ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 История и методологическая основа компетентностного подхода в обучении
1.2 Сущность понятий «информационная культура» и «информационная компетентность» в психолого-педагогической литературе
1.3 Информационная компетентность будущих педагогов учреждения дошкольного образования
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация современного образования требует от учителя качественно изменить подходы к организации образовательной деятельности с детьми. Педагог, используя информационные технологии в реализации образовательной программы дошкольного образования, стимулирует познавательную активность детей, необходимую составляющую учебно-воспитательного процесса. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагога в системе современного дошкольного образования неизбежно. Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на развитие системы деятельности, позволяющей детям осваивать окружающий мир с учетом индивидуальной доступности и постепенно усложняющейся системы. Значительное место в этом процессе может занять использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности детского сада.
Педагог дошкольного образования, как организатор и координатор детской деятельности, должен обладать навыками работы с компьютерами и мультимедийными системами и уметь создавать собственные образовательные ресурсы, широкое использование которых на практике повышает качество дошкольного образования.
Актуальность проблемы повышения квалификации в направлении формирования информационной компетентности педагогов дошкольного образования связана с различной степенью их готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе и наличием для этого соответствующих технических ресурсов. Методическая работа с педагогами в детском саду по формированию и совершенствованию их информационной компетентности должна строиться на основе анализа технических ресурсов, опыта педагогического персонала в использовании информационных ресурсов и уровня подготовленности педагогов – обладают они или не обладают компьютерными навыками, используют или не используют различные компьютерные программы, используют и развивают электронные образовательные ресурсы, или они им пока недоступны.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 История и методологическая основа компетентностного подхода в обучении
Идеи компетентностного подхода как базиса образования рассматриваются в работах А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, П.Г. Щедровицкого и др. Все исследования, изучавшие природу компетенции, сводятся к ее многостороннему, разноплановому и системному характеру. Базовые положения компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой:
– компетенция сочетает в себе интеллектуальную составляющую и компонент навыков в образовании;
– понятие компетенции включает в себя не только когнитивную и оперативно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает в себя результаты обучения (знания и навыки), систему ценностных ориентаций, привычек и т.д.;
– компетентность – способность мобилизовать приобретенные знания, навыки, опыт и способы поведения в конкретной ситуации, конкретной деятельности;
– понятие компетенции основано на идеологии интерпретации образовательного контента, формирующегося «из результата»;
– компетентный подход включает в себя определение базовых навыков;
– компетенции формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, т.е. в рамках формального, неформального и внеформального образования;
– понятие «компетенция» – это процедурное понятие, т.е. компетенции проявляются и формируются в деятельности;
– компетентный подход возник из необходимости адаптации человека к часто меняющимся технологиям производства. Компетентность – это способность изменять то, что необходимо изменить в себе, как ответ на вызов определенной ситуации, сохраняя при этом некое ядро образования: целостное мировоззрение, ценности;
– компетентность описывает потенциал, который проявляется в той или иной ситуации, поэтому может служить лишь основой для оценки результатов обучения с задержкой [11, с. 54].
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование информационной компетентности будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения должно осуществляться по теоретическим, практическим и личностным направлениям. На первом этапе рекомендуется проводить краткосрочные курсы повышения квалификации без прекращения педагогической деятельности. Занятия рекомендуются один раз в неделю в течение 10 недель.
Процесс проведения занятий структурирован следующим образом:
1) обсуждение с педагогами справочных и промежуточных целей, определение будущими педагогами своих частных, значимых для них целей и разработка адекватных учебных программ, что способствовало актуализации потребности преподавателей в повышении уровня информационной компетентности;
2) определение информации в объеме, соответствующем уровню информационной компетентности, который продемонстрируют педагоги на этапе выяснения, а также определение методов и форм работы педагога в коллективе. Здесь важно было определить подход, который позволит объяснить материал таким образом, чтобы педагоги усвоили его как можно более эффективно [17, с. 213].
В связи с тем, что все педагоги имеют разный уровень базовой компьютерной грамотности, и этот фактор существенно влияет на эффективность обучения каждого конкретного педагога, можно утверждать, что проведение обучения без учета их базовой компьютерной грамотности не оправдает себя. Действительно, при наличии пробелов в понимании простых понятий очень сложно воспринимать более сложные, так как обучение информационным технологиям, как и обучение в других областях, основано на принципе «от простого к сложному».
С другой стороны, в учреждениях дошкольного образования есть педагоги, обладающие обширными базовыми знаниями в области информационных технологий, и для них обучение тоже не будет эффективным, так как они уже знакомы с большей частью учебного материала и могут применять его на практике. Можно сказать, что в результате такой подготовки информационная компетентность этих педагогов также не получит должного развития, так как она уже находится на достаточно высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суть компетентностного подхода заключается в переходе к новому качеству образования. Этот подход в этой форме в принципе не отличается от других определений, авторы которых также предложили - каждому свою – идеологию движения к конечному результату и опирались на формирование и раскрытие внутренних потенциалов учителя и учащегося как формирующейся личности. Однако особенности стратегии компетенций, ее существенная специфика заключается не только в разработке способов приобретения новых знаний, умений и т.д., но и, прежде всего, в умении применять их в практических жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Нельзя представить дело так, как если бы наш анализ касался только и исключительно профессионального развития субъекта. Что же касается самого определения, то это положение в собственном смысле слова не является определением и практически мало что добавляет к пониманию содержания компетентностного подхода, не говоря уже о его сущности.
Информационная культура личности определяется как составная часть общей культуры личности, которая объединяет знания из точных наук, что способствует их обогащению знаниями из математики и теории вероятностей, теории баз данных и кибернетики и др. Информационная компетентность это конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, приобретенные в результате обучения, направленные на принятие эффективных решений в образовательной и профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий. Можно констатировать, что постоянное обновление концептуального и категориального аппарата педагогики и образования сопровождается активным пониманием многих новых категорий и понятий, которые включают, в частности, понятия «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность» и другие, диапазон имеющихся в настоящее время определений, которые являются очень широкими. Такое положение дел можно объяснить тем, что авторы дают разные определения.
Рассмотрев позиции авторов по структуре и содержанию информационной компетентности педагогов дошкольных учреждений, ее можно определить как одну из ключевых компетенций человека, представляющую собой совокупность знаний, умений, навыков эффективной работы с информацией в любой ее форме, осознание своего места в информационной среде, совокупность стандартов, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и осуществлением профессиональной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях.
1 Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации: Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г.г. Троицк Московской обл.: Изд-во «Тровант», 2004. – С.344-346.
2 Аскерко, Ю.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис.: канд. пед. наук / Ю.И. Аскерко. – Магнитогорск , 2007. – 19 с.
3 Афанасьева, Н.А. Ситуативные задачи как средство формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения: дис.: канд. пед. наук / Н.А. Афанасьева. – Брянск, 2012. –157 с.
4 Базаржапова, Т.Ж. Совершенствование информационной компетентности педагогов в условиях инфокоммуникационной среды: автореферат дис.: канд. пед. наук / Т.Ж. Базаржапова. – Улан-Удэ, 2013. –27 с.
5 Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
6 Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студентов-будущих учителей / В. П. Бездухов, А.В. Бездухов. – Самара: СамГПУ, 2000. –185 с.
7 Бикмухаметов, И.X. Дистанционное обучение: учебное пособие / И.X. Бикмухаметов. – Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2006. – 149 с.
8 Вотякова, Л.Р. Развитие профессионально-информационной компетентности студентов-будущих педагогов: дис.: канд. пед. наук / Л.Р. Вотякова. – Казань, 2010. – 210 с.
9 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 534 с.
10 Головко, Т.Г. Развитие информационной компетентности педагога в процессе повышения квалификации: автореферат. дис.: канд. пед. наук / Т.Г. Головко. – Ростов н/Д, 2006. – 165 с.
11 Голубин Д.В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации: дис.: канд. пед. наук / Д.В. Голубин. – Калининград, 2005. –196 с.
12 Гоферберг, А.В Формирование информационной компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства: дис.: канд. пед. наук / А.В. Гоферберг. – Ишим, 2006. –150 с.
13 Григорьев, С.Г. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании / С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун. – М.: МГПУ, 2006. – 187 с.
14 Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис.: канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. – Брянск,–2002. – 19 с.
15 Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. – № 3(33). – С. 34-39
16 Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя / под ред. А. В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 33-45
17 Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». – 2012. – 308 с.
18 Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
19 Морковина, Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном пространстве: дис.: канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. – Оренбург, 2005. – 212 с.
20 Паршукова, Г.Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / НГТУ. – Новосибирск, 2006. –253 с.
21 Очирова, О. Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ / О.Д. Очирова, Л.А. Шаманова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). –Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 60-62.
22 Пестов, С.А. Творческие проекты как средство формирования информационной компетентности педагогов технологического образования: дисс.: канд. пед. наук / С.А. Пестов. – Екатеринбург, 2014. – 200 с.
23 Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Г. К. Селевко // Народное образование. – 2008. – 256 с.
24 Струков, Е. Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования / Е.. Струков // Образовательные технологии и общество. – 2008. –Т. 11. – № 2. – С. 36-45
25 Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: дис.:доктора пед. наук. – М., 2009. – 282 с.