ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.2 Особенности развития мелкой моторики у нормально развивающихся детей и у детей с ОНР
1.3 Особенности развития артикуляционной моторики у детей с ОНР
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных аспектов развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев и артикуляционной моторики. У детей с любым уровнем афазии в той или иной степени наблюдаются отклонения в этих областях. Необходимость развития активных движений пальцами научно обоснована. Работами невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева доказано влияние движений рук на функции центральной нервной системы. Ученые, изучающие деятельность мозга ребенка, психику ребенка и развитие его речи, отметили большое стимулирующее влияние функции рук.
Исследования, проведенные В.И. Белтюковым и другими, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения рук исторически, в процессе развития человека, оказывали значительное влияние на формирование речевой функции.
М.М. Кольцова пришла к выводу, что систематические упражнения в тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее воздействие на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Кроме того, Кольцова указывает на то, что если развитие движений пальцев задерживается, то и развитие речи тоже задерживается, хотя грубая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.
Дети с общим недоразвитием речи также имеют слабую артикуляционную моторику. Причинами этого расстройства являются неправильное строение органов речевого аппарата, недостаточная подвижность органов артикуляции и другие. Проблемами артикуляции занимались Филичева Т.Б., Фомичева Г.В. и другие [17, с.102].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
1.1 Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи у детей с сохранным слухом и интеллектом нужно понимать такую форму речевого нарушения, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, имеющих отношение как к звуковой, так и смысловой стороне речи [1, с.33].
При анамнезе детей с ОНР часто обнаруживается внутриутробная гипоксия, резус, родовая травма, асфиксия; в раннем детстве - черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше замедляют развитие речи.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов - к 3-4 годам, иногда – к 5 годам. Снижается речевая активность детей, речь имеет неправильный звук и грамматику, слабое понимание. В результате недостаточной речевой активности страдают память, внимание, познавательная активность, мыслительные операции. Дети с ОНР характеризуются недостаточным развитием координации движений: общей, мелкой и вербальной моторики [2, с.22].
Основные уровни детей с ОНР:
1. Дети с I уровнем ОНР. В общении дети используют лепетные слова, предложения из одного слова, дополненные выражениями лица и жестами, смысл которых неясен вне ситуации. Словарный запас детей с 1 уровнем ОНР сильно ограничен, он включает в себя, в основном, отдельные звуковые комплексы, звуковые подражания и некоторые повседневные слова. Импровизированная речь также страдает: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий.
Наблюдается грубое нарушение слоговой структуры слов: чаще всего дети воспроизводят только звуковые комплексы, состоящие из одного или двух слогов. Неясна артикуляция, произношение звуков нестабильно, многие из них недоступны для произношения. Фонематические процессы у детей с 1 уровнем посттравматического стрессового расстройства являются рудиментарными: фонематический слух сильно ослаблен, а задача анализа фонематического слова для ребенка неясна и невозможна [3, с.58].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №5» г. Мозыря. В исследовании приняли участие 20 учащихся первого класса в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 15 (75%) мальчиков и 5 (25%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития мелкой моторики младших школьников с общим недоразвитием речи.
Основные задачи, решаемые на этапе эмпирического исследования:
1. Определить методы диагностики состояния артикуляционной и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
2. Выделить критерии диагностики.
3. Определить уровень развития мелкой и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач нами были подобраны определенные методики и блоки заданий.
Задания в рамках диагностики состояли из нескольких блоков:
1 блок – упражнения на координацию движений.
2 блок – повторение определенных фигур из пальцев.
3 блок – работа с бумагой.
4 блок – графические упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения всех компонентов речевой системы, в том числе артикуляции и моторики пальцев. Преодоление этих нарушений является важной частью коррекционной работы с детьми с АКДС, поскольку мелкая моторика, т.е. манипуляция пальцами, влияет на функции центральной нервной системы.
Многие российские ученые изучали этот вопрос: В.М. Бехтерев, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова и др. Проблемы артикуляции изучали Т.Б. Филичева, Г.В. Фомичева, Г.В. Чиркина.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и тонкой, могут создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к обучению, к осложнениям в период адаптации к школьным условиям. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письменной речью в дошкольном возрасте, создавать условия для накопления ребенком моторики и практического опыта, развивать ручные навыки.
Таким образом, работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики должна присутствовать на уроках, как фронтальных, так и индивидуальных занятиях с логопедом, а также в повседневной жизни детей дошкольного возраста, в форме индивидуальных игр в свободное от учебы время. Для достижения хороших результатов в этой работе необходимо использовать игры и игровые упражнения, исходя из того, что игровая деятельность ведётся и в дошкольном возрасте.
Для детей с ОНР, характерными являются такие особенности как нарушение определенных артикуляционных моментов, которые способствуют такие аспекты, как нарушение мелкой моторики, которые влияют на развитие речевых навыков данной категории детей.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л.И. Аксенова/ под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд. – М. : Академия, 2002. – 395 с.
2. Андреева, Н.Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи / Н.Г. Андреева // Практическая психология и логопедия. – 2005. – № 3. – С.22-31
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 265 с.
4. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 265 с.
5. Барсукова, Л. А. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практическое пособие / Л. А. Барсукова, Т. А. Емелина, Н. Е. Земская и др.; под ред. В. С. Кукушина. – М.:; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. – 368 с.
6. Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики - средство обогащения словаря младших школьников / Е.Н. Беляева // Журнал «Начальная школа». – 2014. – №9. – С. 20.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. / Г.А. Волкова - С.- П.: «Детство – Пресс», 2003. – 234 с.
8. Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Т.В. Волосец – М.: Академия, 2002. – 245 с.
9. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. / О.Е. Грибова. – М.:АРКТИ, 2008. – 256 с.
10. Гришвина, А.В. Игры - занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития / А.В. Гришвина. – М.: Асвета, 2008. – 278 с.
11. Давидюк, С. В. Программа интегрированных занятий психолога и логопеда для детей с ОНР, обучающихся в общеобразовательной школе / С.В. Давидюк / Школьный логопед. – 2005. – № 1. – С.22-33
12. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе. / О.В. Елецкая – М.: Сфера, 2005. – 192 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у младших школьников. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Академия, 2008. – 245 с.
14. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. метод. пособие. / Н.С. Жукова – М.: Академия, 2008. – 96 с.
15. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – М.: Академия, 2011. – 247 с.
16. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / И.А. Зайева/ под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. – 301 с.
17. Кольцова, М.М. Особенности мелкой и артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста / М.М. Кольцова. – М.: Академия, 2011. – 265 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики по логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Академия, 2004. – С. 67-89
19. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста. / Л.В. Лопатина - СПб., 2004. - 192 с.
20. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов – М.: АСТ, 2003. – 238 с.
21. Методы обследования речи детей: пособие для диагностики речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Академия, 2014. – 289 с.
22. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2011. – 231 с.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
24. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Филичева Т. Б., Туманова Т. В. // Логопедия. - 2006. – 113 с.