ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Классификация дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры и упражнения
2.2 Методика использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Критерии и показатели эффективности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры и упражнения
2.4 Рекомендации для родителей и педагогических работников по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования дидактических игр и упражнений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Время (наравне с пространством) является основной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени, проявляясь во множестве своих частных характеристик, происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его движений, речи, ознакомления с окружающим миром, а во-вторых, на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо овладеть умениями ориентироваться во времени: определять временные промежутки и их последовательность и правильно обозначать их в своей речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких нравственных качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Исследования процесса формирования у ребенка представлений о времени проводились как за рубежом (П. Жане, Ж. Пиаже, Н.И. Фрейлах, П. Фресси др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Головаха, А.А. Кроник, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова, Д.Г. Элькин и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений. Анализ методических разработок (Л.С. Метлиной, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербаковой и др.) показал, что авторы ориентируются на опосредованное восприятие ребенком времени, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. При этом ведущим методом работы выступают беседы, сопровождаемые показом картинок или моделей.
В отечественной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается в разных контекстах: и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как метод, и как средство обучения. При существующем многообразии дидактических игр, ориентированных на формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеется сравнительно мало игр, способствующих формированию временных представлений, не определены требования к их отбору, не выстроена последовательность их использования в образовательном процессе.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Теоретический анализ проблемы формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В 17-18 в. вопросы содержания методов формирования представлений о времени нашли отражения в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.И. Толстым и др. В наши дни исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др., так и отечественные К.А. Абульханова – Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова Р.Л. Непомнящая. Ими определена достаточно разнообразная программа развития у детей знаний о времени [5, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 19, 21].
В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн задает вопросы о восприятии детей дошкольного возраста во времени. В своей работе «Основы общей психологии» он сосредоточил внимание на различии двух понятий: восприятие длительности времени и восприятие временной последовательности. Он обобщил временные данные в законе заполненного временного интервала: чем больше период заполнен и, таким образом, разделен на небольшие промежутки, тем длиннее он кажется ребенку [15].
В своей работе «Восприятие времени» А. Люблинская раскрывает сущность времени как объекта познания и его значение в жизни детей. И это показывает, что ребенок дошкольного возраста строится на чисто бытовых показателях [11].
Согласно содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир временных отношений. В игре они усваивали способы оценки временной деятельности. При выполнении заданий Ф. Блехер предложила использовать два сюжета: создание временных представлений по пути, использование всех многочисленных жизненных случаев и проводить специальные игры. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях (например, самостоятельно определять количество дней до праздника по календарю) [5, с. 82].
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры и упражнения
Целью опытно-экспериментальной работы явилось практическое подтверждение возможностей использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация поставленной цели опытно-экспериментальной работы предполагала решение следующих задач:
1. Осуществить подбор дидактических игр и упражнений для выявления уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методику использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выделить критерии и показатели эффективности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры и упражнения.
4. Подготовить рекомендации для родителей и педагогических работников по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста путем использования дидактических игр и упражнений.
Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры в процессе формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе «Специальный ясли сад № 469 г.Минска».
В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы, включающая в себя 10 человек в возрасте 5–6 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» он сосредоточил внимание на различии двух понятий: восприятие длительности времени и восприятие временной последовательности. Он обобщил временные данные в законе заполненного временного интервала: чем больше период заполнен и, таким образом, разделен на небольшие промежутки, тем длиннее он кажется ребенку. В своей работе «Восприятие времени» А. Люблинская раскрывает сущность времени как объекта познания и его значение в жизни детей. Согласно содержанию обучения, разработанного Ф.Н. Блехер, детей вводили в мир временных отношений. В игре они усваивали способы оценки временной деятельности. Под руководством А.M. Леушиной разработаны содержание и методы создания временных представлений для детей. В книге «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Т.Д. Рихтерман дает предложения по созданию у детей представлений о времени и предлагает методы, и рабочие этапы работы по воспитанию у них чувства времени. Р.Л. Непомнящая раскрывает особенности восприятия, и методики развития представлений о времени для детей. Создавая представления времени для детей дошкольного возраста, можно использовать конструкторско-технологический подход В.Е. Штейнберга.
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста происходит двумя путями: на занятиях и в повседневной жизни. Оба пути можно комбинировать друг с другом. Следует отметить и то, что при планировании работы по формированию временных представлений учитываются и индивидуальные особенности детей
Одним из эффективных средств формирования представлений о времени являются дидактические игры.
В дидактических играх создаются полноценные условия для реализации поставленных цели и задач образовательного процесса. В таких играх воспитанники запоминают последовательность дней, названия дней недели, овладевают умениями ориентироваться во времени. Дидактическая игра даёт возможность решать различные программные задачи в игровой форме. Игры способствуют ознакомлению детей 5-6 лет с сезонными изменениями, с признаками, с их последовательностью через игровые действия, формированию и закреплению у воспитанников представлений о времени.
А.К. Бондаренко отмечает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: 1) игры с предметами (игрушками, природным материалом, реальными предметами); 2) настольно-печатные игры; 3) словесные игры.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 1999. – 144 с.
2. Архипова, С. В. Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Моск. гос. пед. ун-т. – Москва, 2009. – 18 с.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
4. Гильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста / под ред. Л. В. Гильмановой, Л. А. Штягиной, Н. А. Штягиной // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С.57–60.
5. Дидактические игры и дидактические материалы (Число, величина, форма, пространство и время) / Ф. Н. Блехер. – Москва : Учпедгиз, 1948. – 160 с.
6. Звонова, Е. В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Е. В. Звонова // Вестник Российского нового университета. – 2011. – № 1. – С. 113–118.
7. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы 5 междунар. научн. конф., г. Челябинск, июнь 2014. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35–36.
8. Кононенко, И. Знакомство детей со временем / И. Кононенко // Дошкольное воспитание. – 1981. – №7. – С. 11–13.
9. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
10. Луцковская, С.Д. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника : дисс. ... канд. психол. наук / С.Д. Луцковская. – М. : Просвещение 2000. – 132 с.
11. Макоедова, Г. В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: дисс. канд. пед. наук / Г. В. Макоедова / Моск. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы. – Москва, 2005. – 22 с.
12. Образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: утв. постановлением М-ва образования Респ. Беларусь, 15 авг. 2019 г., № 137. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/01/ obraz-standart-doshk-2019-rus.pdf.
13. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Р. Л. Непомнящая. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 56 с.
14. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман – М. : Просвещение. – 1991. – 48 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2003. – 713 с.
16. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 98 с.
17. Тарабарина, Т. И. Детям о времени / Т. И. Тарабарина. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 235 с.
18. Усова, А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1981. – 176 c.
19. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
20. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 7. – №1. – С. 24–29.
21. Штейнберг, В. Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии / Штейнберг В.Э. – М. : Народное образование, 2015. – 350 с.
22. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Е. И. Щербакова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.