ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М. МОНТЕССОРИ
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М. МОНТЕССОРИ
2.1 Сущность и принципы педагогической системы М. Монтессори
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ М. МОНТЕССОРИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Становление и развитие педагогической системы М. Монтессори в практике современного дошкольного образования в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная гуманистическая педагогика имеет глубокие исторические предпосылки и представлена в системе обучения с целью всестороннего развития личности, учета всех морально–психологических особенностей обучающегося, создания благоприятных условий для учебного процесса. Примером тому служит педагогика Марии Монтессори в XX веке.
Целостная система обучения Марии Монтессори оказала влияние на развитие образования в современном мире и заняла достойное место. Классическое и постклассическое направления включают: создание классических детских садов Монтессори, начальных школ, гимназий и средних школ; развитие идей Монтессори по обучению и воспитанию детей; новые разработки в области применения классических Монтессори–материалов.
Во многих странах различные образовательные концепции и программы основаны на использовании системы Монтессори как в целом, так и на ее конкретных теоретических положениях и учебных материалах. Даже в медицинской сфере, где методы обучения являются второстепенными, нельзя игнорировать значительный вклад системы обучения Монтессори в медико-реабилитационном направлении.
Историко–педагогическое наследие М. Монтессори изучалось М.В. Богуславским, К.Е. Сумнительным М.Г. Сороковой. Взгляды М. Монтессори рассматриваются современными исследователями: М.Б. Головко, В.Г. Дмитриевой, М.Б. Соловьёвой.
Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «М. Монтессори и её вклад в развитие теории и практики дошкольного образования».
Цель исследования – определить вклад М. Монтессори в развитие теории и практики дошкольного образования.
Объект исследования: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори.
Предмет исследования: процесс обучения и воспитания в системе М. Монтессори и современное дошкольное образование.
Задачи исследования:
- представить краткую биографическую справку о М. Монтессори;
- раскрыть педагогическую деятельность и теорию дошкольного воспитания М. Монтессори;
- представить сущность и принципы педагогической системы М. Монтессори;
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ М. МОНТЕССОРИ
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
Мария Монтессори была итальянским педагогом и создателем системы обучения, основанной на идее свободного воспитания.
31 августа 1870 года Мария Монтессори родилась в небольшом итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленных государственных чиновников. О детстве Марии известно не так уж много, за исключением того, что ее родители сделали все для своего ребенка, чтобы в будущем она могла исполнить свое благородное человеческое предназначение, которое не было обычным статусом женщины в строгой католической Италии. Она была очень способна, особенно в математике и естественных науках, и преуспела в дисциплине и организации в своей работе, а в возрасте двенадцати лет Мария мечтала поступить в техническую школу, в которую ранее принимали только мальчиков. Но ее настойчивость преодолела все препятствия, и ее приняли в техническую школу для мальчиков. Здесь Мария решила, что сделает все возможное, чтобы не допустить подавления личности учащегося [1].
Мечтой Марии Монтессори было стать детским врачом. Хотя она жила в стране, где только мужчины могли стать врачами, она поступила на медицинский факультет Римского университета, где через два года она могла изучать не только науку, физику и математику, но и саму медицину. В возрасте 26 лет она стала первой женщиной-врачом в Италии. 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где она впервые вступила в контакт с детьми-инвалидами. Эти дети были оставлены на произвол судьбы, некому было способствовать их прогрессу, и ничто не стимулировало их к позитивным и полезным действиям. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли, что и больным, и здоровым детям нужна особая развивающая среда, в которой будут сосредоточены все знания о мире, представленные через ориентиры основных достижений человеческой мысли, и что ребенок должен пройти через пути человеческой цивилизации в дошкольном возрасте. Эта идея стала отправной точкой ее системы обучения.
Изучая труды французских психиатров – Эдуарда Сегена и Гаспара Итара – положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская Ратнер Ф.Л. и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ М. МОНТЕССОРИ
2.1 Сущность и принципы педагогической системы М. Монтессори
Педагогика Монтессори (система Монтессори или метод Монтессори) – педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским учителем и врачом Марией Монтессори [14, С. 260].
Система Монтессори основана на идеях гуманистической педагогики, при которой важное место отводится сенсорному образованию (развитию органов чувств) с помощью дидактических упражнений и специально организованной среды.
Став одной из первых женщин–врачей в Италии, Монтессори как практикующий специалист изучала проблемы нервных заболеваний и умственной отсталости. В 1898 году на конференции в Турине она подготовила доклад, доказывающий, что проблема детей с нейропсихологической патологией является не столько медицинской проблемой, сколько проблемой образования.
Как уже было сказано, в 1899 году Мария Монтессори стала директором ортофренической школы. Монтессори под влиянием идей психологов Ж. Итара и Э. Сегена разработала методику развития органов чувств у умственно отсталых детей. Метод сразу показал высокую эффективность [1, С. 117].
В ходе изучения результатов обучения детей в ортофренической школы, было установлено, что подопечные Монтессори отличаются от здоровых детей навыками письма, счета и чтения. Результатом стала неэффективность традиционного обучения здоровых детей, начало работы Марии Монтессори со здоровыми детьми и разработка методики обучения для них.
В 1904 году Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разработала методологию для обучения детей письму и чтению, которая принципиально отличалась от существующих методов, ставя буквы вместо чтения в первую очередь. Первый детский дом Casa dei Bambini для детей был открыт в 1907 году в римском квартале Сан–Лоренцо. Основной принцип был сформулирован как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне сделать это самому».
Метод Монтессори для детей дошкольного возраста был впоследствии доработан для использования в начальных и средних школах.
В 1929 году М. Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI), которая в настоящее время действует более чем в двадцати странах мира [9, С. 19–20].
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ М. МОНТЕССОРИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Становление и развитие педагогической системы М. Монтессори в практике современного дошкольного образования в Республике Беларусь
Система М. Монтессори была широко известна и широко распространена в России в начале XX века после публикации в 1913 году русского перевода основной работы М. Монтессори «Метод научной педагогики применительно к воспитанию детей в детских домах». По периодизации А.С. Никольской, 1912–1930 гг. были периодом теоретического понимания метода Монтессори в контексте реформистской педагогики. Система Монтессори по праву рассматривалась как нечто новое, революционное. Поэтому ее работы были опубликованы, метод был реализован на практике, а учителя подготовлены к работе над новым методом (так называемым «Монтессорианом») и т. д [4, С. 3].
Детские сады, работающие по системе Монтессори, пережили самые голодные годы и закрылись только в конце 1920–х годов [16, С. 19–21].
С начала 30–х годов педагогика отвергла теорию свободного образования. Неудивительно, что система Монтессори в этот период подверглась резкой критике за то, что она была реакционной, разведенной, ведущей ребенка в мир искусственного дидактического материала и т.д. Образовательные цели в теории М. Монтессори в течение многих лет были чужды идеалам советского общества [27, С. 20].
Фактически, на протяжении всего периода развития советского дошкольного образования любая возможность была альтернативой единственной теории, принятой в советской педагогике.
Повторное обращение к педагогике М. Монтессори и ее частичное возвращение произошло в 1950–х и 1960–х гг. В связи с разработкой проблемы сенсорного воспитания как основы психического воспитания. В трудах таких советских педагогов–светил дошкольного образования, как А. П. Усова, Н. Н. Поддяков, Н. П. Сакулин, Р. И. Жуковская, Б. Г. Нечаев и др., подчеркивается необходимость использования методов М. Монтессори по различным направлениям педагогического процесса в детском саду и при подготовке учителей, способных применять его положения во внутренней практике [3, С. 65].
Таким образом, период 1930–1991 гг. характеризовался, с одной стороны, запретом системы М. Монтессори, а с другой – использованием элементов ее опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Мария Монтессори была итальянским педагогом и создателем системы обучения, основанной на идее свободного воспитания. Родилась М.Монтессори 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленных государственных чиновников. О детстве Марии известно не так уж много. Мечтой Марии Монтессори было стать детским врачом. Так, в возрасте 26 лет она стала первой женщиной-врачом в Италии. 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где она впервые вступила в контакт с детьми-инвалидами. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли, что и больным, и здоровым детям нужна особая развивающая среда. Эта идея стала отправной точкой ее системы обучения. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище.
2. Монтессори постепенно выкристаллизовала свой первый педагогический постулат: гуманная педагогика возможна только в том случае, если детям предоставляется свобода действий и дисциплинируют их только в исключительных случаях. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу
3. Система Монтессори представляет собой педагогическую система, которая была основана в первой половине XX века итальянским учителем и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях гуманистической педагогики, где важное место отводится сенсорному образованию (развитию органов чувств) с помощью дидактических упражнений и специально организованной среды. Основными принципами метода Монтессори являются: свобода и спонтанная активность ребёнка, подготовленная среда, специально подготовленный взрослый, впитывающий разум, ориентация на сензитивные периоды и стадии развития ребёнка.
4. В Беларуси нет бюджетных детских садов, которые бы работали полностью по системе М. Монтессори. Однако в некоторых детских садах есть группы, использующие методы итальянского врача. Их становится больше каждый год, но спрос превышает предложение в несколько раз, хотя в большинстве случаев родители должны оплачивать определенное количество учебных пособий. Однако система Монтессори не всегда полностью реализовывается – чаще всего используются только отдельные методы.
1. Андрианова, Н. Н. О развитии методики М. Монтессори / Н. Н. Андрианова, М. Евтишина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 117-119.
2. Ахремчик, Т. Чудеса Монтессори [Электронный ресурс] / Т. Ахремчик // Портал «СБ». – Режим доступа: http://www.sb.by/post/16113/.
3. Борисова, З. Н. Монтессори-педагогика в Украине: взгляд в прошлое и современная оценка / З. Н. Борисова // Вестник Института развития ребенка, 2009. – Выпуск 6. – С. 62-69.
4. Валентинов, П. Мария Монтессори и ее метод / П. Валентинов // Педагогический вестник. – 1991. – № 34. – С. 3.
5. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики : учеб. пособие / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.Н. Волобуева. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 320 с.
6. История дошкольной педагогики: [по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / М. Ф. Шабаева и др.]. – 2–е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989. – 351, [1]. с. – (Учеб. пособие для пед. ин–тов) / ред. М.Ф. Шабаева, Л.Н. Литвин. – М.: Просвещение, 1989.
7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие / ред. А.И. Пискунов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
8. Комарова, И. А. Использование элементов системы М. Монтессори в работе дошкольных учреждений / И. А. Комарова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 56 с.
9. Кэтрин, М. Т. Воспитание по Монтессори / М.Т. Кэтрин. – М.: АСТ, 2018. – 160 с.
10. Любина, Г.А. Письма о Монтессори-педагогике: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений / Г. А. Любина. – Минск: НМЦентр, 1998. – 192 с.
11. Любина, Г.А. Гармоническая атмосфера Монтессори / Г. А. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 47-52.
12. Монтессори М. (1870–1952). Помоги мне сделать это самому: Статьи, советы и рекомендации / М.Монтессори. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2000. – 270, [2]. с. – (Педагогика детства) / М. (1870–1952) Монтессори; ред. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.
13. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / М. Монтессори // пер. с итал. С. Г. Займовского. – Гомель: Пролеска, 1993. – 336 с.
14. Монтессори, Мария // Многоножки Мятлик. – М.: Советская энциклопедия, 1954. – С. 260. – (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 28).
15. Монтессори-педагогика и программа «Первый шаг» в практике дошкольных учреждений Беларуси / редкол.: Д. Н. Дубинина и др. – Минск: МОИПКиПРРиСО, 1998. – 118 с.
16. Никольская, А. С. Исторический опыт адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России и США / А. С. Никольская : автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01 – М.: Московский городской педагогический университет, 2009. – 26 с.
17. Пискунов А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в / А. И. Пискунова. учебное пособие для педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. И дополн./ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - М.,2010.
18. Романцов, В. Элитная педагогика в Светлогорске [Электронный ресурс] / В. Романцов // Ранак. – Режим доступа: http://www.ranak.by/plus/viewrp.php.
19. Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь // Педагогические технологии. Перечень педагогических технологий, используемых в работе с детьми с ОПФР. – Режим доступа: http: www. asabliva.by.
20. Сергейко С.А. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX – первой половины XX в. : учеб. пособие / С.А. Сергейко. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 306 с.
21. Слепенкова Е. А. Развитие системы отечественного педагогического образования в XX веке (начало века - 30-е годы): - Н. Новгород, 2010.
22. Соловьева Г. Б. Что такое педагогическая система Монтессори? / Г. Б. Соловьев // Первое сентября. - 2010. № 1.
23. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. — 5–е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
24. Старжинская, Н.С. Становление и развитие Монтессори-педагогики в Беларуси / Н.С. Старжинская, В.П. Тукач // Историко-педагогический журнал. – 2014. – №3. – С. 153-162.
25. Сумнительная С. И. «Начальная школа Монтессори /сост. С. И. Сумнительная, К. Е. Сумнительный»: М., 2008.
26. Сумнительный К. Е. Монтессори в России: Новый взгляд. Сборник научно-практических статей. Вып. I / под ред. К.Е. Сумнительного.- М., 2011.
27. Сумнительный, К. Е. Беседы о Монтессори-педагогике / К. Е. Сумнительный // Пралеска. – 1998. – № 10. – С. 19-21.
28. Трошина, В. В. На пути к педагогике М. Монтессори / В. В. Трошина // Пралеска. – 2001. – № 11. – С. 16.
29. Трошина, В. В. Наш путь / В. В. Трошина // Пралеска. – 1994. – № 9. – С. 8-9.