ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основания изучения употребления грамматических форм слов детьми с ОНР
1.1 Усвоение детьми грамматических форм в онтогенезе
1.2 Нарушения употребления грамматических форм у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.3 Научно-методические основания коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений грамматических форм слов
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей употребления грамматических форм существительных детьми с ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Методические рекомендации учителю-дефектологу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия психологические, лингвистические и психолингвистические исследования подчеркивают значительную роль изучения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полного овладения навыками словоизменения и словообразования зависит не только состояние лексико-грамматической системы языка, но и развитие языковой компетентности и речевого общения ребенка в целом.
Количество детей с отклонениями в развитии речи неуклонно растет. Среди них значительную долю составляют дети в возрасте 6-7 лет, не освоившие в нормативные сроки звуковую сторону языка, обладающие полным слухом и интеллектом. Это группа детей с общим отставанием в развитии речи.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов друг с другом во фразах и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение освоить методы изменения и словообразования, а синтаксическая система – это умение писать предложения, грамматически правильное сочетание слов в предложении.
Для понимания речи недостаточно знать лексическое значение слов, из которых она состоит, необходимо еще понять грамматическую связь между этими словами. Если значение грамматических форм не понятно ребенку, то он не понимает мыслей, выраженных в предложении.
Актуальность нашего исследования заключается в необходимости целенаправленного формирования грамматической структуры речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это связано с тем, что одной из ведущих особенностей в структуре дефекта ОНР является ярко выраженная аграмматичность, и к началу школьного обучения уровень грамматического образования у детей значительно отстает от возрастной нормы. Они имеют стойкие недостатки в освоении лингвистических механизмов словообразования, словоизменения, использования синтаксических конструкций.
Учитывая важность достаточного уровня формирования грамматических средств языка для наиболее полного преодоления системы недоразвития речи и успешной подготовки к будущему школьному образованию, необходимо сформировать систему морфологических и синтаксических обобщений, грамматического автоматизма, без которого речь как средство общения невозможна [1, с.33].
Глава 1. Теоретические основания изучения употребления грамматических форм слов детьми с ОНР
1.1 Усвоение детьми грамматических форм в онтогенезе
В процессе овладения речью ребенок овладевает навыками понимания и использования грамматических форм. Грамматика – это наука о структуре языка, о его законах. Формирование грамматической системы устной речи у дошкольника включает в себя работу по морфологии, изучение грамматических значений внутри слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразование (создание нового слова на основе другого слова с помощью специальных средств), синтаксис (совместимость и порядок слов, построение простых и сложных предложений) [2, с.13].
Формируя грамматический строй речи, ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей, основанную на анализе речи других людей, выявлении общих правил грамматики на практическом уровне, обобщении этих правил и их закреплении в собственной речи.
Разработка морфологической и синтаксической системы языка ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых словесных форм способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной конструкции предложения в устной речи одновременно фиксирует грамматические формы слов [3, с.102].
В работах Гвоздева, учитывая тесное взаимодействие морфологической и синтаксической систем языка, выделены следующие три периода формирования грамматического порядка речи.
I период – период предложений, состоящих из аморфных слов - низовых (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период включает в себя две ступени:
1) Этап предложения из одного слова.
2) Этап предложений, состоящий из нескольких слов-корней.
– Стадия предложения из одного слова (от 1 года 3 месяцев. до 1 года 8 месяцев.). На этом коротком этапе ребенок использует только отдельные слова в качестве предложений (предложения из одного слова). В речи ребенка используется лишь небольшое количество слов для выражения его желаний, потребностей и впечатлений. В то же время ребенок использует жесты и интонации для уточнения смысла своего высказывания. Первые слова, используемые ребенком, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова – однокоренные.
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей употребления грамматических форм существительных детьми с ОНР
2.1 Организация и методика экспериментального исследования
База исследования: ГУО «Минский областной ЦКРОиР». В исследовании приняли участие 15 воспитанников в возрасте 9 лет. Выборка составила 9 (60%) мальчиков и 6 (40%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень употребления грамматических форм детьми с ОНР.
Задачи эмпирического исследования:
1.Определить уровень сформированности грамматического строя языка.
2. Определить уровень развития умения конструировать предложения.
3. Определить уровень сформированности умения использовать существительные в рамках словоизменения.
Методики исследования:
1. Методика исследования грамматического строя языка (приложение А).
Данная методика состоит из 7 утверждений, которые зачитываются учителем, и учащийся должен его повторить. Уровень определяется следующим образом:
5-7 правильных утверждений – высокий уровень.
3-4 – средний уровень.
Менее 3 – низкий уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что многие грамматические формы в основном ассимилированы. Однако полная морфологическая система языка детей еще не ассимилирована.
Период дальнейшего изучения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ребёнок систематизирует грамматические формы по типу склонения и спряжения, ассимилирует многие единичные формы и исключения. В этот период свободное использование морфологических элементов (словообразование) значительно сокращается, так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.
В речи детей до 4-х лет иногда встречаются случаи фиксированных акцентов при смене слов и тенденции к унификации основы. После 4 лет такие ошибки исчезают из речи детей, и сохраняется только чередование в основании глагола. Согласие прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление [19, с.102].
К школьному периоду ребёнок осваивает в основном всю сложную систему практической грамматики. Этот уровень практических знаний языка очень высок, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к пониманию грамматических закономерностей в изучении русского языка.
Формирование лексики ребенка с ОНР тесно связано с развитием, уточнением и осознанием им представлений об окружающем мире и во многом определяется уровнем познавательной активности. При проведении логопедической работы по развитию словарного запаса необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования словарного запаса в онтогенезе.
С целью определения особенностей использования детьми с ОНР грамматических форм нами было проведено эмпирическое исследование, согласно которому были получены такие результаты как то, что грамматический строй речи данных детей находится в основном на среднем уровне. Особенности применения существительных в рамках словоизменения и построения предложений ярко выражены и находятся на высоком уровне.
Нами были разработаны методические рекомендации, согласно которым вся коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога строится в соответствии с планами и рекомендациями педагога-дефектолога и логопеда.
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
2. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество её коррекции в условиях детской поликлиники // Логопедия. Научно-методический журнал. – №2 (16). – 2007. – С. 12-18.
3. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2006. – 245 с.
5. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: «Наука», 2011. – 336 с.
7. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.
8. Денисова, О.А. Пособие для самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие / Т.В. Кобрина. – СПб.: Наука- Питер, 2005. – 245 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда/ Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. – 320 с.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., Т.Ц. «Сфера», 2007. – 128 с.
11. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Н.Ф. Серебрякова. – СПб.: «Союз», 2001. – 256 с.
12. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Н.В. Серебрякова. – СПб.: «Феникс», 2004. – 224 с.
13. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Н.В. Серебрякова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 265 с.
14. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – С. 35-54.
15. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: «Просвещение», 2011. – 320 с.
16. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Рн./Д: Феникс, 2006. – 445 с.
18. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманных исследований, В. Секачев, 2007. – 224 с.
19. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Феличева. – М.: Академия, 2009. – 245 с.
20. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2011. – 265 с.
21. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/ Т.Б. Филичева., Г.В. Чиркина – М.: Айрис-пресс, 2005. – 245 с.
22. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Г.Р. Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
23. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
24. Цейтлин, С.И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.И. Цейтлин. – М.: «Владос», 2000. – 220 с.
25. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: «Аркти», 2000. – 258 с.