ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие о социально-бытовых умениях
1.2 Общая характеристика социально-бытовых умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Содержание и организация коррекционной работы по формированию социально-бытовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
2.2 Характеристика уровней сформированности социально-бытовых умений у детей младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью
Выводы по главе
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 Формирование социально-бытовых умений посредством сюжетно-ролевой игры
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Итоги освоения учениками содержания образовательных программ определяются степенью обучения. Однако, в целом – это конкретизированный, унифицированный объем предметных знаний, умений гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.
Данный аспект определения направленности образовательной программы на итог в комбинации «цель-результат» оказывает воздействие на модели подхода к оцениванию работы образовательного учреждения, производительности, где доминантным является познание конечной цели образования. Нужно соотносить уровень и тенденции образовательной программы с учебными намерениями и расписанием занятий, что подтверждает факт реализации данной программы. Проведение оценочных мероприятий позволяет выявить уровень подготовки учеников и степень реализации программы обучения.
Образовательный процесс, кроме всего прочего, должен быть обращен на формирование личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
При этом, формирование социально-бытовой компетенции является одним из сопутствующих направлений обучения и воспитания учащихся, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью. Главнейшей задачей специального образования Республики Беларусь является сделать ребенка с особенностями развития не отчужденным, а полноправным гражданином, способным самому строить свою жизнь [5, с. 24 – 25].
Овладение компетенциями, в том числе социально-бытовыми, определяется как одно из средств достижение реальной самостоятельности ребенка путем снижения его зависимости от помощи взрослых. Многочисленными авторами установлено, что ученики младших классов с особенностями психофизического развития могут овладеть определенными компетенциями при адекватной коррекционно-педагогической помощи и программно-методическом обеспечении данного процесса (И.М. Бобла, А.М. Змушко, Т.Л. Лещинская, Т.А. Процко, В.А. Шинкоренко и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие о социально-бытовых умениях
Исходя из трактовки понятия «быт» в широком смысле слова, это часть физической и социальной жизни человека, которая включает удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде, жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт — уклад стереотипного видения повседневной жизни [7].
Прежде, чем рассматривать понятие социально-бытовых умений, необходимо определить, что под социально-бытовыми умениями как более широкого понятия, включающего в себя и бытовой аспект взаимодействия личности с окружающим миром.
Социально-бытовые умения рассматриваются с нескольких точек зрения, которые определяются системами, которые вступают во взаимодействие между собой:
1. отношения природы и общества (экология);
2. взаимодействие общества и социальных групп (социально-психологические исследования);
3. взаимодействие общества и человека (психология);
4. взаимодействие социальных групп и человека (сфера психолого-педагогического изучения).
В психологии социально-бытовые умения изучаются как:
- процесс приспособления отдельного человека к окружающему миру с помощью удовлетворения жизненноважных потребностей, а также базовой потребности в безопасности;
- процесс приспособления к социальному миру при помощи соблюдения требований общества, в котором он живет, ожиданий, определенных норм поведения.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Эксперимент проводился на базе ГУО «Озёрская средняя школа». В исследовании приняло участие 2 группы учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов, по 7 учащихся с обоев классов.
Цель работы: охарактеризовать уровни сформированности социально- бытовых умений у двух групп учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задача эксперимента состояла в том, чтобы выявить и оценить уровни сформированности социально-бытовых умений: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей. Следует также обратить внимание на то, умеет ли ребенок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
Для выявления особенностей формирования социально-бытовых умений мною было проведено наблюдение за организованной деятельностью детей по следующим показателям:
Блок: «Навыков приема пищи»:
- пользоваться ложкой;
- пользоваться чашкой;
- пользоваться вилкой;
- пользоваться салфеткой;
- не разговаривать с полным ртом;
- умение есть и пить аккуратно, не разбрасывая еду вокруг тарелки.
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
3.1 Формирование социально-бытовых умений посредством сюжетно-ролевой игры
Для формирования социальных и бытовых навыков можно проводить занятия в форме ролевых игр.
Задания подобраны так, чтобы они находились в зоне средней сложности, но были доступны каждому ребенку. В дальнейшем сложность заданий следует увеличивать пропорционально росту способностей ребенка.
Содержание занятий основано на знаниях и навыках детей, которые усвоили их в ходе образовательной деятельности.
На занятиях использовался наглядный материал, который должен соответствовать тематике и индивидуальным особенностям детей.
Во время занятий учитываются психофизиологические, возрастные и интеллектуальные особенности детей. Коррекционно-развивающая работа строится на следующих принципах:
1. Принцип научности и доступности образования. Принцип научного обучения означает, что детям на каждом этапе обучения предлагаются позиции, прочно утвердившиеся в современной науке, и в то же время используются методы обучения, но по своей природе близкие к научным методам, основы которых изучаются. В то же время учитель организует обучение таким образом, что он постоянно обращается к «высшему пределу возможностей учащихся, чтобы постоянно увеличивать эти возможности обучения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социально-бытовых умений включается в более широкое определение – социально-бытовые умения как составляющую социализации младшего школьника. Социально-бытовые умения представляют собой процесс деятельности, коммуникации, самосознания, в основе которого находится приспособление (активное или пассивное), взаимодействие с окружающей средой как совокупностью условий жизнедеятельности общественных отношений. При этом успех социально-бытовых умений школьника непосредственно зависит от степени его компетентности в данной сфере и определяется готовностью использовать социальные и бытовые компетенции в определенных ситуациях.
В силу особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью, их нужд и потребностей, нужна профессиональная помощь специалистов, где основной целью в социальной работе с данной категорией является содействие в улучшении социализации ребенка в быту, создание условий для успешной социально-бытовых умений и их интеграции в общество. Для их успешной интеграции и адаптации в социуме нужно приложить много усилий со стороны всех заинтересованных в этом сторон. Социальная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, объединения усилий областных и муниципальных органов образования, здравоохранения, социальной защиты, образовательных учреждений разных типов, семьи, общественности.
Было проведено исследование уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей 2 «А» и 2 «Б» классов. Для этого в течение дня мы наблюдали за организованной деятельностью по развитию социальных навыков. Результаты исследования показали, что социальные и бытовые навыки у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста формируются неодинаково.
1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
2. Аксенова, А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / А.П. Бгажнокова / А.К. Антонова. – М.: Изд-во Просвещение, 2006. – 296 с.
3. Белякова, Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.В. Белякова. – Томск, 1999. – 23 с.
4. Буре, Р. С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
5. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для младших школьников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Гладкая, В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192 с.
8. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
9. Гуслякова, Л. Г. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными возможностями / Л.Г. Гуслякова. - М.: - Социальное здоровье России, 2007. – 204 с.
10. Гуслякова, Л.Г. Хрестоматия по технологиям социальной работы / Л.Г. Гуслякова - Барнаул: АГУ, 2007. – 478 с.
11. Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений // Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001. – С. 3 – 11.
12. Житко, И.В. Развивающие игры / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Мн: Выш. шк., 2007. – 72 с.
13. Зайнышев, И.Г. Теория и методика социальной работы: в 2 ч.: учеб. пособ. / И.Г. Зайнышев. – М.: Изд-во «Союз». – 1994. – 339 с.
14. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
15. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 320 с.
16. Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.
17. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А. Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 137 с.
18. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 280 с.
19. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. – М. : Академический проект, 2001. – 280 с.
20. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. : Просвещение , 1985. – 272 с.
21. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения / авт.- сост. Н.А. Лобан [и др.]. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 180 с.
22. Павлова, Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательных школ / Н.П. Павлова //Дефектология. – 1991. – № 1. – С. 53 – 58.
23. Рябова, Н.В. Социально-бытовая ориентировка умственно отсталого школьника: программа курса и методические рекомендации /Н.В. Рябова. – Саранск, 2006. – 124 с.