ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие творчества детей дошкольного возраста
1.2 Детская дизайн-деятельность в условиях дошкольного образования
1.3 Методические особенности развития художественного творчества в дизайн-деятельности
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по проблеме исследования
2.2 Система работы по развитию художественного творчества дошкольников в дизайн-деятельности
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет к человеку чрезмерные требования и обеспечивает обоснованную жизненную позицию, достигая максимальных успехов во многих сферах деятельности. Наравне с предметными знаниями это креативность мышления и креативный подход к выполнению поставленных задач. Учитывая требования современного мира, развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования, начиная с дошкольного, поскольку именно дошкольный период детства чувствителен к развитию творческого потенциала детей. Благодаря творческому подходу дети открывают для себя новые аспекты своих способностей, развивают внимание, логику, воображение, развивают двигательные навыки. Творческая деятельность помогает увидеть ребенка новым, учит быть оригинальным и свободным от стереотипов мышления.
Задача формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности должна решаться уже в работе с дошкольниками старшего возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит подготовка к школьному обучению и развитие когнитивных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждается исследованиями ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн Д.Б. Эльконина О.М. Дьяченко и другие.
В старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый вид деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных методов работы по отношению к новому контенту, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование различных видов трансформаций и т.д. В связи с этим выявляется специфика художественного творчества и особенности его формирования становятся особенно значительными. В период дошкольного детства закладываются предпосылки развития творческих способностей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Развитие творчества детей дошкольного возраста
Исследование проблемы развития творческих способностей будет во многом предопределяться содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Зачастую в обыденном сознании творческие способности сравниваются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и так далее. Что же такое творческие способности на самом деле?
Очевидным является тот факт, что рассматриваемое понятие тесно связано с такими понятиями как «творчество» и «творческая деятельность».
Творчество – есть процесс деятельности, который создает качественно новые духовные и материальные ценности. Также данное понятие может рассматриваться как итог создания объективно нового.
Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой создается что-то новое [13, с. 126].
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. До сих пор остается открытым вопрос о компонентах творческого потенциала человека, хотя в настоящее время существует ряд гипотез, которые непосредственным образом касаются этой проблемы [2, с. 252].
Большинство психологов способности к творческой деятельности связывают с особенностями мышления. Так, один из известных американских психологов – Джо Пол Гилфорд, который занимался в свое время проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание базы и методики проведения педагогического эксперимента по проблеме исследования
В целях диагностики уровня развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста было проведено диагностическое исследование. В исследовании приняли участие 30 дошкольников в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную.
Для проведения исследования применялась методика субтест «Закончи рисунок» Торренса.
Цель: оценка уровня воображения с использованием таких показателей, как беглость, гибкость, оригинальность, развитие. Тест Э. Торренса состоит из двух частей: словесная батарея и фигурная батарея. Вербальная батарея состоит из семи подтестов. Батарея тестов состоит из трех подтестов. Тест Э. Торренса можно использовать во всем возрастном диапазоне, начиная с пяти лет. Традиционно тест более широко применяется для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводится только индивидуальное тестирование.
Задание «Закончи рисунок» является вторым подтестом образной батареи тестов творческого мышления П. Торренса. Тест можно использовать для изучения творческого таланта детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны давать в виде рисунков и подписей к ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество – есть процесс деятельности, который создает качественно новые духовные и материальные ценности. Также данное понятие может рассматриваться как итог создания объективно нового. Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой создается что-то новое. С точки зрения психологии дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что именно в этом возрасте дети очень любознательны, а также отличаются огромным желанием познавать окружающий мир.
Дизайн – это особый вид художественной деятельности, сочетающий в себе различные виды искусства: рисунок, лепка, аппликация, дизайн, художественное произведение. Детский дизайн ориентирован на задачи в области художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направлять свои усилия на полезные занятия по детскому дизайну. Занятия дизайнерской деятельностью направлены на то, чтобы воздействовать на ум, волю, чувства детей, стимулировать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущению радости детства.
Разнообразие техник дизайн-деятельности способствует развитию у детей эмоциональной выразительности в готовых работах по рисованию, сюжетной разработанности отдельных деталей и всего сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники рисования и материалы, а это значит – развитию творческих способностей детей при организации художественных занятий с элементами дизайн-деятельности.
Результаты тестирования воображения у детей старшего дошкольного возраста показывают, что дети показали успешные результаты всем критериям воображения, особенно по беглости, оригинальности и разработанности. Лишь у 10% детей по беглости показатели ниже нормы, остальные – соответствуют возрастной норме.
1. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 1995. – т. 16. – № 5. – С. 49-58.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю. Венгер// Журнал Дошкольное воспитание. – 1982. – №11. – 32-38 с.
4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М. : АСТ, 1999. – 220 с.
5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007. – 80 с.
6. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира О. Дыбина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – М. – С. 14-24.
7. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. – М.: РАО, 1996. – 197 с.
8. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10. – С. 27-31.
9. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей / Н.И. Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 15-19.
10. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Карапуз-Дидактика, Сфера, 2006. – 192 с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 256 с.
12. Ковинько, Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Л.В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
13. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
14. Комоед, Н.И. Дизайнерская деятельность дошкольников / Н.И. Комоед. – Мозырь: Белый Ветер, 2011. – 70 с.
15. Лыкова, И.А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании / И.А. Лыкова. – М., 2014. – 273 с.
16. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск.: Харвест, 2000. – 432 с.
17. Методика обучения изобразительной деятельностью: учеб. пос. для пед. училищ / под ред. д.п.н. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение,1991. – 260 с.
18. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1991. – 216 с.
19. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208 с.
20. Хазратова, Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста / Н.В. Хазратова // Индивидуальность и способности. – М., 1994. – С. 93-114.
21. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 280 с.
22. Чернявская, О.М., Ручкина, Г.А. Моделирование среды воспитания личности // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития. – 2015. – С. 132-145
23. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений: Из опыта работы / Автор-составитель И.А. Кутузова. – М.: Просвещение, 2002. – 258 с.
24. Шмаков, С.А. Игра и дети / С.А. Шмаков. – М. – Знание, 1998. – 64 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пос. для студ. Вузов /Д.Б. Эльконин – М.: «Академия», 2007. – 384 с.
26. Ярыгина, А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов / А. Ярыгина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 65-71.