Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе
1.2 Характер нарушений словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3 Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию навыка словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Разработка методических рекомендаций по формированию словообразовательных умений у детей дошкольного возраста с ОНР (для родителей, педагогов)
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с общим недоразвитием речи.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) особое место отводится развитию словарного запаса. Основным способом пополнения словаря является словообразование.
Овладение ребенком операциями словообразования играет существенную роль в развитии его языковой компетенции, речевой коммуникации и связанной с ними полноценной адаптацией в социуме.
Актуальность исследования. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах в устной речи. Вопрос особенностей формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Особенности овладения словообразованием детьми дошкольного возраста в онтогенезе
В современной психолингвистике языковая способность ребенка рассматривается как сложная иерархически организованная система, включающая фонетический, грамматический и семантический компоненты. Если семантический компонент языковой способности представляет собой неосознаваемые правила выбора конкретных семантических элементов, существенных для данной ситуации и адекватных задачам коммуникации, то грамматический компонент включает систему языковых средств и правил их использования, которые и служат для передачи требуемого содержания. Именно благодаря овладению правилами грамматики ребенок получает возможность наиболее полно выражать знания о мире.
В. В. Виноградов в своих работах считал, что основой формирования лексики и грамматики является процессы словообразования. При этом исследователи в большинстве случае отмечают спонтанность характера этого процесса, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов.
Под словообразованием русского языка понимается образование новых слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом [19, с. 162].
Предметом прямого изучения словообразования является производное слово, его состав, структура и методы его формирования как единицы, действующей на языке. Все основы русского языка делятся на производные и непроизводные. Производные базы характеризуются такой особенностью, как артикуляция – способность отдельных слов различать формальную и основную принадлежность слова от самих себя для сознания говорящих. Из этого следует, что производное слово действует как особая единица имени, обладающая свойствами двойного значения, поскольку содержит информацию об изменениях языка и действительности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
Целью данной работы является выявить особенности формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
База исследования:
Выборка исследования: 15 детей среднего дошкольного возраста, из них 7 мальчиков и 8 девочек от 5 лет до 6 лет.
Диагностика предполагала изучение следующих словообразовательных умений дошкольников:
1. Исследование словообразования существительных.
2. Исследование словообразование глаголов.
3. Исследование словообразования прилагательных.
Исследование словообразования существительных.
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: Большой стол, а маленький... (столик).
Речевой материал: кукла – (куколка), лампа, голова рука, гнездо, мяч, дом, птица, ухо, зерно, окно, кольцо, ведро, лоб, перо, ложка, ковер, кровать.
Оценка результатов осуществлялась посредством начисления баллов:
3 балла – ставилось за каждое правильно выполненное задание;
2 балла начислялось, если ребенок допускал 1-2 ошибки,
1 балл ставился, если ребенок допускал 3 и более ошибок,
0 баллов – ставилось, если задание не выполнено.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: детёныши животных в единственном и множественном числе.
Инструкция: «Назови детёныша». Речевой материал: у кошки – (котёнок – котята), у коровы – (телёнок – телята), у лошади – (жеребёнок – жеребята), у собаки – , у белки –, у тигрицы –, у зайчихи –.
Оценка результатов осуществлялась посредством начисления баллов:
3 балла – ставилось за каждое правильно выполненное задание,
2 балла начислялось, если ребенок допускал 1-2 ошибки,
1 балл ставился, если ребенок допускал 3 и более ошибок.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования словообразования (словоизменения) у детей дошкольного возраста с ОНР, что общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. В специальной литературе существует условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразное овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально–языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У дошкольников с ОНР имеются нарушения словообразования. Это связанно: с трудностями выделения существенных признаков слов; с недоразвитием мыслительных операций сравнения и обобщения; с недостаточной активностью поиска слова; с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка; с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка; с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Овладение словообразованием и словоизменением идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Используются беседы, наблюдения за предметом и действием, игры, опора на вербальный образец и т.д. Средствами обучения языку является дидактический материал, языковой материал педагога, организация упражнений, выбор бытовых ситуаций для использованья в целях развития практики общения детей. При правильном подходе к формированию словообразования и словоизменения у детей дошкольного возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 160 с.
4. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие / В. П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 2008. – 320 с.
6. Короткова, А. В. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2004. – №1. – С. 27-34.
7. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
8. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М. : Просвещение, 2008. – Гл. 3. – С. 49 –75.
9. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность / А. А. Леонтьев // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – С. 34–45.
10. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2000. – 192 с.
11. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 364 с.
12. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль : Гринго, 1995. – 414 с.
13. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей / Л. Г. Парамонова. – Спб., 2007. – 265 с.
14. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
15. Сохин, Ф. А. К проблеме онтогенеза правил словообразования / Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, А. М. Шахранович // Психолингвистические исследования : речевое развитие и теория обучения языку. – М. : Смысл, 1978. – С. 35-52.
16. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. – М. : Академия, 2000. – 453 с.
17. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова ; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. – М., 2005. – 46 с.
18. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
19. Хохлова, А. А. Формирование словообразования у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедической работы : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. А. Хохлова.– М., 1999. – 21 с.
20. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. – 188 с.
21. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. – М. : Смысл, 1990. – 124 с.
22. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240 с.