Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что модернизация содержания образования начальной школы направлена на развитие языковой личности, свободно владеющей нормами письменной и устной форм литературного языка, а также целенаправленно и искусно пользующейся языковыми средствами в разнообразных речевых ситуациях, придерживаясь коммуникативного кодекса. Основная содержательная линия языкового образования в начальной школе – это коммуникативная, ориентирующая на освоение всех возможных видов речевой деятельности, таких как: чтение, говорение, слушание и письмо. Говорение и слушание направлены на овладение устных форм речевой коммуникации, а письмо и чтение – письменной.
Развитие речи детей младшего школьного возраста – это важная проблема современного образования, так как начальная школа, выступая важным этапом в жизни ребенка, связывается с изменением его деятельности, а также освоением новой социальной роли, с расширением коммуникативных связей. Главное и решающее значение тут приобретает формирование у детей младшего школьного возраста языкового кругозора, а также навыки пользоваться выразительными возможностями языка, с развитием коммуникативной компетентности и творческого потенциала. Направленно на формирование общей культуры и познавательное развитие, начальное образование, которое закладывает основы для самостоятельной реализации возможностей личности с обеспечением социальной успешности человека в условиях информационного развивающегося общества.
Анализ лингвистической литературы свидетельствует о том, что проблема формирования устной речи младших школьников на современном этапе – это чрезвычайно актуальная проблема. Такие авторы, как В.В. Виноградов, Е.А. Быстрова, М.Р. Львов, Н.М. Шанский и другие, разрабатывали пути обновления структуры и содержания системы языкового образования, а также полагали, что работа по развитию устной речи опирается на понятийные знания детей (речеведческие и лингвистические), а также экстралингвистические (условия и цель общения).
Проблема развития устной речи детей младшего школьного возраста приобретает значение, так как речь — это убедительный показатель духовной культуры личности. Разработка проблемы формирования устной речи младших школьников актуализирует ее рассмотрение с точки зрения междисциплинарного подхода, включая опору на педагогические и психологические знания, а также теории речевой деятельности, анализ основных аспектов проблем в контексте обучения пересказу в начальной школе на уроках русского языка и литературы.
1 Сущность пересказа и его значение
Формирование связной речи – это центральная задача речевого воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому проблема формирования связной речи изучалась в разных аспектах: психологическом (С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский), психолингвистическом (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Т. В. Рябова-Ахутина и др.) и логопедическом (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьева, Л. В. Мещерякова, С. В. Бойкова и др.) [1; 2].
Формирование правильной устной речи младших школьников выступает программной задачей любого учебно-методического комплекса по русскому языку, используемого в начальной школе. Вместе с тем каждый учебно-методический комплекс по-своему решает данную задачу, своеобразно подходит к организации психолого-педагогических и методических условий, необходимых для формирования правильной устной речи учащихся.
Речь – это ядро развития личности ребенка, поэтому процессу развития речи уделяется особое внимание в литературе. В младшем школьном возрасте, когда ребенок постепенно теряет непроизвольность, импульсивность, речь его становится не выразительной, так как навык сознательного придания ей эмоциональной окраски развивается постепенно. Непосредственно по данной причине, в психологии акцентировано внимание на тщательной работе по развитию речи детей тогда, когда эмоциональность школьника выражается в соответствии с сознательным намерением. Мы полагаем, что период обучения в начальной школе наиболее сенситивен для этого.
Речь, ее функции, структура, виды, истоки, становясь в ряд актуальных научных проблем требуют систематического научного изучения. Предметом изучения является не только речь, но и ее виды, критерии грамотности, а также формирование коммуникативно-речевых умений. Развитие речи – это важнейшая задача воспитания и образования педагога начальных классов.
Совершенствование речевой деятельности детей требует от педагога опоры на различные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для речевого, умственного, нравственного и эстетического развития личности ребенка.
Еще в дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
В работах М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной пересказ является осмысленным воспроизведением литературных текстов на разговорном языке. Устное изложение текстов – это особая функция, в которой активно функционируют мышление, память и воображение ребенка. Освоение навыков пересказа требует специальной подготовки детей: прослушивания произведения, понимания его основного содержания, запоминания порядка изложения, переходов в авторском тексте, осмысленного и связного перефразирования текста.
2 Основные трудности в формировании навыков пересказа у учащихся с дизартрией
Дизартрия – серьезное и сложное речевое звуковое расстройство. Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевой системы при поражении задней и подкорковой частей головного мозга.
Под речью с дизартрией обычно понимают речь расплывчатую, размытую, глухую, часто с гнусавостью. Для характеристики используется выражение «как каша во рту». Дизартрия возникает в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с некоторой локализацией поражения в центральной нервной системе [13, с.11].
Первая клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцман и др.). Легкая степень дизартрии как речевого расстройства, отличающееся патогенезом, была отделена А. Кусмаулом в 1888 г. от группы звуковых расстройств. А. Куссмаул впервые выявил те факторы, которые приводят к речевым расстройствам по типу дизартрии, проявляющимся в форме расплывчатого произношения различной степени тяжести.
В настоящее время существуют два основных подхода к изучению дизартрических расстройств.
Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологической точки зрения. При этом учитывается патогенез клинических проявлений дизартрии, локализация поражения, характер речевых нарушений при синдроме соответствующих двигательных нарушений [14, с.14].
Второй подход – нейрофонетический. Нейрофонетическое исследование предполагает фонематический анализ речи, основанный на современной психолингвистике. Иными словами, акцент делается не на клинике, а на патогенетическом анализе выявления нейрофонетического синдрома дизартрии.
Анализ литературных данных показал, что существуют различные определения дизартрии. Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков).
Дизартрия – симптом сложного поражения мозга бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология дизартрии как симптом церебрального паралича недостаточно изучена. Ранее считалось, что основной причиной является родовая травма. Но, как показали исследования последних лет (И.В. Блыскина), более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения мозга, т.е. внутриутробные нарушения.
3 Этапы формирования навыков пересказа у учащихся с дизартрией
Как отметили Н.А. Пленкин, Т.А. Ладженская, важность решения проблемы пересказов на уровне начальной школы связана с тем, что работа по развитию речи с учениками младших классов должна начинаться с развития устной речи. Мы считаем, что пересказ является уникальным творческим занятием с точки зрения эвристической оригинальности речи [23].
Обучение пересказу помогают обогатить словарный запас, развить восприятие, память и внимание. Пересказ улучшает структуру речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и полный текст. Благодаря использованию высокохудожественных текстов детской литературы можно эффективно развивать «чувство языка» - обращая внимание на словарный запас, грамматику и синтаксис языка и оценивая правильность высказываний с точки зрения их соответствия лингвистическим нормам. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с дизартрией.
Таким образом, занятия по пересказу занимают важное место в системе по формированию связной речи детей младшего школьного возраста. Влияние вымышленных произведений на личностное и вербальное развитие детей экспоненциально, когда они слушают истории и сказки и воспроизводят их в своей речи.
Дети следуют образцу литературного текста и имитируют его. Работы содержат образные описания, которые вызывают интерес у детей, развивают умение описывать предметы и явления, улучшают все аспекты языка и повышают интерес к языку [24, c. 17].
Требования к организации занятий по пересказу:
1. необходима четкая учебная программа с вниманием учителя к каждому ребенку.
2. произведение, которое нужно пересказать, должно быть прочитано вслух всей группе, и вся группа должна выступить с пересказом. Если текст окажется трудным для этой группы детей и в целом непонятен, его следует пересказать тем детям, кто делает это хорошо. После этого учитель может предложить всей группе пересказать текст, но прочитав его еще раз.
3. количество детей, участвующих в пересказе на уроке, зависит от размера работы и полноты пересказов (около 5-7 детей).
4. каждого ребенка следует поощрять к тому, чтобы он хорошо справлялся с заданием во время пересказа [25].
В процессе работы с детьми с дизартрией большое значение придается выбору произведений для пересказа.
4 Методы и приемы формирования навыков пересказа у учащихся с дизартрией на уроках чтения
В процессе пересказывания литературных произведений дети учатся повествовать связными, последовательными (логическими) и выразительными готовыми текстами с интонацией, передающей диалог и черты характера актеров без помощи учителя. При этом важно не заучивать текст наизусть, а развивать логическую память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой определенной логической связью (род и вид, причина и следствие, сущность и явление) и содержанием которой являются мысли, воплощенные в различную языковую форму.
Проведение коррекционных занятий с детьми младшего школьного возраста с дизартрией подразумевает выполнение педагогом следующих задач:
- закрепление и развитие у детей данной категории навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связного монологического высказывания у ребенка;
- развитие навыков контроля и самоконтроля в процессе построения связных монологических высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию определенных психических процессов (например, памяти, восприятия, воображения, мышления), которые непосредственно связаны с формированием устного речевого пересказа [30, с. 45].
В свою очередь, формирование у детей младшего школьного возраста с дизартрией способностей к построению связных развернутых пересказов включает в себя:
- усвоение норм, необходимых для построения пересказа, высказывания. К ним относятся последовательность в передаче событий, соблюдение логической связи между элементами рассказа, завершенность каждой из частей-фрагментов, соответствие пересказа или повествования теме сообщения;
- формирование у детей младшего школьного возраста с дизартрией навыков планирования устных развернутых высказываний, а также обучение детей данной категории выделению в тексте основных смысловых элементов;
- обучение детей младшего школьного возраста с дизартрией правильному лексическому и грамматическому оформлению своего высказывания, приводя его в соответствие с нормами родного языка [31, с. 61].
Коррекционная работа над формированием умения пересказывать основывается на методических требованиях к формированию устного связного высказывания:
1. Создание соответствующих условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важным фактором повышения мотивации является заинтересованность учащихся в изучаемом материале.
Заключение
Пересказ — это последовательное выразительное воспроизведение услышанного произведения художественной литературы. С точки зрения развития речевых способностей детей, связная монологическая речь неразрывно связана с диалогом. Развитие связной речи непосредственно влияет на улучшение умственных способностей и способствует развитию социального взаимодействия. Успешное развитие одной формы речевой коммуникации напрямую влияет на развитие другой. Этот взаимоопределяющий аспект используется в процессе воспитания и обучения ребенка для обеспечения его общего развития. Нормальное (своевременное и правильное) развитие речи ребенка позволяет ему постоянно изучать новые понятия, расширять свои знания и представления об окружающей среде. Для того чтобы овладеть пересказом, необходимо наличие определенных умений и навыков, которым детей младшего школьного возраста целенаправленно обучают в учреждении образования. Среди них: прослушивание литературного произведения; понимание общего смысла произведения; запоминание последовательности изложения; обращение внимания на речевые обороты автора в тексте; осмысленная и связная передача литературного текста.
Дизартрия представляет собой особое речевое расстройство, которое представляет собой нарушение речи, при котором страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи. У детей младшего школьного возраста с дизартрией чаще всего служит средством общения только лишь при условии постоянной посторонней помощи, которая выглядит как дополнительные и уточняющие вопросы, оценочные суждения и т.п. Самостоятельно сформировать логически последовательный и полный пересказ прочитанного текста дети рассматриваемой категории не могут или испытывают с этим трудности различной степени. При этом сложные для пересказа места они могут опускать, обходить в речи, что значительно обедняет и схематизирует пересказ.
Важность обращения к пересказу в начальной школе связывается с тем, что начало работы по развитию речи младших школьников важно начинать с развития устной речи. Пересказы помогают обогатить словарный запас и развить восприятие, память и внимание. При работе с детьми с дизартрией большое внимание уделяется подбору пересказа - целесообразно использовать несколько жанров пересказа: рассказы и описания, народные и авторские сказки, но предпочтение отдается текстам с одним сюжетом, повторением сюжета и четкой логической последовательностью событий.
1 Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2. – 1994. – С. 56-73
2 Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 215 с.
3 Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2012. – 400 с.
4 Катаева, Р.М. Пересказ как средство автоматизации звуков в связной речи детей старшего дошкольного возраста / Катаева Р.М. – В сборнике: Наука и образование в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». – 2015. – С. 21-23.
5 Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи / Т.А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2010. – 225 с.
6 Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С. А. Леонов. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
7 Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1987. – 415 с.
8 Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя / М.Р. Львов. – Москва: Просвещение, 1985. – 176 с.
9 Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития : пособие для учителей / М.Р. Львов. – Москва: СпецЛит, 2002. – 176 с.
10 Ладыженская, Т.А. Связная речь / Т.А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1980. – 222 с.
11 Биева Е. Г. Когнитивный анализ понимания речевых сообщений дошкольниками / Е.Г. Биева // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза.-М.: Наука, 1988.-С. 20-35.
12 Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Просвещение, 1982. – 128 с.
13 Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: методические приемы творческого изучения литературы / С.А. Леонов. – Москва: Флинта: Наука, 1999. – 224 с.
14 Флотская, Н.Ю. Особенности развития навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня / Н.Ю. Флотская [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://sworld.com.ua/konfer39/322.pdf.
15 Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В Туманова. – М.: «Гном-Пресс», 2009. – 80 с.
16 Шашкова, Е.Г. Работа над связной речью / Е.Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
17 Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей / И.В. Блыскина – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – С. 3-23.
18 Бессмертных, Н.А. Логопедическая работа в образовательных учреждениях / Н.А. Бессмертных. – Якутск: Изд-во Якутского университета, 2011. – 46 с.
19 Большакова, С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление / С.Е. Большакова. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 160 с.
20 Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О. Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
21 Бурлакова, М.К. Советы логопеда / М.К. Бурлакова. – М.: Институт общегуманитарных теоретических исследований. В. Секачев, 2014. – 64 с.
22 Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
23 Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. – № 2.– 1994. – С. 56-73
24 Воропаева, В.С. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го кл. спец. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения. В 2ч. Ч. 1 / В. С. Воропаева, Т.С. Куцанова. – 2–е изд., перераб. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 135 с.
25 Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 2009. – 143 с.
26 Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 2006. – 280 с.
27 Шлай, Е.В. Наглядный метод как средство обучения пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи / Шлай Е.В., Удальцова Е.А. // Научные труды. – 2015. – № 2 (39). – С. 71-76.
28 Бородич, А.М .«Методика развития речи детей» / А.М. Бородич – М., 2001. – 125 с.
29 Чухачева, Е.В. Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Е.В. Чухачева, И.Е. Крамарева // В сборнике: Специальное образование. Материалы XI Международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). Санкт-Петербург, 2015. – С. 297-300.
30 Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжёлыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н.Д. Кривовязова. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 215 с.
31 Денисов, Д.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / Д.Е. Денисов, В.М. Казанский. – К. : Вища школа, 1982. – 52 с.
32 Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
33 Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика / Т.В. Буденная. – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 64 с.
34 Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч.1: Устная связная речь. Лексика / Н.Г. Андреева. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 184 с.
35 Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. – 235 с.
36 Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е издание, испр. – Москва: Лабиринт, 1999. – 352 с.
37 Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – Москва: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
38 Воробьева, Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок: пособие по развитию речи детей 4-6 лет для родителей, педагогов и логопедов / Т.А. Воробьева. – Санкт-Петербург: Литера, 2010. – 96 с.