ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА
1.1 Историографический обзор источников и литературы
1.2 Права женщин в системе прав человека
ГЛАВА 2 ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН
2.2 Идеологические основания движения в защиту прав женщин
2.3 Суфражитское движение
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Деятельность международных организаций по защите прав женщин
3.2 Деятельность национальных организаций по защите прав женщин
3.3 Международное и национальное законодательство по правам женщин
ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4.1 Особенности развития женского движения в Республике Беларусь
4.2 Национальное законодательство по права белорусских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследование гендерно-правовой проблематики является важной составляющей развития и защиты фундаментальных прав человека, которые определяют вектор развития общества и вносят неоценимый вклад в политическое, социальное и экономическое благополучие любого государства. Термин «гендер» в современной науке используется для обозначения социального пола, который не тождественен категории «биологический пол». Понятие «биологический пол» указывает на анатомические, генетические, физиологические различия между мужчиной и женщиной. В свою очередь, «социальный пол» (гендер) – это социальная и культурная конструкция, включающая в себя нормы мужской и женской модели поведения в обществе, которые сформированы самим социумом и определяют роли мужчины и женщины в нем [11, с. 5].
Гендер выступает одним из основных способов социальной стратификации общества, однако гендер является и одним из оснований для дискриминации. Гендерная дискриминация, т.е. дискриминация по половому признаку, – один из наиболее распространенных видов дискриминации во всем мире. Гендерная дискриминация может проявляться как в ущемлении прав женщин (например, путем доступности для них только «женских профессий», которые имеют более низкий уровень оплаты), так и в ущемлении прав мужчин (например, путем устоявшейся практики передачи судом ребенка на воспитание матери при расторжении брака и распаде семьи). Проблема гендерного неравенства характерна для широкого круга сфер общества и особенно явна в общественно-политической, трудовой и брачно-семейной сферах.
Противоположная категория – «гендерное равенство» – это практика придания мужчине и женщине равного статуса, установление равных возможностей для реализации ими своих прав, но с учетом их половых отличий. Стремление современных государств к установлению гендерного равенства обусловлено двумя важными положениями: во-первых, равное положение мужчин и женщин является фундаментальной ценностью современного общества и базовым принципом права человека; во-вторых, гендерное равенство имеет важное значение для человеческого потенциала общества и его экономического развития. В этой связи Пекинская декларация 1995 года резюмирует, что равные права, возможности и доступ к ресурсам, равное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами и гармоничное партнерство между ними имеют ключевое значение для их благосостояния и благосостояния их семей [12], равно как и для благополучия всего государства в целом.
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА
1.1 Историографический обзор источников и литературы
Права женщин по-прежнему остаются одним из самых острых вопросов как международного, так и внутригосударственного права, и за все время, прошедшее после принятия Всеобщей декларации прав человека, этот вопрос заставил нас пересмотреть права людей в целом, а женщин и девочек всех возрастов в частности. И не важно, о какой сфере социальной жизни или отрасли права идет речь, – везде женская тема выступает как определяющий момент в подходе к правам человека.
Правовой статус женщин включает в себя неотъемлемые свободы и права женщин и девочек всех возрастов, которые они имеют в силу того, что женщина или девочка человек. Свободы женщин и девочек всех возрастов отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин и мальчиков.
На данный момент, в результате активной деятельности на международном уровне многие вопросы прав человека рассматриваются в связи с правами женщин и девочек всех возрастов. Были приняты множество Конвенций, затрагивающих права женщин и девочек всех возрастов начиная с 1951 года и по настоящее время. Наиболее важными в закреплении и проработке прав женщин и девочек всех возрастов являются Конвенция о политических правах женщин (1952 год), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год) а также Факультативный протокол к Конвенции (1999 год) [17]. Все эти Конвенции содержат главные вопросы, которые уравнивают женщин и девочек с мужчинами и мальчиками.
Но, несмотря на все нормативные документы, в ряде стан в настоящее время права женщин и девочек всех возрастов нарушают не только мужчины и мальчики, но и государство. Положение женщин и девочек всех возрастов в обществе напрямую зависит от той культуры, в которой они живут.
Так, например, египетская семья – это семья, где муж-глава, его власть беспрекословна, а жена обязана во всем слушать мужа и подчиняться ему. Большинство женщин в Египте не работают и материально полностью зависят от мужа. Такое положение женщин и девочек всех возрастов сохраняется на территории практически всего Египта, однако Каир живет иной жизнью. На протяжении уже многих лет женщина борется за свои права и успешно реализует их в Каире молодые женщины занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью и многим другим.
ГЛАВА 2 ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЖЕНЩИН
2.1 Предпосылки возникновения движения по защите прав женщин
Исторически женщины были более угнетаемыми по сравнению с мужчинами. В силу физиологических особенностей считалось, что рождение и воспитание детей – это единственная функция женщин. Правовое положение женщин в мусульманских странах является отдельным объектом изучения, поскольку на него оказывает влияние исламская концепция мироустройства и положения женщины. Поэтому одним исследователи считают, что положение мусульманских женщин является ущемленным, другие полагают, что только в исламе по-настоящему ценится женщина. В целом проблема правового положения и охраны прав женщин в исламе является частью общей проблемы, связанной с охраной прав женщин и искоренения дискриминации. Данная проблема решается на международном уровне посредством принятия международных 2 правовых актов.
Например, в Египте феминизм приобрел свои особенности. В связи с отсутствием равноправия мужчин и женщин, египетским женщина приходилось прибегать к крайним мерам протеста, например, голодовкам, чтобы добиться от государства признания их прав. Волна феминизма, затронувшая многие государства, не обошла и Египет. Однако, и в 20 веке, по прежнему продолжает сохраняется дискриминационные законы, что вынуждает женщин отчаянно бороться за свои права, принимая участие в массовых протестах.
Правовое положение мусульманских женщин регулируется законом шариата. В исламских государствах действуют религиозные положения, а не правовые предписания. Традиционно положение женщин отличалось от положения мужчины: мужчины изначально признавались выше по положению чем женщины. В настоящее время качество правовых механизмов обеспечения защиты прав вышло на новый уровень, теперь права являются не предметом споров, а предметом сотрудничества. Права женщин и механизмы их защиты также занимают важное положение в системе прав человека. Однако, они по-прежнему реализуются далеко не в каждом государстве. При этом, многие исследователи отмечают, что уровень развития государства и его цивилизованности связан с обеспечением прав женщин.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Деятельность международных организаций по защите прав женщин
За последние десятилетия глобализация оказала значительное влияние на жизнь женщин (к примеру, в Индонезии и Таиланде процесс глобализации обеспечил женщинам возможность стать экономически независимыми от мужчин, а также обладать большей свободой выбора в своей жизни) [24].
Тем не менее, существует и противоположная сторона глобализации, оказывающая негативное воздействие на обеспечение защиты прав женщин и детей. Например, в связи с установлением международной политики свободной торговли (фритрейдерства) в рамках выполнения государствами обязательств по Североамериканскому соглашению о свободной торговле [16] не исключается, к сожалению, возможность максимизации прибыли транснациональных корпораций путём использования в развивающихся странах дешёвого женского труда (ТНК предпочитают сегодня женский труд мужскому, поскольку женщины также считаются более «послушными» работниками) – в итоге, сговор правительств государств пребывания с ТНК позволяет последним эксплуатировать женщин [27, с. 2]. Такая феминизация рабочей силы, с одной стороны, способствует развитию экономической самостоятельности женщин, что позволяет им делать более самостоятельный выбор своего профессионального будущего, а с другой стороны, женщины сталкиваются с необходимостью согласования карьерного роста с их ролью в семье. Жизнь женщин-трудящихся весьма трудна, поскольку они пытаются совместить работу и семейную жизнь – для некоторых из них присоединение к глобальной рабочей силе угрожает их праву когда-либо иметь детей, а для других создаёт опасные предпосылки для пренебрежения интересами своих детей в угоду профессиональной (трудовой) деятельности.
Статистика Агентства США по международному развитию (USAID), свидетельствует, что из общего числа (72 миллионов) учеников начальной школы 57% девочек её не посещают вообще. Во многих частях земного шара по-прежнему отсутствует практика обеспечения ухода за женщинами во время беременности и родов. Около 529 000 женщин ежегодно умирают во время беременности и родов (наиболее высокие показатели смертности наблюдаются в Чаде, Сомали и Сьерра-Леоне, а самая низкая материнская смертность – в Эстонии, Сингапуре и Греции) [3, с. 2].
ГЛАВА 4 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4.1 Особенности развития женского движения в Республике Беларусь
Значительным событием общественно-политической жизни в 1930-х гг. стало обсуждение и принятие дополнений в Основной Закон. Создание новой редакции Конституции БССР было вызвано изменениями в политической системе и социально-экономической сфере страны. В главе 8 Конституции БССР 1937 г. было зафиксировано, что “Женщине в БССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов” (ст. 97) [6].
В 1940-х гг. белорусское государство, заинтересованное в улучшении демографической ситуации и стимулировании рождаемости, увеличило оплачиваемый отпуск по беременности и родам (работающим женщинам с 63 до 77 календарных дней). Однако эти меры в меньшей степени затронули женщин, проживающих в сельской местности, т. к. условия жизни вынуждали их не прекращать трудовую деятельность. Встречной мерой помощи женщинам со стороны государства явилось увеличение государственного пособия на содержание и воспитание детей до достижения ими 12-летнего возраста.
С 1956 г. женщины получили право на пенсию по старости на 5 лет раньше мужчин при наличии меньшего стажа работы. Пенсионный возраст по старости устанавливался для них по достижению 55 лет. В 1957 г. страна перешла на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, что при сохранении традиционного распределения гендерных ролей в обществе и семье должно было расширить возможности женщин заниматься воспитанием детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Государственная гендерная политика в Республике Беларусь — это целенаправленная деятельность органов власти по обеспечению конституционных прав и свобод женщин и мужчин на основе гендерного равенства, с учетом этнокультуры, традиций, в целях развития человеческого потенциала, расширения возможностей женщин в доступе к власти, ресурсам, социальным благам средствами государственно-правового регулирования.
Для улучшения положения женщин необходимо добиться равного представительства женщин и мужчин в органах власти и на других рабочих структурах, при необходимости путем определения квот. Политическим партиям необходимо включать рассмотрение вопросов равноправия в свои политические программы, и в то же время обеспечивать участие женщин в их руководящих органах на равных с мужчинами основаниях. Нужно принять законы, которые обеспечат баланс в гражданских и политических позициях мужчин и женщин. Эти нормы должны быть закреплены либо в Уставах партии, или в законе о выборах и в Конституции. Женщинам и девочкам всех возрастов нашей страны и мира, необходимо добиваться не только нормативного закрепления прав и свобод, но и реализации принципа равноправия с мужчинами и мальчиками.
2. Учитывая отношение межгосударственных органов, Республике Беларусь рекомендуется взвешенно подходить к введению гарантий или ограничений для женщин, и обосновывать свою позицию не только ее особой социальной ролью. Возможно появление новых разночтений между Конституционным Судом РФ и Европейским судом по правам человека в результате изменений законодательства или же при использовании последним эволютивного подхода к толкованию Конвенции. Не исключается возможность того, что позиция суда изменится в условиях существующей действительности, так как ЕСПЧ уже в деле Маркина указывал на то, что современные европейские общества сделали шаг в сторону более равного распределения между мужчинами и женщинами обязанностей по воспитанию детей.
1. Алексеев, Н. А. Палата Лордов Британского Парламента: от Суда Короля Эгберта до революции Премьера Т. Блэра (825–2003 гг.) / Н. А. Алексеев. – М.: БЕК, 2003.– 432с.
2. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: повторительный курс в вопросах и ответах / Г. Н. Андреева. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 403 с.
3. Андреева, Г. Н. Избирательное право в России и в зарубежных странах: учеб. пособие / Г.Н. Андреева, И. А. Старостина. – М.: Новое знание, 2010. – 592 с.
4. Боботов, С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ) / С. В. Боботов. – М.: Наука, 1994. – 127 с.
5. Брайсон, В. Политическая теория феминизма / В. Брайсон. – М.: АСТ, 1993. – 237 с.
6. Вашкевич, А. Основы конституционного права Республики Польша: пособие для студентов вузов / А. Вашкевич. – Мн.: Тесей, 2007. – 488с.
7. Гендерная экспертиза российского законодательства / Л.Н. Завадская [и др.] ; под ред. Л.Н. Завадской. – М. : Изд-во БЕК, 2001. – 272 с.
8. Гендерная экспертиза российского законодательства: теория и практика : сб. ст. / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ; редкол.: Г.И. Климантова [и др.]. – М. : Совет Федерации, 2002. – 125 с.
9. Гендерное равенство в сфере высшего образования: пути и средства достижения / И.Н. Кандричина [и др.] ; науч. ред.: В.Г. Шадурский, Л.С. Лукина. – Минск : Юнипак, 2016. – 54 с.
10. Комаров, Е.И. Женщина-руководитель / Е.И.Комаров. – М.: Прогресс, 1977. – 322с.
11. Конвенция Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] : [заключена в г. Нью-Йорке 18.12.1979] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
13. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / А.Н. Леонтьев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2007. – 320с.
14. Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] : [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Международный пакт Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] : [принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966] // ЭТАЛОН. Международные договоры / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Мельник, Т.М. Создание общества гендерного равенства : международный опыт / Т.М. Мельник. – Киев : Стилос, 2010. – 440 с.
17. Методические рекомендации по проведению гендерно-правовой экспертизы действующего законодательства [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Украины. – Режим доступа: https://minjust. gov.ua/m/str_15654.
18. Методические рекомендации по проведению гендерно-правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов [Электронный ресурс] // М-во юстиции Украины. – Режим доступа: https://minjust. gov.ua/m/str_15653.
19. Могунова, М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика / М.А. Могу-нова. – М.: Юрид. лит., 2001. – 347 с.
20. Некоторые вопросы проведения гендерно-правовой экспертизы [Электронный ресурс] : приказ Министерства юстиции Украины от 12 мая 2006 г. № 42/5 // Верховная Рада Украины. – Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/v42_5323-06.
21. Об утверждении Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2017 – 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февр. 2017 г. № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин [Электронный ресурс] : Закон Кыргызской Респ. от 4 авг. 2008 г. № 184 : в ред. от 14 июля 2011 г. № 97 // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=23962.
23. О криминологической экспертизе [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 мая 2007 г., № 244 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
24. О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы [Электронный ресурс] : указ Президента Респ. Беларусь, 6 июня 2011 г., № 230 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.07.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
25. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З : в ред. от 7 июля 2009 г. № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
26. О проведении гендерно-правовой экспертизы [Электронный ресурс] : постановление Кабинета Министров Украины от 12 апр. 2006 г. № 504 // Верховная Рада Украины. – Режим доступа: http://zakon3. rada.gov.ua/laws/show/504-2006-П.
27. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь от 21 дек. 2017 г. № 8 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
28. О реформировании системы управления государственными финансами Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров от 23.12.2015 г., №1080 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин [Электронный ресурс] : Закон Украины от 8 сент. 2005 года № 2866-IV : в ред. от 07 дек. 2017 г. № 2229-VIII // Законодательство стран СНГ / ООО «СоюзПравоИнформ». – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16965.
30. Послание белорусскому народу и Национальному собранию (21.04.2017). – Режим доступа: j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8.
31. Пекинская декларация (принята четвертой Всемирной конференцией по положению женщин, Пекин, 4–15 сент. 1995 г.) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/womdecl.shtml.
32. Поленина, С.В. Гендерная экспертиза закона и методология ее проведения [Электронный ресурс] / С.В. Поленина // Права женщин в России. – 2005. – № 1–2. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/ archive/polenina_gender.
33. Правила подготовки проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] : утв. указом Президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2003 г., № 359 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
34. Правовые гарантии и реализация принципов гендерного равенства : практ. пособие / Г.А. Василевич [и др.] ; под ред. С.А. Балашенко, В.В. Саскевич. – Минск : Изд. центр БГУ, 2018. – 126 с.
35. Проект закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx? guid=3941&p0=2016004024.
36. Реализация гендерной политики в Казахстане : обзор ОЭСР по государственному управлению / Организация экономического сотрудничества и развития. – Казахстан : ОЭСР, 2017. – 122 с.
37. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Юрид. лит., 1993. – 256 с.
38. Ржаницына, Л.С. Россия: методология и практика программно-целевого гендерного бюджета / Л.С. Ржаницына. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. – 400 с.
39. Пономарева, Ю.Ю. Особенности женской занятости в России / Ю.Ю. Пономарев, Е.В. Яхварова. – М.: Муравей, 2003. – 328с.
40. Сахаров, Н. А. Институт президентства в современном мире / Н. А. Сахаров. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176с.
41. Серебренников, В. П. Конституционное право Франции. Проблемы эволюции государственно-правовых институтов V Республики 1958-1976 г.г. / В. П. Серебренников. – Мн.: БГУ, 1976. – 240с.
42. Слижевский, Л.О. Реализация принципов и норм Конституции в нормотворчестве / Л.О. Слижевский // Юстиция Беларуси. – 2014. – № 9. – С. 6–7.
43. Топорикова, О.О. Предупреждение фоновых криминогенных явлений средствами криминологической экспертизы / О.О. Топорикова // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
44. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.11.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
45. Хазова Е. Н. Конституционное право России: учебник / Е. Н. Хазова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 479 с.
46. Хачим, Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Из-раиль, ОАЭ, Ирак) / Ф. И. Хачим. – М.: РУДН, 2001 .– 138с.
47. Хессе, К. Основы конституционного права ФРГ / К. Хессе. – М.: Юрид. лит., 1981.– 368с.