ВВЕДЕНИЕ
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. У детей 5-6 лет развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети способны точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления детей накапливается довольно большой словарный запас. Использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации для развития связной речи ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного общеобразовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его. С целью изучения развития связной речи старших дошкольников, нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с детьми
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей в дошкольном учреждении. Связная речь имеет социальную значимость и играет важную роль в формировании личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе». Для старшего дошкольника грамотно сформированная связная речь имеет большое значение, т.к. впереди у него обучение в школе, социализирует ребёнка в обществе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие связной речи в онотогенезе
Проблема развития связной речи изучались в различных аспектах многими педагогами, лингвистами, логопедами. Среди них можно выделить: А.М. Бородич, Л.С. Выготского, В.К. Воробьеву, А.М. Леушину, Е.И. Тихееву, Т.А. Ткаченко, К.Д. Ушинского, Е.А. Флёрину.
Характеристика и сущность связной речи и ее особенностей рассматривается в современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе.
В современной лингвистической литературе для описания связной речи используется термин «текст». По мнению И.Р. Гальперина, текст представляет собой произведение речетворческого процесса, которое обладает такими свойствами как:
– завершенность;
– целенаправленность и интеграция;
– тематическое единство;
– наличие заголовка, особых сверхфразовых единств;
– лексическая, грамматическая, логическая, стилистическая связи [18, с. 4].
В качестве основных категориальных признаков текста выступают смысловая цельность (целостность) и связность. Не менее важными категориями текста являются информативность, последовательность, ретроспекция, завершенность (И.Р. Гальперин, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева).
Цельность проявляется в содержании (тематическое единство), в функциях (стилистическое единство) и в форме (структурное единство).
Связность определяется как структурная целостность, то есть внешнее выражение смысловой и коммуникативной целостности текста. Так, связность устанавливается на четырех уровнях: интонационно-ритмическом, формально-грамматическом, семантическом, коммуникативном. Это означает, что связность выполняет функция обеспечения интонационных, семантических, лексических, грамматических средств, образующих органическое единство [23, с. 94].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Цель и организация экспериментального исследования
С целью достижения цели курсовой работы нами было организовано и проведено исследование особенностей развития связной речи у воспитанников на базе Ясли-сад №85 г. Гродно. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 5-6 лет.
Цель исследования: выявление степени развития речи у старших дошкольников.
Задачи:
1. Подготовка к диагностическому исследованию (информирование участников образовательных отношений, подготовка развивающей предметно-пространственной среды и т.п.).
2. Диагностика детей, вошедших в экспериментальную группу с целью выявления степени сформированности связной речи.
3. Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа исследования, формулирование выводов, значимых для организации дальнейшего проведения исследования в рамках исследуемой проблемы.
Для этого были использованы и адаптированы методики, описанные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, и Т.Б. Филичевой.
Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.
Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания:
1. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин «На мостике».
Целью данного задания являлось выявление у ребенка умения составлять рассказ по серии сюжетных картин, где события развиваются в определенной последовательности.
Инструкция к выполнению задания:
Необходимо подобрать серию из 2-4 картинок по определенной теме и разложить их перед ребенком, проинформировав коротко последовательность событий. Затем необходимо перемешать карточки и предложить ребенку еще раз самому разложить их в нужной последовательности, ответив на вопросы по их содержанию, а также попробовать рассказать об изображенном событии с самого начала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы нами был достигнут ряд задач.
1. Связная речь представляет собой развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. Развитие связной речи происходит в несколько этапов совместно с развитием мышления, увеличением сложности детской деятельности и разнообразием формами общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К началу младшего школьного возраста ребенок практически овладевает связной речью (родным языком), развернутой фразовой речью, фонетикой, лексикой и грамматикой в пределах, необходимых и достаточных для устного общения на доступные ребенку темы. Возраст 5-6 лет характеризуется интенсивным становлением связной речи. Под связной речью понимается развернутое изложение содержания текста, которое характеризуется логичностью, последовательностью и точностью. В возрасте 5-6 лет речь постепенно приобретает более последовательный характер, форму монологической, контекстной речи. В возрасте 5-6 лет связная речь достигает высокого уровня: дети могут последовательно и четко составлять рассказы, отвечать на вопросы развернутыми ответами, устанавливать смысловые связи внутри текста, использовать в своих высказываниях формальные средства связи.
2. Можно сделать вывод о сложности и важности формирования связной речи дошкольников. Тем не менее, искусство играет немаловажную роль в развитии речевой деятельности данной категории воспитанников. Театральная деятельность – это педагогическая технология, которая активизирует и интенсифицирует деятельность детей, предполагает сотворчество ребенка и взрослого, ребенка и других детей. Каждому ребенку интересен данный вид деятельности, так как в основе ее лежит игра, и именно игра – наиболее близка ребенку. Эмоциональное воздействие приемов театрализации стимулирует развитие воображения, а также способствует развитию связной речи.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавани. – М., 2016. – 152 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Методика изобретательского творчества. – Минск, 1970. – 24 с.
4. Баряева, Л.Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности (Из опыта работы ГБДОУ детского сада №5 Невского района Санкт- Петербурга в условиях ФГОС ДО) / Л. Б. Баряева, И. Г Вечканова, В. Е. Демина и др.: под общ. ред. И. Г. Вечкановой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2017. – 206 с.
5. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева: под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
6. Блинова, Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка / Л.Ф. Блинова. – Казань: Новое знание, 2013. – 35 с.
7. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 318-385.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., Просвещение, 2004. – 255 с.
9. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37.
10. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина // Логопед. – 2016. – 5. – C. 18-26.
11. Вахрушева, Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. – 2016. - № 4. - С. 63 - 65.
12. Вечканова, И.Г. Особенности театрализованной игровой деятельности у дошкольников с умственной отсталостью / И.Г. Вечканова, О.В. Михайлова, Е.В. Морковкина // Информационно-образовательное пространство особого ребенка: Материалы XXIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. министерство науки и образования РФ, РГПУ им. А,И, Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств, 2016. – С. 466-469.
13. Волковская, Т. Н. Психология лиц с нарушениями речи: пути становления и развития / Т. Н. Волковская // Специальная психология. - 2017. - № 3 (13). - С. 12 - 22.
14. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениям речи / Программа для специальных дошкольных учреждений/ Авторы-сост. Ю.Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. – Минск: НИО 2007. – 280 с.
15. Грищенкова, О.В. Формирование связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках “Человек и мир”: учебно-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2008. – 36с.
16. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи / Н.Л. Ерастов. – Ярославль, 2013. – 183 с.
17. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться [Текст] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 1. – С. 106-114.
18. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
19. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания / И. Зимина // Школьный логопед. - 2016. - №5. - С. 28 - 35.
20. Зотова, И. В. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Зотова, А. О. Сергиенкова // EuropeanResearch. – 2017. – № 6 (19). – С. 62-65.
21. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 208 с.
22. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбов. универ. – 2016. – № 10. – С. 64-65.
23. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
24. Лашкова, Л.Л. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова, А.Р. Филиппова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2016. №1(34). – С. 62-67.
25. Лауткина, С.В. Комментированное рисование как метод развития речи детей: методические рекомендации: в 2 ч. / С.В. Лауткина, Ж.А. Рулева. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 47 с.
26. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста / А. А. Леонтьев. – М., 1974. – Ч. 1. – С. 169-172.
27. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов- дефектологов. / Т.В. Лусс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
28. Медведева, Е.А. Изучение особенностей развития воображения дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 32-37.
29. Медведева, Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2000. – №1. – С. 53-60.
30. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина – М.: Просвещение, 2002. – 432 с.
31. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. – Мн. : Народная асвета, 1989. – 64 с.
32. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
33. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
34. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
35. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
36. Тижоева, Н.К. Формирование взаимодействия младших школьников с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр / Н.К. Тижоева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 28-30.
37. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 159.
38. Томилова, С.Д. Формирование художественно-речевых умений старших дошкольников в процессе творческого рассказывания / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №2. – С. 100-107.
39. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
41. Федотова, Л. А. Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Федотова, А. Г. Соловьев // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2013. – № 1. – С. 45-49.
42. Хлыстакова, А. Н. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора / А. Н. Хлыстакова // Начальная школа. - 2016. - С. 108-109.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.
44. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. – М.: ИНТОР, 2014. – 112 с.