ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Мотивация деятельности, мотивация общения и мотивация личности
1.2 Мотивация достижения
1.3 Характеристика успешности обучения в старшем дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы мотивации достижения относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов человеческого поведения. Несмотря на важность и практическую значимость знаний мотивационной сферы процесса обучения дошкольников развитие этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотивации остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, но не удовлетворяют требованиям реальной практики.
Большая роль отводится мотивации процесса обучения. Отношение ребенка к обучению, наряду с другими психологическими атрибутами готовности, формирует основу для вывода о том, готов ли ребенок к обучению в школе. Даже если в его познавательных процессах нет ничего плохого, и он способен взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в совместной деятельности, о нем нельзя сказать, что он полностью готов учиться в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательной и коммуникативной – позволяет отвести ребенка в школу, при условии, что в течение первых месяцев его пребывания в школе интерес к обучению обязательно проявится. Имеется в виду желание приобрести новые знания, полезные навыки и умения, связанные с освоением нового уровня школьных знаний.
В период старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы, происходят изменения в мотивационной системе ребенка. То, что связано с процессом обучения, оказывается значимым, ценным, а то, что связано с игрой, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации достижения в учебной деятельности старших дошкольников и сегодня остается актуальной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Мотивация деятельности, мотивация общения и мотивация личности
Концепция мотивации, как правило, очень тесно связана с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Речь идет не только о подборе, обучении и расстановке кадров, но и о формировании нового сознания, менталитета и, как следствие, методов мотивации. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором сотрудников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом, как правило, не учитывается ни интенсивность, ни качество работы, преобладает желание иметь тихую работу с небольшой, но гарантированной заработной платой, а не интенсивную работу с высокой заработной платой [11, с. 25].
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. Теперь рассмотрим основные задачи мотивации деятельности:
– создание у каждого сотрудника понимания сути и важности мотивации в рабочем процессе;
– обучение персонала и руководства психологическим основам внутрикорпоративной коммуникации;
– формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
В ходе работы было проведено исследование уровня мотивов учения детей 5-6 лет. В исследовании принимали участие 50 старших дошкольников. Базой исследования является Ясли-сад №35 г. Барановичи.
Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации достижения успешности и обучения детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень учебной мотивации, как показателя сформированности познавательной мотивации учебной деятельности.
2. Определить, какая мотивация учебной деятельности преобладает у старших дошкольников: познавательная или социальная.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
1. Анкета для определения учебной мотивации Н.Г. Лускановой (Приложение А)
2. Методика «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» И.С. Домбровской (Приложение Б)
Анкета для определения учебной мотивации Н.Г. Лускановой [9]. Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволил получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос. Мы просили дошкольников подчеркнуть все подходящие для них ответы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые мотивируют человека к деятельности, устанавливают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направление, ориентированное на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от многих факторов, является в значительной степени индивидуальным и может изменяться под влиянием обратной связи от человеческой деятельности. Понятие мотивации возникает при попытке объяснить связь общения и деятельности.
Под мотивацией достижений исследователи понимают мотивацию, направленную на повышение качества выполнения деятельности, направленной на достижение определенного результата, который можно оценить как успешный. Достижение определенной цели происходит тогда, когда результаты самой деятельности ее субъект или наблюдатели оценивают как результаты, удовлетворяющие определенным условиям успеха. Мотивация достижений является надежным прогностическим показателем достижений в школе и университете, а также успехов в бизнесе и других профессиях. Мотивация достижения имеет позитивный характер, так как достижение определенного результата, конечно же, вызывает положительные эмоции у субъекта.
Успех обучения во многом зависит от степени готовности ребенка к школе. Школьная готовность включает в себя несколько компонентов: прежде всего, физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональными системами, поскольку школьная подготовка содержит определенные психические и физические нагрузки. Ребенок старшего дошкольного возраста стремится занять новую социальную позицию – «позицию школьника», которая является одним из основных результатов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 лет.
1. Алтунина, И.Р. Возрастные особенности структуры мотивации социального поведения детей / И.Р. Алтунина // Мир психологии. Научно-методический журнал, Москва, Издат-во МГОУ, 2005. – № 2. – С. 24-29.
2. Бороздина, Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи / Л.В. Бороздина. – М., 2002. – 243 с.
3. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2016. – 458 с.
4. Выгодина, М.В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника / М.В. Выгодина // Творчество субъекта познания, общения и деятельности. – М., 2015. – С. 119-124.
5. Долгова, В.И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56-60.
6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2019. – 554 с.
7. Ильин, Ε.И. Мотивация и мотивы / Е.И. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
8. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский. – Минск: Университетское, 2009. – 190 с.
9. Кондратьева, М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии / М.В. Кондратьева. – М., 2004. – 276 с.
10. Крыжановская, Н.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» / Н.В. Крыжановская. – 2016. – Т.7. – С. 11-15.
11. Майданкина, И.В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Майдайкина // Образование и воспитание. – 2015. – № 5. – С. 23-27.
12. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Оролова, Л.М. Фридман. – М., Просвещение. 2003. – 65 с.
13. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
14. Москвичев, С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях / С.Г. Москвичев. – Киев, 2005. – 143 с.
15. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь. – 2018. – 392 с.
16. Осипян, И.Ю. Педагогическое общение и его стили / И.Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 1 (7). – С. 26-30.
17. Панишева, К.А. Формирование интереса к учебной деятельности / К.А. Панищева // «Молодой ученый», Казань. – 2016. – №2. – С. 825 – 828.
18. Ребзуев, Б.Г. Влияние стратегий поведения на мотивацию достижения в процессе учебной деятельности (на материале иностранного языка): Автореферат дис. канд. С-П., 2001. – 105 с.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.
20. Хухлева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В Хухлаева – М.: Юрайт. 2016 – 367 с.
21. Шпаковская, Е. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека / Е. Шпиковская. – М., 2012. – 351 с.