Введение
1 Структура и проблемы функционирования национальной экономики
2 Анализ результатов выполнения стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Однако это определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что рост благосостояния и улучшение условий жизни населения Республики Беларусь напрямую зависят от уровня экономического развития страны, выбранных направлений развития и их реализации. Перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стоит необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны
Объектом исследования являются национальная экономика Республики Беларусь.
Предметом исследования являются анализ деятельности и функционирования национальной экономики Республики Беларусь.
Целью написания данной курсовой работы является анализ результатов функционирования национальной экономики Республики Беларусь.
1 Структура и проблемы функционирования национальной экономики
Понятие национальная экономика рассматривается различными исследователями.
По мнению российского исследователя В.А. Шульги национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др. [10].
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли. [3].
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей.
Нематериальное производство отличается от материального своего продукта, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и другие составляющие. Непроизводственная сфера необходима обществу, так как в нее входят содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения и другие общественные организации [1].
2 Анализ результатов выполнения стратегии устойчивого развития Республики Беларусь
Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации.
Первый этап – 2016-2020 годы. Основная цель – переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов «зеленой» экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения.
Второй этап – 2021-2030 годы. Главная цель – поддержание стабильной устойчивости развития, в основе которой рост духовно- нравственных ценностей и достижение высокого качества человеческого развития, ускоренное развитие наукоемких производств и услуг, дальнейшее становление «зеленой экономики» при сохранении природного капитала.
Ожидаемыми результатами реализации намеченных задач в контексте трех основных компонент устойчивого развития станут:
- рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2,0 раза;
- достижение ВВП на душу населения к 2030 году 30-39 тыс. долл. США по ППС (против 18,2 тыс. долл. США в 2015 году);
- повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5 процента от ВВП в 2030 году;
- рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды – до 2-3 процентов к ВВП в 2030 году;
- позиция Беларуси в Международном рейтинге по индексу экологической эффективности – не ниже 25;
- сокращение безработицы, рост доходов населения [13].
Рассмотрим выполнение целей стратегии устойчивого развития через анализ ВВП, научного развития, защиты окружающей среды, внешней торговли, демографических показателей, доходов населения, темпов инфляции.
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста в Республике Беларусь
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь с каждым годом демонстрирует положительные тенденции, что свидетельствует о потенциале экономического роста страны.
Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в Республике Беларусь, являются:
- ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы;
- высокая ресурсоемкость экономики;
- сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ;
- неразвитость рыночной инфраструктуры.
Среди основных рисков для развития Республики Беларусь можно отнести ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам, следствием которых могут стать:
- медленное восстановление экономик основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации);
- сохранение (появление новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС;
- усиление конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей;
- неблагоприятная ценовая динамика на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.
Наряду с внешнеэкономическими условиями развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий.
К внутренним рискам и угрозам развития экономики Республики Беларусь следует отнести вероятность конкурентного отставания белорусской экономики в результате недостаточно эффективной технологической модернизации и низкой производительности труда, угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования.
Исходя из приведенной выше информации, можно сделать вывод, что стране необходимо принять ряд мер для достижения высоких темпов роста. Во-первых, необходимо провести экономические структурные реформы, включая перераспределение рабочей силы и капитала в пользу высокоэффективных секторов экономики, либерализацию частного сектора и поощрение конкуренции.
Заключение
Под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, которое способно удовлетворить потребности настоящего поколения без ущемления возможностей будущих поколений. Достижение устойчивого развитие может быть обеспечено с помощью экономического роста.
Экономический рост – это длительное и стабильное наращивание потенциала национальной экономики. Его главными целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, как следствие, уровня жизни.
Целями Национальной стратегии устойчивого развития являются: рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2,0 раза; достижение ВВП на душу населения к 2030 году 30-39 тыс. долл. США по ППС (против 18,2 тыс. долл. США в 2015 году); повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5 процента от ВВП в 2030 году; рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды – до 2-3 процентов к ВВП в 2030 году; позиция Беларуси в Международном рейтинге по индексу экологической эффективности – не ниже 25; сокращение безработицы, рост доходов населения.
Анализ выполнения целей стратегии устойчивого развития показал, что достижение многих целей идет медленными темпами и поэтому возникает сомнение в их выполнении. Например, стратегической целью является достижение ВВП на душу населения к 2030 году 30-39 тыс. долл. США по ППС, в то время, как ВВП на душу населения по ППС за пять лет вырос на 10,4 % и составил 19 942 долл. США. Также в НСУР 2030, предусматривается, что доля внутренних затрат на научные исследования и разработки составит 2,5 процента к ВВП, однако доля внутренних затрат на научные исследования и разработки составила всего 0,59 % в 2019 году. Помимо этого, НСУР 2030 предусматривает, что к 2030 году произойдет рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды до 2-3 процентов к ВВП. Однако доля затрат значительно не изменялась и составила всего 0,08 %. В национальной стратегии устойчивого развития к 2030 году поставлена цель – достижение позиции в рейтинге по индексу экологической эффективности – не ниже 25. В 2018 году Беларусь ухудшила свою позицию в данном рейтинге и заняло 44 место. На протяжение пяти лет уровень зарегистрированной безработицы оставался низким (ниже 1 %). Однако нужно учитывать то, что официальные и реальные значения отличаются. Так, фактический уровень безработицы в Беларуси за 2019 год составил 4,2 %.
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
2. Алесин, А. На волне циклического роста / А. Алесин // Директор. – 2019. – №1. – С. 14-15.
3. Бакунчик, В. Н. Влияние глобализации на трансформацию источников экономического роста и цикличности / В. Бакунчик // Наука и инновации. – 2019. – №7. – С. 41-46.
4. Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
5. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
6. Готовский, А. В. Обеспечение сбалансированного экономического роста Республики Беларусь / А. В. Готовский // Белорусский экономический журнал. – 2019. - № 2. – С. 4-24.
7. Грачев, И. Д. Инновационная активность и экономический рост / И. Д. Грачев // Инновации. – 2019. – №. 8. – С. 3-8.
8. Деревяго, И. П. Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И. П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. – 2019. - № 2. – С. 25-37.
9. Ершов, М. В. О некоторых подходах государственного управления для стимулирования экономического роста / М. В. Ершов, А. С. Танасова // Управленец. – 2019. – №.10. – №. 5.
10. Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
11. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
12. Макаева, К. И. Сущность экономического роста в современных условиях / К. И. Макаева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – №. 4. – С. 101-105.
13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030 /Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubli ki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
15. Пролубников, А. В. К вопросу о факторах экономического развития / А. В. Пролубников // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2019. – №. 3 (41). – С. 67-73.
16. Родионов, А. С. Свободная рыночная экономика как необходимый фактор для устойчивого экономического роста / А. С. Родионов // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – №. 8. – С. 28-43.
17. Сухарев, О. С. Формирование новой модели экономического роста: возможности и решения / О. С. Сухарев // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды. – 2019. – № 8. – С. 555-568.
18. Макроэкономический прогноз для Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/bro2020r1.pdf.