ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая основа формирования межличностных отношений старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования межличностных отношений в старшей группе
1.3 Изобразительная деятельность как основа формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
2. Практическая основа формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возрасте в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявления уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация занятий по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через занятия изобразительной деятельности
2.3 Динамика межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отношения с окружающими людьми являются важным фактором гармоничного развития личности ребенка. Характер первого опыта построения межличностных отношений во многом обусловливает особенности отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающей действительности в целом. Проблема межличностных отношений детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности среди специалистов в области психологии и педагогики. Многоаспектное исследование межличностных отношений в этом возрасте имеет огромное как теоретическое, так и практическое значение. Это связано со значимой ролью, которую играют межличностные отношения с другими людьми в развитии психики, формировании личности и хода социализации ребенка.
Одним из средств развития межличностных отношений в дошкольном детстве является игра. Именно игра выступает важнейшим условием социального развития в ребенка, где он получает возможность проиграть разные виды деятельности взрослых, понимать чувства и желания других людей, учатся сопереживать им и помогать, приобретать навыки общения с другими детьми и взрослыми.
В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуального наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, в целом – поведением человека, что и обеспечивает его субъектность. Духовность, индивидуальность, субъектность человека находят свое выражение именно в культуре межличностных отношений, проявляясь наиболее ярко, отчетливо. Более того, в изобразительной деятельности скрытые потребности, мотивы, эмоции, чувства выражаются через художественный образ, который отражает истинные эмоции ребенка в разных сферах его жизнедеятельности. Можно предположить, что формирование межличностных отношений именно в изобразительной деятельности наиболее отчетливо выразит саму сущность отношений.
Поскольку формирование культуры межличностных отношений происходит в процессе занятий детей изобразительной деятельностью, то есть необходимость в разработке форм, методов и приемов организации обозначенной деятельности, что не может не являться актуальным для отрасли познания: теории и методики обучения изобразительному искусству.
1. Теоретическая основа формирования межличностных отношений старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической литературе
Проблема межличностных отношений рассматривается в контексте социальной и педагогической психологии, психологии личности и представлена в работах в Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского. Среди современных исследователей проблем межличностных отношений можно назвать таких авторов как С.В. Духновский, Е.П. Ильин, Е.Ю. Клепцова, В.Н. Куницына.
Межличностные отношения людей – это субъективные связи, которые возникают вследствие их непосредственного взаимодействия и сопровождаются эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) людей [15, с. 214].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [3, с. 3].
Типы взаимодействия отражают характер, особенности межличностных отношений. Соответственно, в межличностном взаимодействии находят свое проявление эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты межличностных отношений.
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [17, с. 98].
2. Практическая основа формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возрасте в процессе изобразительной деятельности
2.1 Выявления уровня сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
На основании проведённого теоретического анализа по формированию межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста, была предложена программа исследования, направленная на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования психолого-педагогические условия, способствующие формированию сотрудничества в межличностных взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста. А именно:
– создание игровых ситуаций для проявления эмоционально положительного отношения детей друг к другу;
– организация общих дел и достижении общих целей;
– создание игровых ситуаций для проявления детьми своего отношения к сверстникам через инструментальные и эмоциональные реакции в ходе межличностного общения.
Для достижения поставленной нами цели, в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов детей старшего дошкольного возраста и выявлению восприятия сверстников в группе.
2. Провести констатирующую диагностику по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.
3. Разработать и провести занятия по изобразительной деятельности, нацеленные на улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность развивающей системы занятий по изобразительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные отношения предполагают восприятие друг друга, общение, межличностную привлекательность, взаимопонимание. Межличностные отношения представляют собой отношения между личностями, индивидуальностями и выстраиваются на диалогической ориентации субъектов.
Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший возрастной период, когда происходит интенсивное развитие межличностных отношений. Вместе с развитием интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности у ребенка в этом возрасте складывается система отношений с другими людьми и миром в целом. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста характеризуется существенным расширением круга межличностных отношений. Именно в старшем дошкольном возрасте появляется потребность в эмоциональной поддержке, способность оценить качества другого ребенка, относиться к нему соответствующим образом. Старшим дошкольникам становятся доступными более глубокие формы общения и взаимодействия с людьми.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка, в том числе развития межличностного общения детей старшего дошкольного возраста. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. В процессе осуществления совместной изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста повышается уровень взаимодействий и взаимоотношений между собой. Положение ребенка в группе имеет стабильное совместное объединения, с членами которого его связывает не только общий интерес к изобразительной деятельности, но и взаимная симпатия, и отношения между детьми строятся на равноправной основе. Содержание работы по изобразительной деятельности в учреждениях дошкольного образования может быть реализовано с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста.
По результатам констатирующего исследования по методике стандартизированного наблюдения «Фиксация реакций» по схеме Р. Бейлза было установлено, что у 20% экспериментальной группы выражено максимальное количество инструментальных реакций, у 60% детей выражены 4-5 инструментальных реакций, у 20% детей выражены только 1-3 инструментальные реакции.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
2. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 200 с.
3. Бурова Е.В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия / Е.В. Бурова // Наук и современность. – 2010. – № 1-2. – С. 1–5.
4. Бучилова, И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И.А. Бучилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Концепт. – 2014. – № 2. – С. 54–58.
5. Гаджиева, З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37
6. Горбунович, Л.Б. Рисуем, думаем, размышляем / Л.Б. Горбунович – М., 2009. – 130 с.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2009. – 344 с.
8. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М.: Академия, 2002. – 143 с.
9. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
10. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
12. Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
13. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
14. Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблема) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369
15. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
16. Николаева, Л.Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л.Ю. Николаева, Е.А. Николаева // Образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С. 25–29.
17. Микляева, Н.В. Комментированное рисование в детском саду / Н.В. Микляева – М., 2010. – 129 с.
18. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука, 2006. – 191 с.
19. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219–1227.
20. Родионов, А.Н. Детско-родительские отношения в семьях с различными типами воспитания / А.Н. Родионов // Вопросы воспитания. – 2015. № 2. – С. 81-86.
21. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М: Мозаика-синтез, 2012. – 192 с.
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.