Введение
1 Значение денежных средств и роль банковских операций в деятельности бюджетных организаций, задачи их учета и внутреннего аудита
1.1 Источники формирования денежных средств на текущих счетах в учреждениях банков и кассе учреждения
1.2 Назначение и порядок открытия текущих счетов бюджетных учреждений в банках
1.3 Значение, задачи внутреннего аудита кассовых и банковских операций
2 Внутренний аудит кассовых и банковских операций в бюджетных организациях
2.1 Источники информации, приемы и способы, используемые при проведении внутреннего аудита кассовых и банковских операций
2.2 Методика проведения инвентаризации кассовой наличности
2.3 Проверка условий, обеспечивающих сохранность денежных средств в кассе
2.4 Внутренний аудит полноты и своевременности оприходования денежных средств в кассе
2.5 Установление законности и правильности кассовых операций по расходованию денежных средств
2.6 Методика и организация внутреннего аудита операций по текущим счетам в банке
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная организация – организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством. В то же время следует строго следить за тем, чтобы учреждение не создавало излишков денежных средств, товарно-материальных запасов, неиспользованных запасов и оборудования. Поэтому так важно при анализе деятельности бюджетного учреждения уделять должное внимание обеспечению безопасности учреждения бюджетными средствами, а также полноте их использования, что определяет актуальность данной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть внутренний аудит кассовых и банковских операций. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить источники формирования денежных средств на текущих счетах в учреждениях банков и кассе учреждения;
- рассмотреть назначение и порядок открытия текущих счетов бюджетных учреждений в банках;
- исследовать значение, задачи внутреннего аудита кассовых и банковских операций;
- определить источники информации, приемы и способы, используемые при проведении внутреннего аудита кассовых и банковских операций;
- изучить методику проведения инвентаризации кассовой наличности;
- проверить условия, обеспечивающие сохранность денежных средств в кассе;
- провести внутренний аудит полноты и своевременности оприходования денежных средств в кассе;
- установить законность и правильность кассовых операций по расходованию денежных средств.
1 ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РОЛЬ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
1.1 Источники формирования денежных средств на текущих счетах в учреждениях банков и кассе учреждения
Основным источником бюджетных расходов являются бюджетные ассигнования, бюджет, предусмотренный в бюджетной росписи получателю (управляющему) бюджетных средств.
Бюджетная роспись представляет собой ежеквартальное распределение доходов и бюджетных расходов, источников покрытия дефицита для единиц бюджетной классификации. Он разрабатывается после утверждения соответствующего бюджета и является основным документом, в соответствии с которым бюджет осуществляется по доходам и расходам [14, с. 21].
Государственный бюджет совмещает государственный бюджет, а также местные бюджеты, в том числе областной, городской, районный и сельский бюджеты.
Республиканский бюджет, а также распределение доходов и расходов между национальным бюджетом и бюджетами регионов и Минска утверждены Законом о бюджете на следующий финансовый год. Местные бюджеты утверждаются решениями местных советов депутатов.
Республиканский бюджет реализуется в соответствии с бюджетной росписью, составленной Министерством финансов, а местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими органами местного самоуправления и исполнительных органов.
Финансирование расходов национального бюджета и местных бюджетов осуществляется на основе составления бюджета и утвержденных смет расходов в пределах поступлений и привлеченных источников финансирования дефицита бюджета. Расходы отдельной бюджетной организации обычно финансируются из одного конкретного бюджета в зависимости от подчиненности организации, ее территориального расположения, национального экономического значения и целесообразности классификационного бюджета в соответствии с экономическими и социальными целями государства.
Бюджетные ассигнования предоставляются соответствующими финансовыми органами (Министерством финансов, местными финансовыми органами) главному распорядителю бюджета для собственных нужд и подконтрольным ему организациям.
2 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КАССОВЫХ И БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Источники информации, приемы и способы, используемые при проведении внутреннего аудита кассовых и банковских операций
При проведении ревизии кассовых и банковских операций необходимо руководствоваться:
- Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г., № 57-3 [2];
- Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;
- Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010г. №325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»;
- Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.№ 412-З [1];
- Налоговым кодексом Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. № 166-3 [7];
- Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З [3];
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 «Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации» [11];
- другими документами.
Прежде всего при аудите бухгалтерского учета кассовых и банковских операций устанавливается:
- качество осуществления инвентаризаций;
- своевременность и полнота отражения данных по движению внебюджетных средств на счете в банке;
- достоверность учетных данных на 1-е число месяца начала ревизии.
Проводят нормативные проверки для определения отклонения фактических затрат от нормативных показателей. Нормативные проверки устанавливают факты нарушений в финансово-хозяйственной деятельности. В сочетании с технико-экономическими расчетами эта технология позволяет выявлять хищения и перерасходы средств из-за бюджетных ассигнований по отдельным проектам, завышающих смету расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации часто является объектом внутренних и внешних контрольных мероприятий. Целью данного аудита является определение законности, эффективности, результативности, результативности и целевого использования бюджетных средств на функционирование учреждений, бюджетных и автономных учреждений для выполнения муниципальных задач. Исходя из этого, сегодняшний аудит бюджетного учреждения является эффективным способом контроля финансового состояния собственников имущества такого учреждения.
Первичные документы являются основанием для отражения в бухгалтерском учете сведений, отражающих завершенные хозяйственные операции, а также обосновывает поступление средств на определенные расходы из бюджета, поэтому несвоевременное и неправильное оформление основного документа может привести к искажению бухгалтерских показателей.
Законодательством Республики Беларусь установлены общие требования к порядку подготовки и исполнения бюджетной сметы. В соответствии с законодательством главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно утверждает порядок подготовки, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных ему учреждений. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет; данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения; результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год.
Источниками информации для проведения внутреннего аудита являются: унифицированные документы, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь и служащие основанием для отражения в учете, неуфицированные первичные учетные документы, утвержденные в рамках учетной политики организации, учетные регистры, используемые для отражения финансово–хозяйственных операций, расчетные ведомости различного рода, отчетные данные.
По результатам проведенной инвентаризации внебюджетных средств в УО «Смиловичский государственный аграрный колледж» расхождений не выявлено. Проводок с нестандартной корреспонденцией счетов по внебюджетным средствам в регистрах бухгалтерского учета не выявлено.
1 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З в редакции с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
2 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З в редакции Закона от 17 июля 2017 г. № 52-З. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
3 Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 в редакции № 8/28215 от 08.01.2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
4 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 29.03.2011 № 107. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
5 Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденная постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 в редакции Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 2 мая 2018г. №31. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
6 Налоговый Кодекс Республики Беларусь с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З в редакции от 30 декабря 2018 г. № 159-З [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
7 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2017 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
8 Приказ Министерства Финансов Республики Беларусь от 16.12.1993 г. «О Государственном Казначействе» с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
9 Постановление Министерства финансов РБ № 8 от 30.01.2009 г. «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций» в редакции Постановление Минфин Республики Беларусь № 66 от 17.10.2013г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
10 Баханькова, Е.Р. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Е.Р. Баханькова. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. – 255 c.
11 Бухгалтерский учет. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия (Academia), 2019. – 396 c.
12 Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) : учебник / Н.П. Кондраков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 584 с.
13 Завилейский, Г.Г., Бараускас, С.В., Маталыцкая, С.К. Типовой план счетов в проводках: раздел VIII «Финансовые результаты». – Минск: Регистр, 2014 – 96 с.
14 Опарина, С. И. Бюджетный учет и отчетность. Учебник. Практикум / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко. – М.: Юрайт, 2018. – 768 c.
15 Левкович, О. А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. – Мн.: Амалфея, 2014 – 648 с.
16 Харьков, В.П. Бюджетный учет в современных условиях / В.П. Харьков. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 609 c.