ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности ролевых отношений мальчиков и девочек
1.2 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в формировании ролевых отношений мальчиков и девочек
1.3 Состояние проблемы на современном этапе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности половой принадлежности детей младшего дошкольного возраста
2.2 Использование сюжетно-ролевой игры в формировании гендерной принадлежности детей младшего дошкольного возраста
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Существование и развитие человека происходит в обществе, в окружающей его группе людей, и соответствует ее требованиям, изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства в результате влияния взаимодействия с другими участниками группы. Все это осуществляется благодаря тому, что, в результате обмена информацией и переживания с другими людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, принимает участие в общении.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику учреждений дошкольного образования современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
По мнению педагогов и психологов (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец) наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дети дошкольного возраста, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Согласно исследованиям Л.М. Шипицыной, ранними формами общения во многом определяется их дальнейшее развитие, и они оказывают влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка была недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него возможно возникновение межличностных и внутриличностных конфликтов, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а в некоторых случаях и вовсе – невозможно [21].
В группе детского сада функцию половой социализации также выполняет общество сверстников. При этом ускоряется процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием – наряду с общими интересами, которые характерны для всех дошкольников, – специфические интересы и предпочтения для девочек и мальчиков.
Большое внимание проблеме общения в дошкольном возрасте было уделено в работах следующих исследователей: А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Л.И. Галигузова, В.А. Горбачева, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузска, Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина, В.М. Холмогорова.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Особенности ролевых отношений мальчиков и девочек
Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчин и женщин. Мужчины и женщины похожи, несмотря на то, что принадлежат к разным расам и народам. С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить, т.е. с момента рождения ребенка начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Исследованием формирования особенностей ролевых отношений мальчиков и девочек занимались исследователи: В.Е. Каган, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина, Э. Эриксон и др.
Изучением проблемы отношений и ролевых отношений занимались как зарубежные ученые (К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни), так и отечественные (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн)
Американский психолог Т. Парсонс определяет роль как структурно организованное, нормативно регулируемое участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами. Он считал, что любую роль можно описать следующими основными характеристиками: эмоциональностью, способом получения роли, структурированностью, формализацией, мотивацией.
Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются следующими признаками:
– безличностью – роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте;
– ролевыми обязанностями – набором определенных поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы;
– трудной совместимостью социальных ролей – представление субъекта, исполняющего данную роль, и окружающих могут различаться в достаточно широком диапазоне;
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Выявление уровня сформированности половой принадлежности детей младшего дошкольного возраста
Целью данной работы является теоретически обосновать возможности сюжетно-ролевой игры в формировании ролевых отношений мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование выявления уровня сформированности половой принадлежности детей младшего дошкольного возраста, которое осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (констатирующий этап): на данном этапе осуществлялась выявление уровня сформированности половой принадлежности детей младшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик.
Формирующий этап: на данном этапе были разработаны и применены на практике сюжетно-ролевые игры для повышения уровня ролевых отношений между мальчиками и девочками младшего дошкольного возраста.
Контрольный этап: обобщение и анализ результатов исследования уровня сформированности половой принадлежности детей младшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик после реализации сюжетно-ролевых игр.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 138 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста (в возрасте 3-4 лет) в количестве 42 человек. Для проведения исследования были сформированы три группы ребят:
первая группа – 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек);
вторая группа – 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек);
третья группа – 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек).
Для проведения экспериментального исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Наблюдение за особенностями игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (Н.Н. Серова)
Цель: выявление особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Оценка особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры проводилась по следующим критериям:
1. Передает характерные особенности персонажа: своего пола противоположного пола
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование гендерного сообщества у мальчиков происходит в более сложных условиях, чем у девочек. Мальчики проводят больше времени со своими матерями, чем с отцами. В результате образ отца иногда становится неприятным, и ребенок теряет способность подражать отцу. Мальчики очень любят дружеские сражения, что часто не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон для детей. Игровое общение детей имеет явное гендерное предпочтение, т.е. выбор партнера своего пола. В возрасте трех-четырех лет девочки становятся первыми, начинают отдаляться от мальчиков. В период дошкольного возраста девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в ходе совместной деятельности понять и принять те характерные черты, которые имеют маленькие представители женского и мужского пола.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализовать свои интересы, желания, предпочтения, фантазии, приобрести опыт взаимодействия с представителями обоих полов, свободу выбора, инициативу, самостоятельность, творчество. Игра позволяет ребенку примерить на себя самые разные социальные роли, отношения, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей как субъектов социальных отношений. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
На констатирующем этапе экспериментального исследования у детей младшего дошкольного возраста особенности игрового взаимодействия находятся на достаточно низком уровне развития. При этом можно отметить, что у девочек процесс игрового взаимодействия проходит немного лучше и проще, чем у мальчиков младшего дошкольного возраста: в девочек преобладает средний уровень, в то время, как у мальчиков преобладает низкий уровень игрового взаимодействия. У детей младшего дошкольного возраста преобладает средний и низкий уровни развития игровых умений в условиях сюжетно-ролевой игры. При этом у девочек в основном выявлен средний уровень развития игровых умений. Девочки умеют организовать игру. Участвуют в распределении ролей, придумывают новую роль. Девочки в процессе игры воспроизводят разные сюжеты.
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2002. – 86 с.
2. Астапов, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В.М. Антипов. – М.: Эксмо, 2001. – 112 с.
3. Васильева, О.К. Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.К. Васильева, С.В Кондратюк. – Барановичи: БарГУ, 2018. – 214 с.
4. Волкова, Н.П. Педагогика / Н.П. Волкова. – Киев: Академия, 1999. – 500 с.
5. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я Воронова. – М.: Просвещение, 2001. – 86 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2001. – 320 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 457 с.
8. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. канд. психол. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. – М., 2005. – 155 c.
9. Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Киберленинка – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.
10. Диагностика уровня сформированности игровых навыков [Электронный ресурс] / Сайт об образовании. – Режим доступа: http://www.edufacts.ru/.
11. Жуковская, Р.Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры / Р.Н. Жуковская // Советская педагогика. – М., 2007. – №4. – С. 58
12. Захарова, Е.А. Роль игры в воспитании личности [Электронный ресурс] / Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Режим доступа: https://moluch.ru/.
13. Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании [Электронный ресурс] / ИнфоУрок. – Режим доступа: https://infourok.ru/.
14. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в дестком саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д., 2000. – 287 с.
17. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 84-86.
18. Развитие взаимодействия со сверстниками у дошкольников в игре [Электронный ресурс] / Учебные материалы. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/.
19. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
20. Тупиченко, Н.А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Молодой ученый – Режим доступа: https://moluch.ru/.
21. Условия успешных взаимоотношений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
22. Чернов, А.В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей / А.В. Чернов. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. - 204 с.
23. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.ru.