Введение
1 Финансирование расходов бюджетных организаций. Значение и задачи его аудита
1.1 Бюджетная классификация, ее значение и структура
1.2 Порядок финансирования бюджетных учреждений через систему государственного казначейства
1.3 Приемы и источники информации аудита финансирования расходов бюджетного учреждения
2 Внутренний аудит финансирования, кассовых и фактических расходов
2.1 Аудит правильности определения размера финансирования бюджетной организации
2.2 Аудит кассовых и фактических расходов
2.3 Аудит отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по смете
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Бюджетная организация – организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством. В то же время следует строго следить за тем, чтобы учреждение не создавало излишков денежных средств, товарно-материальных запасов, неиспользованных запасов и оборудования. Поэтому так важно при анализе деятельности бюджетного учреждения уделять должное внимание обеспечению безопасности учреждения бюджетными средствами, а также полноте их использования, что определяет актуальность данной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть внутренний аудит финансирования, кассовых и фактических расходов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
– рассмотреть бюджетную классификацию, ее значение и структуру;
– изучить порядок финансирования бюджетных учреждений через систему государственного казначейства
– рассмотреть приемы и источники информации аудита финансирования расходов бюджетного учреждения
– изучить аудит правильности определения размера финансирования бюджетной организации
– рассмотреть аудит кассовых и фактических расходов
– изучить аудит отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по смете.
1 Финансирование расходов бюджетных организаций. Значение и задачи его аудита
1.1 Бюджетная классификация, ее значение и структура
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе Республики Беларусь. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:
1) образование и использование денежных накоплений (прибыль, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);
2) организация налогов;
3) финансирование отраслей народного хозяйства;
4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения.
Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
2 Внутренний аудит финансирования, кассовых и фактических расходов
2.1 Аудит правильности определения размера финансирования бюджетной организации
В бюджетных организациях одним из основных объектов бухгалтерского учета являются расходы на выполнение установленных планов работ. Расходы, производимые за счет средств государственного бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой по каждому параграфу, и расходы, производимые за счет внебюджетных источников в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств (предпринимательской деятельности), учитываются раздельно.
Организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, перечисление средств на счет органа казначейства производится в течение двух рабочих дней и обязательно в последний рабочий день месяца. Организациями, финансируемыми из местного бюджета, – в течение трех рабочих дней после зачисления их на счет в банке и обязательно в последний рабочий день месяца.
Наличие остатков бюджетных средств на текущих (бюджетных) счетах распорядителей средств в банках на 1–е число месяца допускается в случае зачисления средств накануне (в последний рабочий день месяца).
Следовательно, не все средства, поступающие на текущий счет в банке и перечисленные со счета, имеют отношение к кассовым расходам по бюджетному финансированию. В составе кассовых расходов учитываются лишь те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего года.
В формировании кассовых расходов не участвуют курсовые разницы (Д 140, 230 – К 101 или Д 101 – К 140, 230), определяемые при переоценке валютных средств на счете в банке в связи с изменением курсов Национального банка иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности [16, с. 43].
Расходование со счета в банке валютных средств, приобретенных организацией за счет бюджетного финансирования, также не учитывается в составе кассовых расходов. В составе кассовых расходов в этом случае отражаются средства в белорусских рублях, направляемые на покупку иностранной валюты. Возврат неиспользованных белорусских рублей на счет территориального органа казначейства уменьшает кассовые расходы.
Если организация получила бюджетное финансирование в иностранной валюте, то в этом случае списание (расходование) средств с бюджетного валютного счета и возврат неиспользованных валютных средств на счет в банке учитываются при формировании кассовых расходов по курсу Национального банка на дату совершения операции.
Заключение
Проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации часто является объектом внутренних и внешних контрольных мероприятий. Целью данного аудита является определение законности, эффективности, результативности, результативности и целевого использования бюджетных средств на функционирование учреждений, бюджетных и автономных учреждений для выполнения муниципальных задач. Исходя из этого, сегодняшний аудит бюджетного учреждения является эффективным способом контроля финансового состояния собственников имущества такого учреждения.
Первичные документы являются основанием для отражения в бухгалтерском учете сведений, отражающих завершенные хозяйственные операции, а также обосновывает поступление средств на определенные расходы из бюджета, поэтому несвоевременное и неправильное оформление основного документа может привести к искажению бухгалтерских показателей.
Законодательством Республики Беларусь установлены общие требования к порядку подготовки и исполнения бюджетной сметы. В соответствии с законодательством главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно утверждает порядок подготовки, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных ему учреждений. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет; данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения; результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год.
1 Бюджетный Кодекс Республики Беларусь 16 июля 2008 г. № 412-З в редакции с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
2 Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З в редакции Закона от 17 июля 2017 г. № 52-З. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
3 Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 в редакции № 8/28215 от 08.01.2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
4 Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка от 29.03.2011 № 107. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
5 Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденная постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 в редакции Постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 2 мая 2018г. №31. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
6 Налоговый Кодекс Республики Беларусь с изменениями согласно Закона Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З в редакции от 30 декабря 2018 г. № 159-З [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
7 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2017 г. № 24 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
8 Приказ Министерства Финансов Республики Беларусь от 16.12.1993 г. «О Государственном Казначействе» с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
9 Постановление Министерства финансов РБ № 8 от 30.01.2009 г. «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций» в редакции Постановление Минфин Республики Беларусь № 66 от 17.10.2013г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by.
10 Баханькова, Е.Р. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / Е.Р. Баханькова. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. – 255 c.
11 Бухгалтерский учет. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия (Academia), 2019. – 396 c.
12 Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) : учебник / Н.П. Кондраков. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 584 с.
13 Завилейский, Г.Г., Бараускас, С.В., Маталыцкая, С.К. Типовой план счетов в проводках: раздел VIII «Финансовые результаты». – Минск: Регистр, 2014 – 96 с.
14 Опарина, С. И. Бюджетный учет и отчетность. Учебник. Практикум / С.И. Опарина, Т.И. Кришталева, А.И. Гурко. – М.: Юрайт, 2018. – 768 c.
15 Левкович, О. А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О. А. Левкович, И. Н. Тарасевич. – Мн.: Амалфея, 2014 – 648 с.
16 Харьков, В.П. Бюджетный учет в современных условиях / В.П. Харьков. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 609 c.