ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1 Сущность понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки»
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
1.3 Роль и значение уроков обучения грамоте в процессе развития коммуникативно стороны речи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
2.1 Формы и методы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста на уроках обучения грамоте
2.2 Развитие направлений работы по развитию коммуникативной стороны речи на уроках обучения грамоте
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, направленности и саморегуляции своих действий; развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
Проблема формирования коммуникативных способностей является предметом исследования многих авторов – А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, А.Г. Рузская. Тематические исследования фокусируются на проблемах общения, а не на коммуникативных навыках. Коммуникативные способности рассматриваются в психологии развития, общей психологии, инженерной психологии, психологии труда и педагогической психологии, в психолингвистике. Этот тип способностей происходит из структуры общих способностей. В научных исследованиях Б.М. Теплов отразил структуру, концепцию способностей, которая впоследствии послужила основой для новых исследований И.Р. Алтуниной, А.А. Бодалева, Г.С. Васильева, Э.А. Голубевой, В.В. Кольцовой, А.А. Кидрона, К.К. Платонова и др. В этих научных исследованиях авторы дают определение понятия, а также рассматриваются функциональная структура и методы изучения коммуникативных навыков.
Проблемой формирования коммуникативных способностей младших школьников занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунирова, Н.С. Глуханюк. В работах этих исследователей накоплен подход к пониманию коммуникативных навыков как сложных и осознанных коммуникативных действий детей и школьников, помогающих правильно выстроить свое поведение, управлять им в соответствии с коммуникационными задачами.
Ориентация современной науки на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в числе актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, для его личностного самоопределения. Однако после довольно полного теоретического изучения этот вопрос еще не получил глубокого практического понимания учителями. Педагогические исследования в области содержания и методов коммуникативного развития детей младшего школьного возраста выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1 Сущность понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки»
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому что термин широко используется в русской бытовой речи ежедневно, где имеет интуитивно понимаемое, но с научной точки зрения не определенное значение. Такое определение требуется также, потому что в научной литературе смысл слова «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его используют [8, с. 85].
Природа общения, ее определенные и возрастные особенности, механизмы, конечно, и изменение стали предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, экспертов в социальной, детской и возрастной психологии. Однако, различные исследователи вкладывают не идентичный смысл в понятие общение.
Это известно, поскольку набор определения общения за рубежом предлагается множество. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. Н. Леонтьев сообщает, что только в англоязычной литературе к 1969 году предлагались 96 предложений понятия общение [9, с. 361].
Среди исследователей есть различные точки зрения на сущность, функцию общения:
1) общение – это коммуникация, коммуникативный процесс (Р. А. Максимова, Б. А. Родимов, Н. Винер и др.) или обмен информацией (Осгуда)
2) общение – один из видов деятельности (А. Н. Леонтьев и др.); которому компоненты, свойственные деятельности вообще.
3) общение может существовать в различных формах: в своей исходной форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или мысленного (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева и др.).
Все эти подходы отражают разнообразие феномена общение.
Общение – это сложный и многосторонний процесс, который может действовать в то же время, что и процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, как отношение людей друг другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сочувствия, сопереживания и взаимопонимания [3, с. 35].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
2.1 Формы и методы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста на уроках обучения грамоте
Высокая форма общения учащихся друг с другом и с преподавателем будет важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, поскольку общение – это определенное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с целью установления отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Поэтому очень важно развивать высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что является предпосылкой для формирования нового типа отношений между учителем и учеником, между одноклассниками. Главной характеристикой коммуникативного подхода к обучению является «обучение общению посредством общения».
С первых дней учебы ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении всего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на задний план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети вступают в контакт друг с другом через учителя [18, с. 73].
Имеющийся опыт использования игровых техник в отечественных и зарубежных школах доказывает целесообразность развития коммуникативных навыков и социального поведения в ходе ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
Основой данной игры является процесс ролевого общения студентов в соответствии с распределением ролей между ними и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их воспроизведение. Создание образов и их воспроизведение (живое) и являются компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общения и может осуществляться в парной (диалоговой) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют собой реальные и мнимые ситуации общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение многостороннее, включает много форм и видов. Все еще нет никакого единства в интерпретации понятия «общение», его механизмов. Это производит различные подходы к коммуникационному изучению, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения полное развитие ребенка невозможно. Коммуникация – это средство связи материального и духовного мира, передача информации от человека к человеку, а так же с целью воздействовать на социальные процессы используется обмен и передача информации в общении. Коммуникативная сторона проявляется в обмене информацией, интерактивная – в реализации взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и расшифровки ими знаков системы общения, перцептивная – в чтении собеседника за счет таких психологических механизмов как сравнение, идентификация, восприятие, отражение.
Младший школьный возраст – это период важнейших новообразований, которые возникают во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Смена деятельности способствует перестройке всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения. Они становятся более произвольными, управляемыми. младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире.
При формировании и развитии коммуникативной стороны личности ребёнка целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой и методикой, и соотносить его с новейшими тенденциями языковой теории и практики, основываясь на принципах системности, научности, непротиворечивости, объяснительной силы, преемственности этапов обучения, а также руководствуясь идеей индивидуального подхода к каждой взятой личности ребёнка. Воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку – глобальная проблема современного образования, требующая особого внимания и детальной проработки.
1. Андрус, Н.Я. Искусство общения / Л.А. Андрус, А.Б. Невелев, И.Н. Волотская. – Челябинск, 2003. – 205 с.
2. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком / А.А. Бодалев. – М., 2003. – 200 с.
3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Е. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672 с.
4. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
6. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 295 с.
7. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М., 2001. – 307 с.
8. Еорянина, В.А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. Вузов / В.А. Еорянина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 416 с.
9. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568 с.
10. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 2003. – 240 с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии / Я.Л. Коломинский. – Минск, 2002. – 240 с.
12. Леонтьев, А. А. Психология общения: уч.пособие для студ. вузов. – 4-е изд. / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл; «Академия», 2007. – 368 с.
13. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / Л.Л. Леонтьев. – М.: Знание, 2000. – 481 с.
14. Лисина, М. И. Развитие общения у детей впервые 7 лет жизни / М.И. Лисина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – №4. – С. 21-53.
15. Межличностные отношения от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – Воронеж, 2000. – 392 с.
16. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии Учеб. Для студентов высш. Учеб. Заведений. В 2 кн. Кн. 1. / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2004. – 360 с.
17. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 2000. – 372 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи, развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – М., 2006. – С.64-93.
19. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Метод. реком-ции / Т.В. Сенько. – Л.,2001. – 348 с.
20. Урунтаева, Е.А. Практикум по дошкольной психологии / Е.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304 с.