из причин, по которой ученики могут научиться решать простые задачи, как правило. Необходимо учитывать опыт учащихся в различных видах деятельности (бытовой, образовательной). Необходимо понимать те слова и фразы, которые необходимы для понимания объективной и логической сущности условия.
Формирование элементарных математических представлений является важнейшей задачей образования школьников. Значение учебно-воспитательной работы по данному разделу программы для специальных учреждений очень велико, так как развитие начальных математических представлений способствует коррекции наиболее слабой стороны психической деятельности умственно отсталых детей - развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Дидактические игры на уроках математики могут способствовать развитию мышления детей с интеллектуальной недостаточностью, на основе этого были разработаны и предложены в данной работе следующие игры: дидактические настольно-печатные игры и игровые упражнения, а также сюжетно-ролевые дидактические игры. Данные игры помогут педагогу разнообразить преподавание на уроках математики, будут способствовать развитию у детей не только интеллектуальных способностей, но мотивации к обучению.
1. Алексеева, О. А. Обучение младших школьников с задержкой психического развития пониманию текста сюжетных задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алексеева О. А. – СПб. : Наука, 2014. – 15 с.
2. Антропов, А. П. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие / А. П. Антропов. — СПб. : Образование, 1992.
3. Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеев. – М. : Просвещение, 2009. – 236 с.
4. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопр. психол. – 1969. – № 1. – С. 15-25.
5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
6. Зыгманова, И. В. Приемы обучения решению арифметических задач учащихся младших классов вспомогательной школы / И. В. Зыгманова // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 92
7. Жидкина, Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида / Т.С. Жидкина. – М. : Академия, 2005. – 192 с.
8. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 267с.
9. Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С. 86
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М: Просвещение, 1972. – 261 с.
11. Масловская, Т. А. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / Т. А. Масловская // Начальная школа. – 2003. - № 2. – С. 73.
12. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский. – М.: Педагогика, 1990. – 450 с.
13. Мирский, С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.
14. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 c.
15. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике [Текст] / М.Н. Перова. - М.:Просвещение,1996. - 327 с.
16. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2004. – 160 с.
17. Перова, М. Н. Развитие методических основ преподавания математики в специальной (коррекционной) школе / М. Н. Перова, И. М. Яковлева // Инновации в образовании. – 2013. – № 9. – C. 56
18. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения первого отделения I–V классы: русский язык. – М.: НИО, 2007. – 193 с.
19. Пузанова, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
20. Пылаева, В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. –2008. – № 7. – С. 86.
21. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 184 с.
22. Шилова, И.М. Технология изучения и анализа воспитанности современных школьников / И.М. Шилова. – М.: Педагогика, 2001. – 135 с.
23. Шинкаренко, В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Изд-во БГУ, 2013. – 103 с.