Введение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Возрастные особенности связной речи детей 5–6 лет
1.3. Особенности развития связной речи на занятиях с игрушками
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития связной речи детей 5-6 лет
2.1. Характеристика цели и методики изучения уровня развития связной речи детей 5-6 лет
2.2. Характеристика результатов изучения уровня развития связной речи детей 5-6 лет
2.3. Рекомендации по развитию связной речи детей 5-6 лет на занятиях с игрушками
Заключение
Список использованных источников
Введение
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. У детей 5-6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети способны точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления детей накапливается довольно большой словарный запас. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми [10].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольном учреждении. Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе». Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
Было проведено множество исследований по проблеме развития связной речи в детском саду, особенно использования визуализации, а именно игрушек, в процессе обучения.
Несмотря на то, что в методике развития речи в детском саду игрушки издавна считались важным инструментом развития связной речи, рассказыванию с помощью игрушек уделяется явно недостаточное внимание. Это связано с тем, что, по сути, в учебно-методической литературе нет единого взгляда на содержание и методику обучения детей, на приоритетность постановки задач по обучению описательной и повествовательной речи и последовательности различных занятий с игрушками.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1. Понятие связной речи в психолого-педагогических исследованиях
Связная речь понимается как семантически подробное высказывание (посредством логического объединения предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание. Связная речь, по мнению Рубинштейна, - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [2, с. 253]. Поэтому главной характеристикой связной речи является ее внятность для собеседника.
Связная речь - это речь, в которой отражены все существенные аспекты ее содержания.
Связная речь, по мнению Н.П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей:
- логический - актуальность речи для объективного мира и мышления;
- функциональность и стиль - приписывание речи партнерам по общению;
- психологический - отнесение речи к сферам общения;
- грамматический - отношение речи к структуре языка [10].
Чтобы овладеть связной речью, необходимо соблюдать законы языка.
Сознательное овладение культурой связной речи - это умение выделять компоненты и их правильное использование.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- значимость;
- точность;
- консистенция;
- четкость;
- правильность [7].
Связная речь тесно связана с человеческими мыслями. Она отражает логику, понимание ребенком происходящего и умение это выразить. Насколько точно и грамотно ребенок может выражать свои мысли, можно судить по уровню его речевого развития.
Очень важно уметь вызвать интерес собеседника. Умение рассказывать интересные истории помогает стать более расслабленным, общительным и уверенным в себе. Для этого нужно соблюдать основные речевые нормы.
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития связной речи детей 5-6 лет
2.1. Характеристика цели и методики изучения уровня развития связной речи детей 5-6 лет
База проведения эксперимента – Ясли-сад № 10.
С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми.
Выборку составили 30 человек, возраст детей – 5-6 лет.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы явилась первоначальная диагностика связной речи старших дошкольников, с целью выявления уровня развития связной речи. Старшим дошкольникам были предложены следующие задания:
Задание 1. Пересказ
Цель: Изучение умения детей строить высказывания, соблюдая последовательность событий и структуру (начало, середину, конец).
Воспитатель читает 2 раза рассказ («Три товарища»), ребенок пересказывает, как запомнил.
Задание 2 Рассказ по картинке (описание)
Цель: Изучение умения составлять описательный текст по картинке.
Педагог показывает ребенку картину «Дети играют» и предлагает рассказать, что на ней изображено.
Вопросы:
- Кто изображен на картинке?
- Что делают дети?
- Где играют дети?
- С чем играют дети?
Задание 3 Беседа о любимых игрушках (повествование)
Цель: изучение умение составлять рассказ из личного опыта
Инструкция: расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.
При оценке результатов учитывались показатели самостоятельности выполнения задания и способность к построению связного последовательного высказывания.
Заключение
Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. Создавая условия, педагог помогает ребенку усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми.
С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми.
Первым этапом опытно-экспериментальной работы явилась первоначальная диагностика связной речи старших дошкольников.
Мы пришли к выводу, что 55% дошкольников имеют низкий уровень развития связной речи, неспособность самостоятельно строить связные высказывания повествовательного и описательного характера. Эти дошкольники не воспринимают и не пересказывают текст, который они слышат, не следуют структуре текста при пересказе, не знают, как сделать рассказ из картинки, из личного опыта, в то же время высказывания дошкольников однообразные, предложения просты, дошкольники не используют союзы и предлоги в речи, чтобы передать временные и пространственные отношения. 38,5% дошкольников имеют средний уровень развития связной речи, эти дошкольники допускают нарушение структуры текста при пересказе, составляют описательный текст с помощью наводящих вопросов. В сюжетной и ролевой игре этих дошкольников наблюдаются однообразные действия, сюжет не развивается, дошкольники не могут предлагать и реализовывать новые сюжетные линии, устанавливать закономерности между своими действиями и действиями партнеров.
На основании результатов исследования мы разработали рекомендации по развитию связной речи детей 5-6 лет на занятиях с игрушками.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Из опыта работы ГБДОУ детского сада №5 Невского района Санкт- Петербурга в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И. Г. Вечкановой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. – 206 с.
4. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева: под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
5. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
6. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
8. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина // Логопед. – 2016. – 5. – C. 18-26.
9. Вечканова, И.Г. Особенности театрализованной игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью / И.Г. Вечканова, О.В. Михайлова, Е.В. Морковкина // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. министерство науки и образования РФ, РГПУ им. А,И, Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств, 2016. – С. 466-469.
10. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи / Н.Л. Ерастов. – Ярославль, 2013. – 183 с.
11. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться [Текст] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 1. – С. 106-114.
12. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
13. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбов. универ. – 2016. – № 10. – С. 65-65.
14. Лашкова, Л.Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова, А.Р. Филиппова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. №1(34). – С. 62-67.
15. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов- дефектологов. / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
16. Медведева, Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 32-37.
17. Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 53-60.
18. Тижоева, Н.К. Формирование взаимодействия дошкольников с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр / Н.К. Тижоева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 28-30.
19. Томилова, С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – С. 100-107.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
21. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
22. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. – СПб.: Союз, 2004. – 336 с.
23. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.
24. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 2014. – 112 с.