Введение
1 Теоретические аспекты изучения совладания с тревогой у мужчин и женщин
1.1 Тревожность: понятие, причины и признаки
1.2 Особенности поведения тревожных людей
1.3 Личностная тревожность и выбор стратегий совладания
2 Эмпирическое исследование стратегий совладания с тревогой у мужчин и женщин
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространённостью феномена тревоги в жизни людей. Повышение тревоги современного человека связано преимущественно с социальными причинами: явлениями, отражающих восприятие окружающей его действительности как нестабильной, угрожающей. Тревожные состояния могут быть разными по интенсивности, продолжительности, структур, что определяет разнообразную гамму переживаний, сопровождающих самые различные жизненные события.
Тревожность современного человек может быть связана как с характером ситуации, так и с его личностными особенности. Склонность воспринимать окружающий мир как потенциально угрожающий может быть обусловлен прошлым опытом, социальными и индивидуально-психологическими характеристиками. Личностной тревожности придается определяющее значение как фактору выбора моделей поведения в тех или иных ситуациях.
Тревожные люди часто проявляют неспособность адекватно оценивать происходящие события, анализировать полученную информацию, конструировать адекватную реальности модель окружающего мира и принимать правильные решения В такой ситуации человеку сложно выбрать конструктивную стратегию совладания с тревогой.
Совладание с тревогой у мужчин и женщин, как носителей различных когнитивных, личностных и поведенческих характеристик, может носить различный характер. Однако, в современной литературе недостаточно освещена данная проблема.
Феномен совладающего поведения изучали такие ученые, как: Р. Лазарус, С. Фолкман, Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВЛАДАНИЯ С ТРЕВОГОЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
1.1 Тревожность: понятие, причины и признаки
В зарубежной психологии тревожность рассматривалась в основном как механизм развития неврозов. Ее возникновение объяснялось наличием глубоких внутренних конфликтов в связи с завышенным уровнем притязаний, отсутствием личностных ресурсов для достижения целей и удовлетворения потребностей.
Впервые на состояние тревоги указал Зигмунд Фрейд, которые характеризовал это состояние как эмоциональное, которое проявляется в переживании ожидания, неопределенности, чувстве беспомощности. В качестве источника опасности при тревоге Фрейд называл величину инстинктивного напряжения, слабость Я, а также его зависимость от Оно и Сверх-Я [21, с. 441].
Проблема изучения тревоги в зарубежной психологической науке получила дальнейшее развитие с точки зрения неофрейдизма, прежде всего в работах К. Хорни, Э. Фромма, а также экзистенциальной психологии (Р. Мэй).
Тревога в теории К. Хорни рассматривается как результат отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Причины невротического поведения необходимо искать в нарушенных детско-родительских отношениях. Термином «базальная тревога» К. Хорни обозначила тревогу, приводящую к формированию невротических защит. Такая форма тревоги, которая является проявлением невроза, является базовой в двух смыслах. Так, она является основой невроза. Далее, она появляется в самом начале жизни индивида в результате нарушения взаимоотношений между ребенком и значимыми другими – родителями [24, с. 64].
В своей теории К. Хорни рассматривает нормальную тревогу, которая неотделима от человеческой жизни с ее случайностями. Но эту тревогу необходимо отличать от тревоги невротической, так как она не связана с враждебным отношением природы или несчастных случаев. Эта форма тревоги не обусловливает возникновение внутренних конфликтов и не приводит к формированию невротических защитных действий. Невротическая тревога и беспомощность не связаны с реалистичным взглядом на внешний мир, но появляются из внутреннего конфликта между зависимостью и враждебностью. Источником опасности является враждебное отношение окружающих [24, с. 70].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАНИЯ С ТРЕВОГОЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления стратегий совладания с тревогой у мужчин и женщин проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – совладание с тревогой.
Предмет исследования – стратегии совладания с тревогой у мужчин и женщин.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить и сравнить проявления и причины возникновения тревоги у мужчин и женщин;
2) определить и сравнить стратегии совладания с тревогой у мужчин и женщин.
База исследования: в исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 25-35 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 20 мужчин и 20 женщин.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Анкета «Тревога».
Цель: выявление особенностей переживания тревоги, ее причин.
С помощью разработанной нами анкеты можно выяснить частоту переживания тревоги, ее проявления, причины, которые к ней привели.
Анкета содержит 7 вопросов, на которые необходимо ответить, выбрав один или несколько вариантов ответов.
2. Опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адаптация Т.Л. Крюковой) [8, с. 45].
Цель: диагностика стратегий преодоления стресса, трудностей в разных сферах психической деятельности, стратегий совладающего поведения. С помощью методики можно выявить частоту использования каждой из стратегий совладания, ее эффективность.
Шкалы методики: 1) конфронтация; 2) дистанцирование; 3) самоконтроль; 4) поиск социальной поддержки; 5) принятие ответственности; 6) бегство-избегание; 7) планирование решения проблемы; 8) положительная переоценка.
Опросник содержит 50 утверждений, каждое из которых предполагает определенный способ поведения в проблемной ситуации. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы стратегий совладания с тревогой у мужчин и женщин позволяет сделать следующие выводы:
Ситуативная тревожность представляет собой психическое состояние, вызванное характером ситуации, индивидуальным опытом и особенностями личности, касающееся будущих событий и личностно значимых ситуаций. Личностная тревожность – это характеристика личности, отражающая склонность к тревоге, восприятию широко спектра событий как угрожающих. Причинами тревожности могут выступать внешними (другие люди, определенные ситуации) и внутренними (актуальное психическое состояние, переживание прошлого опыта, личностные особенности). Признаками тревожности являются: эмоциональный дискомфорт (напряжение, нервозность, раздражительность, подавленность), специфические переживания (опасения, беспокойство, волнение, суетливость), физиологически проявления (возбудимость, повышенное сердцебиение).
Тревожные люди демонстрируют неуверенное поведение, связанное с заниженной самооценкой, высокой чувствительности к мнению других людей, недостатком способов поведения, обеспечивающих полноценное овладение социальной реальностью, ригидность, и неадаптивностью поведенческих моделей поведения. Люди с высоким уровнем тревожности проявляют: склонность избегать ситуаций, в которых необходимо проявление социальной активности, нежелание обращаться за помощью к другим, низкую работоспособность в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, склонность к прокрастинации, отсутствие осознанности в принятии решений и низкий уровень планирования и решения проблем. Личность, которая испытывает угрозу в адрес своего «Я», для его защиты в конфликтной ситуации будет использовать сопернический стиль поведения и избегание.
1. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2008. – С. 151-160.
2. Борисова, Н.М. Личностные детерминанты совладающего поведения в среднем возрасте / Н.М. Борисова, И.В. Шаповаленко // Психолого-педагогические исследования –2018. –Том 10, № 3. – С. 115–125.
3. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева // Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32-39.
4. Дежурова, Е.В. Особенности психических состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы и возможности их коррекции / Е.В. Дежурова // Преступление, наказание, исправление: сборник тезисов. – Рязань, 2019. – С. 189-196.
5. Корзун, С.А. Взаимосвязь личностных черт и копинг-поведения у студентов педагогического вуза / С.А. Корзун // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар.науч.-практ. конф. – Котрома, 2013. – С. 1-5.
6. Корытова, Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г.С. Корытова // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 3 (156). – С. 42-48.
7. Краснова, В.В. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / В.В. Краснова, А.Б. Холмагорова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 14-19.
8. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова // Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – 2007. – № 3. – С. 93-112.
9. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2010. – 296 с.
10. Львова, Е.Н Личностная тревожность и выбор стратегий совладания / Е.Н. Львова, О.В. Митина // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 45-56.
11. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция: монография / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2006. – 452 с.
12. Мэй, Р. Смысл тревоги / Пер. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. – М.: Класс, 2001. – 456 с.
13. Нартова-Бочавер, С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартоа-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – №5. – С. 20-30.
14. Никитина, И.В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления. Часть 1 / И.В. Никитина, А.Ю. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2010. – № 2. – С. 80-85.
15. Орав, Ж.А. Особенности копинг-стратегий с учетом личностной тревожности менеджеров / Ж.А. Орав, Н.Н. Маторова // Актуальные проблемы права, экономики и управления. – 2016. – № 12. – С. 271-273.
16. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456с.
17. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42-49.
18. Станибула, С.А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С.А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35-38.
19. Старов, М.И. Теоретико-методологический анализ феномен «уверенность в себе» в отечественных и зарубежных научных источниках / М.И. Старов, Т.Н. Ефимова // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 9-15.
20. Федотова, В.А. Уверенность в общении и самоотношение как факторы удовлетворенности личности отношениями с другими / В.А. Федотова, Е.Д. Комова // Социальная психология и общество. – 2015. – Том 6, № 2. – 76-89.
21. Фрейд 3. Сознание и бессознательное // Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – С. 439-455.
22. Халикова, Н.Н. Проблема тревоги и тревожности в современной психологии / Н.Н. Холикова // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов. – Хабаровск, 2017. – С. 72-78.
23. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160-169.
24. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. С. Светлова. – СПб.: Питер, 2007. – 523 с.