ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1 Структура и содержание понятия «речевое развитие»
1.2 Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
1.3 Методологические основы речевого развития детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
2.1 Организация экспериментального исследования
2.2 Комплекс игр и упражнений по речевому развитию у ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Расстройства аутистического спектра (РАС) в течение последних десятилетий привлекают все большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен как определенными достижениями в области клинического изучения РАС, так и малой решенности неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции.
Актуальность данной проблемы определяется причинами разного порядка.
Во-первых, достаточно высокой распространенностью РАС. Кроме этого, из-за сложности диагностики РАС и недостатка знаний о данном нарушении развития предполагается, что еще один из 10 детей с интеллектуальной недостаточностью страдает РАС. Также полагают, что распространенность этого нарушения значительно выше, так как к врачу попадают лишь дети с наиболее тяжелыми формами РАС.
Во-вторых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в настоящее время в нашей стране есть необходимость организации определенной психологической службы, которая охватывает учреждения дошкольного образования и общего среднего образования.
Но зачастую даже высококвалифицированные психологи из-за отсутствия знаний о данном нарушении психического развития и возможных способов коррекционной работы не могут выявить и оказать своевременную, необходимую помощь детям с РАС. Специальные знания и умения позволили бы осуществлять коррекционную работу специалистам в процессе обучения и пребывания детей данной категории в детском коллективе, что является базовым условием социальной адаптации таких детей.
Также, данная проблема находится в фокусе внимания учителей-логопедов. Данные педагоги занимаются проблемами речевого развития детей. Однако, многие педагоги не знают, как взаимодействовать с детьми данной категории, а также у них отсутствуют знания о средствах, технологиях, методах и приемах работы с данными категориями детей.
Изучением вопроса понимания и коррекции РАС занимались многие исследователи в нашей стране, такие как Т.П. Горонина, Е.Р. Баенская и т.д.
За рубежом можно выделить следующих авторов: В.В. Лебединский, О.С Никольская, В. М. Башина, В.Е. Каган, С.С. Морозова, К.С. Лебединская и др. [2, 5, 16, 8, 12, 14].
Речевое развитие при РАС характеризуется достаточно специфическими чертами и во многом зависит от того, проводится коррекционное вмешательство, и когда оно начало осуществляться. В общем, именно состояние сформированности речи на конец дошкольного возраста является важным показателем дальнейшего благоприятного развития.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
1.1 Структура и содержание понятия «речевое развитие»
Навыки речи необходимы для полноценного развития ребенка. Если речевые навыки ребенка неудовлетворительны, он не может четко и ясно выражать свои мысли, что неизбежно сказывается на его успехах в обучении. По мере того, как сознание обогащается, обогащается и владение речью. Дошкольник развивается всесторонне, расширяется его потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делиться знаниями. Ведущую роль в этом процессе играет деятельность. Различные ее виды (учебный процесс, игра, труд, семейная деятельность) содержат в себе различные потенциальные педагогические возможности. Важнейшую роль в процессе формирования речи играет общение [1, с.32].
Речевая деятельность всегда включена с более широкую деятельность (игру, работу, общение и т.д.) в качестве одного из необходимых компонентов. Развитие речи ребенка есть, прежде всего, развитие способов общения, что ведет к появлению у него речевого механизма, или языковой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма под влиянием речевого общения.
Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие, которое достигло степени совершенства. Речевые навыки включают: семантико-грамматическое оформление, высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д., синтаксические схемы высказывания), произношение, интонирование.
В результате становления речевых навыков развиваются речевые умения – способность использовать речевые механизмы с разной целью (комбинировать языковые единицы в различных ситуациях общения). Различаются четыре вида речевых умений: умение говорить (излагать свои мысли в устной форме); умение аудировать (понимать услышанную речь); умение писать – излагать свои мысли в письменной форме; умение читать – понимать речь в графическом отображении [2, с.55].
Развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки (оба аспекта - восприятие и создание языковых единиц).
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
2.1. Организация экспериментального исследования
Цель исследования: выявить особенности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
База исследования - «Детская Академия Наталии Дунаевой».
Выборку составил 1 ребенок старшего дошкольного возраста с РАС. (Ева М., 6 лет).
Коррекционная работа на базе данного учреждения с девочкой начата в 5 лет и 1 месяц, занятия проводились 2 раза в неделю. До начала занятий поведение носило типичный для данной группы детей с РАС характер (по классификации О. С. Никольской), речь отсутствовала. Игрушками активно она не пользовалась, подолгу водила ручками по полу, асфальту, земле; любила монотонно раскачиваться под музыку. На момент обследования занятия с Евой проводились в течение года.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задача констатирующего этапа – определить уровень актуального речевого развития данного ребенка.
Для того, чтобы исследование поспособствовало построению программы по развитию речи у данного ребенка, оно должно быть максимально точным и объективным. Поэтому были соблюдены следующие организационные условия:
1. Присутствие нескольких квалифицированных наблюдателей;
2. Фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру);
3. Структурирование полученной информации (обобщающий протокол – таб. 1.2)
Для проведения диагностической работы были использованы следующие задания:
Занятие «Диагностика речевого развития» (Приложение Б)
Цель: увеличение объема, концентрации, переключаемости внимания.
Материал для занятия: компьютер, стулья, мешочек с разными предметами (маленькие деревянные геометрические фигуры, маленькие мягкие игрушки).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью определения особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с аутистическим характером, нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что главный фактор речевого развития ребенка – умение и желание общаться с окружающими его людьми. Существование речи не сводится только к выражению мыслей и эмоций. Можно просто поддержать приятный разговор. Не приходится сомневаться в том, что хорошо будет разговаривать тот ребенок, с которым много разговаривают взрослые. Именно взрослые помогают ребенку научиться разговаривать, и именно от них зависит, насколько правильно он будет это делать.
Для нормального развития связной речи детей, а следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.
При анализе особенностей развития речи у детей с нарушениями аутистического спектра, мы можем отметить, что в ходе проведенного первичного исследования нами было определено, что для ребенка в РАС, характерными являются такие особенности как в целом понимание и сформированность простых речевых конструкций, однако есть сложности с такими особенностями как нечеткость произносимых звуков, отсутствие целенаправленных высказываний, присутствие эхолалии и т.д.
В ходе проведенной работы нами были выявлены основные методы и приемы формирования оптимального уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Нами были определены основные принципы и приемы проведения данной деятельности, а также определено, что данный ребенок с готовностью и интересом выполнял всю предложенную деятельность. Нами был подобран комплекс игр и упражнений по речевому развитию у ребенка старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках формирования представления о речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
1. Баенская, Е. Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод. пособие для педагогов, психологов врачей / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. : Экзамен, 2004. – 128 с.
2. Баенская Е.Р. Особенности психологической помощи / Е.Р. Баенская. – Мн.: Асвета, 2012. – 258 с.
3. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. – М. : Теревинф, 2009. – 112 с.
4. Богдашина О. Сенсорно–перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / О. Богдашина. – Красноярск,2014. – 247 с.
5. Горонина, Т.П. Специфика работы по развитию речи у детей с аутистическими расстройствами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/9759/1/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82.pdf.
6. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя–дефектолога / С. С. Морозова. – М. : Владос, 2007. – 176 с.
7. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития. – 2003. –№ 1. – С. 203
8. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность / А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 1997. – 405 с.
9. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов –2000. – 247 с.
10. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей /Н.В. Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
11. Нотбом, Э. 10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом : пер. с англ. М. Шубиной / Э. Нотбом. – М. : Теревинф, 2012. – 146 с.
12. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. Разработки / Л.Г. Нуриева. – М. : Теревинф, 2012. – 138 с.
13. Рудик, О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком : метод. пособие / О. С. Рудик. – М. : Владос, 2015. – 189 с.
14. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон. – М.: Теревинф, 2008. – 208 с.
15. Сельнер, И. Синдром аутизма: пособие для родителей (и не только) : пер. с нем. / И. Сельнер. – Мн.: Про Христо, 2011. – 81 с.
16. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. / А.В. Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 283 с.
17. Староверова, М. М. Психолого–педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально–волевой сферы: практические материалы для психологов, педагогов и родителей / М. М. Староверова, О. И. Кузнецова. – М. : Владос, 2014. – 143 с.
18. Ушакова, Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии / Т.Н. Ушакова // Психологический журнал. – 1999. – №3.– С.59–69.
19. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика: учебное пособие / Т.Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2019. – 608 с.
20. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей / Е. А. Янушко. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.