ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
1.1 Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности на первой ступени общего среднего образования
1.3 Использование образовательных средств музея в нравственном воспитании учащихся 1-4 классов
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
2.2 Программа внеурочной деятельности по нравственному воспитанию средствами музея на первой ступени общего среднего образования
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности средствами музея
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе становления личности значимость нравственности, морального и эстетического воспитания чрезвычайно велики. Формирование нравственного отношения учащихся к окружающему миру, их морально-этических качеств, представляет собой довольно сложный процесс педагогического взаимодействия, основанный на гармоничном развитии эмоционально-волевой сферы личности, её ценностных установок.
Деятельность учреждений общего среднего образования является основным инструментом гражданского и социально-нравственного воспитания. Решение учащегося строить свою деятельность в соответствии с интересами и потребностями общества связано с формированием устойчивых моральных качеств. Задача школы в этом случае заключается в передаче ценностей общества каждому воспитаннику, а также формирование их интеллектуальных, эмоциональных, деловых и коммуникативных навыков.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Гражданское и патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования. Исходя из Инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» необходимо продолжить работу, направленную на формирование у учащихся ценностного отношения к историческому и культурному наследию белорусского народа, активной гражданской позиции, ответственности и готовности к исполнению своего гражданского долга перед Отечеством. «Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства, на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства» [11].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
1.1. Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема
Воспитание нравственности младших школьников – одна из важнейших и сложных задач для педагога. Для решения данной проблемы учителю необходимы не только знания предметов первой ступени общего среднего образования и методики преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание при организации образовательных мероприятий.
Педагогика изначально понималась как «наука о воспитании». Е. В. Бондаревская утверждает, что «воспитание является общим понятием в системе педагогических знаний, потому что педагогика определена как наука о воспитании подрастающих поколений» [3, с. 55].
Проблема нравственности была и остается очень актуальной. Смена ценностей и целей человека происходит на протяжении всей его жизни, а также в разные исторические эпохи.
Современная отечественная педагогика воспитание определяет как «эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели» [14, с. 242].
И. П. Подласый определяет образовательный процесс более подробно и подчеркивает, что это «процесс формирования и развития личности, включающий не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание». Процесс формирования нравственной культуры личности является основным направлением воспитания [14, с. 95].
Педагогико-энциклопедический словарь содержит следующее определение: «Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе» [13, с. 170].
Воспитание – это рациональная деятельность, и в ней проводится различие между конечным результатом и действиями, которые к нему приводят (цели и средства). При этом различии средства могут быть оправданы только в связи с данной целью. Нравственность – это не обычная цель, которую можно достичь определенными способами в течение определенного периода времени. Следовательно, нравственность – это не цель, а идеальный принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Помимо основной цели, на человека влияет любой социальный институт (семья, школа, коллектив и т.д.).
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников проводилась на базе ГУО «Богдановский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа».
Целью эксперимента стало изучение нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности средствами музея.
В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста.
Исследование проходило в три этапа:
Констатирующий: Диагностика сформированности нравственных качеств детей экспериментальной группы.
Формирующий: Разработка и проведение программы внеурочной деятельности по нравственному воспитанию средствами музея.
Контрольный: Оценка эффективности проведенной программы.
В соответствии с поставленной целью исследования были подобраны и методы: модификация методики О.С. Богдановой «Какой я»; тест уровня воспитанности по методике Н.П. Капустиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным элементом процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является нравственное воспитание, цель которого – дать ребенку знание моральных принципов и норм, которые они должны усвоить. Способность распознавать и воспринимать моральные принципы и нормы связана со способностью распознавать модели морального поведения и способствовать формированию моральных суждений и действий.
Внеурочная деятельность – это деятельность, организованная вне школьных часов, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном свободном времени, участии в самоуправлении и общественной деятельности. Этот вид работы с учениками также характеризуется тем, что это плановое, организованное и контролируемое мероприятие, которое проводится по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В настоящее время основными направлениями внеурочной деятельности учителя начальных классов, позволяющими развивать ряд компетенций, являются: проведение исследовательской деятельности с младшими школьниками; подготовка школьников к олимпиадам (школьным, районным, республиканским, международным, предметным «Кенгуру», «Буслик», «Олимпионок», «Колосок», Интернет-олимпиадам и др.), конкурсам и научным мероприятиям; проведение предметных недель; вовлечение учеников к мероприятиям в шестой школьный день.
Мероприятия в музее создают словесно-логические и эмоционально-образные влияния на единство разума и чувств аудитории. В музее информация придается ясности, изображения, стимулируют воображение и визуальное мышление, обогащают словарный запас и становятся средством передачи культурных и духовных переживаний. Занятия в музее помогают становлению у младших школьников на путь усвоения общечеловеческих ценностей – добра, правды, красоты, а также национальных ценностей: любви к Родине, гордости за национальные подвиги, уважения к труду и творчеству предков и современников.
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 354 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. – 1268 с.
3. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1999. – 350 с.
4. Волков, И. П. Много ли в школе талантов? / И. П. Волков. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 96 с.
6. Гавриловец, К. В. Воспитание нравственной личности в школе (фрагменты монографии) / К. В. Гавриловец // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 11. – С. 37–43.
7. Горбунова, М.Б. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся / М. Б. Горбунова // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 2. – С. 27–32.
8. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 19-23.
9. Жоголь-Лабзеева, И. П. Особенности формирования нравственной культуры старшеклассников / И. П. Жоголь-Лабзеева // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 2. – С.17–25.
10. Журлова, И. В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2008. – С. 56–63.
11. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»
12. Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1987. – 386 с.
13. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И. С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
14. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с.
15. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. – М, 1999. – 320 с.
16. Регуш, Л. А. Педагогическая психология / Под ред. Л. А. Регуш, А. В. Орловой. – СПб.: 2011. – 416 с
17. Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е. Ф. Сивашинская, И. В. Журлова. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 140–149.
18. Степаненков, Н. К. Педагогика школы / Н. К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 270–284.
19. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М.: Высшая шкала, 2004. – 216 с.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 418–444.
21. Чумакова, Н. Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. Ю. Чумакова // Молодой ученый. – 2013. – № 7 (54). – С. 441-443.
22. Шило, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в школе / Е. В. Шило // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 3. – С. 20–23.