ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Понятие сенсорного развития
1.2. Особенности сенсорного развития учащихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Выводы
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель, методика и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой фазой которого является сенсорный опыт. Успех умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. о том, как ребенок прекрасно слышит, видит, воспринимает окружающую среду.
Оказалось, что ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям в любом возрасте. В связи с этим каждая возрастная фаза становится благоприятной для дальнейшего нейропсихологического развития и всестороннего обучения ребенка младшего школьного возраста.
Ученые считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одним из основных аспектов обучения. Они разработали различные дидактические игры и упражнения, чтобы познакомить детей со свойствами и атрибутами предмета.
В настоящее время наблюдается значительное расширение области исследований в отечественной специальной педагогике и психологии в связи с возрастающим интересом к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Причиной тому является, прежде всего, значительный рост детей этой категории в обществе, а также постоянные попытки их воспитания и воспитания в семье и специальных учебных заведениях.
Актуальность статьи обусловлена скудностью научных работ, осознанными проблемами возможности развития сенсорной сферы у детей с церебральным параличом. Между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими, высшими сферами психики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
1.1. Понятие сенсорного развития
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие ставит перед собой главную задачу– помочь ребенку накопить представления о цвете, форме величине предметов и т. д. Для правильного понимания сенсорного развития важно учитывать возрастные этапы развития детей младшего школьного возраста.
На основе сенсорики ребёнок познаёт мир ещё с младенчества (пробуя все на вкус, ощупывая). Сенсорика нам даёт большие возможности для ознакомления с окружающим миром, так как на основе чувственного восприятия дети знакомятся с окружающим миром. Все знания, которые ребёнку получает с помощью сенсорики, являются важными для ребёнка, и стимулируют его для изучения чего-то нового.
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящееся вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно [6].
Даже на занятиях в детском саду воспитателя, например, во время ухода за растениями дают детям потрогать растения, рассмотреть листочки, понюхать цветы, потрогать землю. Во время изучения нового материала воспитателя стараются каждому ребёнку предоставить материал для тактильного ощущения.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Цель, методика и организация экспериментального исследования
Целью нашей опытно-экспериментальной работы является разработка психолого-педагогических приемов сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
В соответствии с выдвинутой целью, опытно-экспериментальная часть работы предполагает решение следующих задач:
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
2. Разработать и апробировать на практике психолого-педагогические приемы сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Предмет опытно-экспериментальной работы: уровень сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Соответственно поставленным задачам опытно-экспериментальная деятельность в научной работе строилась согласно следующим этапам:
1. Констатирующий этап. Целью, которого являлось определить инструментарий для изучения уровня сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом и провести диагностику.
2. Следующий этап формирующий. На данном этапе, на основании результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент, заключающийся в разработке и апробации психолого-педагогических приемов сенсорного развития детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Апробация была осуществлена в экспериментальной группе, с контрольной группой работа не проводилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сенсорные процессы (опущения, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущения и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности. Так как ребёнок изучает находящееся вокруг его, например, с помощью тактильных ощущений (ощупывает предметы), обоняния, зрительно.
Даже на занятиях в детском саду воспитателя, например, во время ухода за растениями дают детям потрогать растения, рассмотреть листочки, понюхать цветы, потрогать землю. Во время изучения нового материала воспитателя стараются каждому ребёнку предоставить материал для тактильного ощущения. На занятиях по физкультуре, дети ходят по досточкам различным, играют с колючими мячами и так далее. Так как некоторые исследователи утверждают, что существует и тактильная память.
Основным методом при изучении особенностей сенсорно-перцептивного развития детей школьного возраста является индивидуальная работа, которая состоит из нескольких серий заданий. Первая серия заданий направлена на изучение особенностей восприятия цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования. Вторая серия предусматривает развитие и выявление знаний основных геометрических форм и тел, особенностей действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования. Для третьей серии характерно выявление представлений детей младшего школьного возраста о величине предметов в процессе выполнения предметных действий и действий с игрушкой. Многообразие заданий позволяет получить сведения об условиях формирования сенсорной сферы детей и возможностях усвоения ими сенсорных эталонов.
Особенности сенсорного развития у учащихся младшего школьного возраста с церебральными параличами характеризуется недоразвитием пространственного восприятия, патологией двигательно-кинестетической функциональной системы, затруднением анализа и синтеза осязательных сигналов и серьёзными нарушениями зрительных функций и исполнительной деятельности.
1. Алферова Г.В. Новые подходцы к коррекционно-развивающей работе с детьми страдающими детским церебральным параличом // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 10-14.
2. Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие / МГПУ. – Москва, 2004. – 93 с.
3. Анисимов В.П. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. – Н. Новгород, 2005. – 370 с.
4. Архипова З.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – Москва: Просвещение, 1989. – 79 с.
5. Богомолова, М. И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике 40-60-х годов ХХ века / М. И. Богомолова // Научное мнение. – 2013. – № 11. – 253 с.
6. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. – Москва, 1965. – 123 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва, 1968. – 464 с.
8. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Минск, 2007. – 320 с.
9. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
10. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С. 86-92.
11. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. – 1974. – № 6. – С. 59-73.
12. Кабалевский Д.Б. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. – Москва, 1978. – 39 с.
13. Казакова, Р. Г. Нетрадиционные техники / Р.Г. Казакова. — М: Творческий Центр, 2004.
14. Карабанова O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка: учебное пособие / МГПУ. – Москва, 1997. – 192 с.
15. Конопкин О. А. Проблема осознанного регулирования сенсомоторной деятельности: дис. …д-ра психол. наук: 19.00.01. – Москва, 1977. – 404 с.
16. Крыжко Е.В. Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга. – СПб., 2009. – 23 с.
17. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2001. – 192 с.
18. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969. – 88 с.