ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Сущность музыкального восприятия в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста
1.3 Характеристика «Детского альбома» П.И. Чайковского
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Диагностика уровня музыкального восприятия у младших школьников (констатирующий этап)
2.2 Разработка уроков музыки по развитию музыкального восприятия младших школьников на примере «Детского альбома» М.И. Чайковского
2.3 Контрольный этап экспериментального исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В периоды реформирования общественных отношений повышается значимость искусства как средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Запечатлевая культурные ценности, оно может оказывать глубокое эстетическое воздействие, формировать личность с гуманистическим видением жизни, чутким мироощущением действительности. Неограниченными возможностями в становлении духовной культуры человека обладает музыка. Чувства и мысли, отраженные в ней, способны наполнять глубоким эстетическим смыслом все без исключения сферы жизнедеятельности людей.
Воспитательный потенциал музыки может быть реализован в полной мере на основе восприятия, что заставляет слушателя входить в художественное пространство искусства, сопереживать, удовлетворять потребности в эстетическом созерцании, познании, удовольствии, творчестве. Способность музыкального восприятия динамична. Она развивается на протяжении всей жизни человека, зависит от его жизненного опыта, богатства ассоциативных идей, духовных потребностей, вкусов, художественных интересов, влияния моды. Невозможно сформировать идеальное восприятие музыкального произведения, адекватное его художественному замыслу. Образный мир искусства неисчерпаем. Содержание воспринимаемого постоянно меняется, совершенствуется, дополняется новыми смыслами, деталями и качествами, которые раньше не замечались.
Музыкальное восприятие включает в себя множество этапов, каждый из которых характеризуется своим уровнем овладения музыкой. Его можно рассматривать как эстетическую норму по отношению к обогащенным художественным потребностям, знаниям и идеалам человека. Поэтому развитие целостного музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста не является самоцелью. В педагогическом процессе более актуально вызвать эмоциональную реакцию на музыку, пробудить интерес к искусству, развить способность чувствовать в красоте музыкальной интонации отражение духовности человека. Соблюдение его через механизмы музыкального восприятия создает необходимые предпосылки для эстетического воспитания младших школьников через музыку.
Важным в процессе музыкального восприятия становится способность сопереживать художественным образам, соотносить услышанное с реальностью и личным опытом.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Сущность музыкального восприятия в психолого-педагогической литературе
Развитие музыкальной культуры неразрывно связано с развитием общества в целом, и изучение ее различных аспектов на каждом этапе этого развития актуально как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это относится и к восприятию музыки – процессу, являющемуся одной из составляющих музыкальной культуры.
Восприятие музыки не может оставаться неизменным у разных поколений слушателей. В настоящее время средства массовой информации, коммерческие концертные организации, культивирующие и распространяющие развлечения, образцы музыки воспитывают слушателей с самыми простыми, примитивными музыкальными потребностями, лишая их «высших музыкальных потребностей, то есть ценности, нравственно-эстетического восприятия и знания о музыкальном искусстве» [3, с. 87].
Исследователь проблемы восприятия музыки современной молодежью Е.С. Борисова утверждает: «В связи с фундаментальным изменением музыкальной и культурной среды можно говорить о возникновении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем» [7, с. 243].
Для того, чтобы перейти к изучению понятий «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие», необходимо сначала рассмотреть понятие «восприятие».
Приведем некоторые определения, данные учеными-психологами.
«Восприятие – это простейшая из форм психической рефлексии объективного мира в виде целостного образа, свойственного только человеку; в отличие от чувств, восприятие отражает объект целостно; в отличие от комплексов чувств, оно субъективно» [1, с. 45].
«Восприятие – это процесс формирования чувственных образов, возникающих при условии, что внешний мир воздействует на органы чувств» [18, с. 367].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Диагностика уровня музыкального восприятия у младших школьников (констатирующий этап)
Целью данной работы является изучить теоретические и методические аспекты процесса развития музыкально восприятия у младших школьников на уроке музыки. Исходя из этого, была проведена диагностика уровня музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста.
База исследования: ГУО «Средняя школа №34 города Могилева».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов (24 девочки и 16 мальчиков).
Для проведения экспериментального исследования использовались следующие диагностические задания:
1. Ладовое чувство.
Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М. Глинка «Детская полька» [14].
«3» – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций.
«2» – слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет.
«1» – нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.
Общий уровень развития музыкального восприятия:
высокий уровень – 8-9 баллов;
средний уровень –5-7 баллов;
низкий уровень – 4 и менее баллов.
В результате проведения диагностики уровня развития музыкального восприятия у учащихся младшего школьного возраста были получены следующие результаты (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное восприятие это восприятие, направленное на осмысление, а главное, на понимание ценностей, которыми обладает музыка как искусство, как художественно-эстетическое явление. Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с тем, что происходит в данный момент, вслед за развитием музыкальных образов и реакцией на них.
У учащихся младшего школьного возраста музыкальное восприятие развивается от эмоционального, обобщенного к осознанному и дифференцированному. Учащиеся младших классов с радостью будут слушать веселую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвященные героической тематике. Учащиеся 3-4 классов хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку разных народов, народную музыку в произведениях композиторов. Решение задач музыкального воспитания возможно не только в процессе восприятия музыки, но и в процессе ее исполнения. Учащимся младшего школьного возраста свойственно ощущать единство музыки и движения.
Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И. Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи. «Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся. В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.
Учащиеся экспериментальной группы обладают достаточно низким уровнем развития музыкального восприятия. В данной группе испытуемых ребят низкий и средний уровни выявлены у 70% учащихся младшего школьного возраста. В то время, как высокий и средний уровень развития музыкального восприятия обнаружен у 90% учащихся контрольной группы.
1. Баженова, Л. М. Комплексное воздействие в процессе искусств художественного образования учащихся / Л. М. Баженова. Т. Г. Пеня // Советская педагогика. – 1988. – № 12. – С. 43–46.
2. Безбородова, Л. А. Сущность теории музыкального образования / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. – М. : Академия, 2002. – 316 c.
3. Борисова, Е. С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью : монография / Е. С. Борисова. – Самара : СамНЦ РАН, 2013. – 126 с.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2017. – 415 с.
5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 2013. – 255 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
8. Гарбер, Л. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. Проблемы способностей / под ред. В. М. Мясищева. – М. : Академия, 2012. – С. 214 – 223.
9. 3еньковский, В. Психология детства / В. Зеньковский. – М.: Академия, 2006. – 344 с.
10. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста /А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2009. – 152 с.
12. Казанджиева–Велинова, З. Г. Музыкальное воспитание / З. Г. Казанджиева – Велинова. – София, 2006. – 240 с.
13. Котова, И. Б. Психология / О. С. Канаркевич. – Р. н/Д: Феникс, 1998. – 243 с.
14. Марьина, Е. С. Гений музыки / Е. С. Марьина, Г. В. Нагорных // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 38.
15. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. О. Назайкинский. – М. : Музыка, 2012. – 384 с.
16. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 2014. – 256 с.
17. Радынова, О. П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей / О. П. Радынова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. – № 6. – С. 4–19.
18. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – СПб. : Композитор, 2007. – 544 с.
19. Рева, В.П. Восприятие музыки школьниками / В.П. Рева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 56 с.
19. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / А.Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления – М. – 2014. – № 11. – С. 35–44.
20. Филатов, Ф. Р. Основы психологии : учеб. пособие / Ф. Р. Филатов. – М. : Академия, 2007. – 312 с.
21. Чавро, Т.В. Музыкальное восприятие детей: методический аспект / Т.В. Чавро. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2017. – 198 с.
21. Щербак, И.В. Роль восприятия музыки в музыкальной карьере [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/rol–vospriyatiya–muzyiki–v–muzyikalnoy–2.