Введение
1 История возникновения системы и общая характеристика калланетики
1.1 История возникновения калланетики
1.2 Общая характеристика калланетики
2 Влияние занятий калланетикой на организм занимающихся
3 Цель и задачи занятий калланетикой
3.1 Цель занятий калланетикой
3.2 Задачи калланетики
4 Основные правила калланетики
5 Дифференциация занятий по степени физической подготовленности
5.1 Методические правила дифференциации занятий
5.2 Комплекс упражнений калланетики для начинающих
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В современном обществе наблюдается тенденция к росту количества людей, желающих заниматься оздоровлением путем различных физических упражнений, гимнастикой, фитнесом и др.
Сегодня быть здоровым – модно, и этого нельзя не заметить. Люди ходят на всевозможные тренировки и занятия, нанимают частных тренеров, занимаются йогой, шейпингом, аэробикой или даже бодибилдингом, покупают клубную карту в самый лучший бассейн или тренажерный зал. Иными словами, следят за своим здоровьем, красотой и общим состоянием тела. В этом также помогают диеты, занятия спортом и многое другое. Но особое место здесь занимает калланетика.
Несмотря на огромное количество разнообразных программ для оздоровления и коррекции фигуры, калланетика – одна из уникальных и популярных методик в оздоровительной индустрии – давно завоевала страны Европы, Азии и Америки.
Цель курсовой работы: изучить методику проведения занятий калланетикой.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы калланетики.
2. Выделить критерии дифференциации занятий по степени физической подготовленности.
Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть рекомендован студентам факультета физической культуры для подготовки к практическим и семинарским занятиям по учебным дисциплинам специализации «Физкультурно-оздоровительная и туристско-рекреационная деятельность».
1 История возникновения системы и общая характеристика калланетики
1.1 История возникновения калланетики
Калланетика – это комплекс гимнастических упражнений, разработанный американкой Каллан Пинкни. Это система сложных статических упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. Каллан Пинкни (настоящее имя Барбара Бифингер Пфайффер Пинкни) родилась 26 сентября 1939 года в Саванне, штат Джорджия. На момент рождения девочки ее матери было почти сорок лет, беременность протекала очень тяжело, и роды Барбары тоже были проблемными и у ребенка стали наблюдаться проблемы с ногами и позвоночником. До семи лет врачи старались лечить эти дефекты с помощью специальных медицинских скоб. Родители принимали физические аномалии ребенка и старались окружить ее любовью. С ранних лет Барбара проявляла сильный, поистине мужской характер и волю. Десять лет балетной практики позволили ей довести до общепринятой нормы позвоночник и ноги. Но до конца избавиться от проблем со здоровьем девушке не удалось.
««Я через многое прошла за эти годы», – говорит Пинкни. – Вы можете себе представить, что мне приходилось разгребать уголь, когда я жила в Лондоне. Работала официанткой в Южной Африке, меня чуть не изнасиловали в Иордании, и я чуть не умерла от дизентерии, которой заразилась в Тунисе». Вернувшись в Соединенные Штаты весной 1972 года, она поселилась в Нью-Йорке, и здесь Пинки столкнулась с множеством проблем со здоровьем. Летом 1972 года она была госпитализирована в клинику, где врачи после долгих анализов и консультаций постановили. суровое наказание – молодая женщина останется инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Есть только дорогостоящее лечение и мучительное ожидание неминуемого конца. Наверное, любой другой человек на ее месте сдался бы и принял нынешние обстоятельства как неразрешимую проблему. Но только не Барбара. Она решает для себя самую главную проблему в своей жизни – объявляет настоящую войну своей болезни. Родственники и друзья приносят домой разнообразную литературу о здоровом образе жизни и самолечении. Пинкни внимательно изучает последние разработки в этих областях. Решение пришло как вдохновение «Однажды ночью она увидела себя в балетном классе, которым она была увлечена в детстве. Пинкни начала учиться, но уроки были болезненными и разочаровывающими. Обычные движения были трудными. Другой человек на ее месте мог сдаться и отступить. Но вместо этого Пинки каждый день возвращалась в свою балетную стойку и работала до глубоких мышечных сокращений, что благотворно влияло на ее больные ноги и позвоночник [1, с. 14-15].
Тренировка медленно, но верно начинала приносить плоды – боль постепенно покидало ее тело, уступая место радости жизни, бодрости и желанию делать больше.
2 Влияние занятий калланетикой на организм занимающихся
Мышечное развитие в статических и динамических режимах повышает производительность опорно-двигательного аппарата. Функция мышц – это проявление активности всего организма, восстановление всех органов и систем, особенно центральной нервной системы. Статические упражнения как форма произвольной мышечной активности вызывают значительные изменения в корковом процессе. При постоянных усилиях в коре головного мозга в области моторного анализа, с одной стороны, существует барьер для возбуждения, с другой – формирование произвольных импульсов при работе, за счет стимуляции со стороны работающих мышц. Наиболее характерный результат статических упражнений – снижение уровня многих функций из-за появления отрицательных индукций в центральной нервной системе. Причем это состояние более выражено при максимальном напряжении небольшой группы мышц, чем среднее усилие большой группы мышц, хотя в последнем случае потребление энергии может быть во много раз выше, чем в первом. После окончания усилия вся ранее работа выполняется на высоком уровне. Во время статических упражнений улучшаются некоторые функции организма. Таким образом, быстро увеличивается свертываемость крови, увеличивается количество лейкоцитов. Происходят другие изменения, свидетельствующие о накоплении защитных сил крови. Также есть обобщение всех функций организма. Таким образом, кислотность желудка обычно повышается или понижается при постоянной работе. Кроме того, опорожнение желудка является нормальным независимо от того, ускоряется оно или задерживается перед работой. Это и аналогичные наблюдения в клинике внутренних болезней профессора Н.С. Верещагина, который сформулировал следующее сказал: «До сих пор врачи не хотели слышать о статической нагрузке для пациентов, но теперь мы рекомендуем представлять компоненты статической нагрузки в лечебной гимнастике» [5, с. 42-43].
Частый побочный эффект упражнений, особенно при статическом положении, - задержка пульса. Увеличение диастолического времени (например, реальной сердечной мышцы) определенно является положительной причиной для сердечной деятельности. Таким образом, сочетание динамических и устойчивых форм физических упражнений является лучшим методом физической подготовки для развития более гармоничной и согласующиеся с природой костно-мышечной системы человека и координации движений, скорости и скорости. Регулярные упражнения имеют множество положительных эффектов. Чем дольше и усерднее вы практикуетесь, тем больше пользы вы получите от этой простой, но очень эффективной системы. Вот наиболее частые результаты, которые вы заметите всего через несколько недель тренировок:
1. Улучшится осанка, исчезнут остеохондроз и боли в спине.
3 Цель и задачи занятий калланетикой
3.1 Цель занятий калланетикой
Калланетика – это система статических упражнений, направленных на максимальное развитие мышц, как основных, так и внутренних. Один час калланетики заменяет семь часов классической аэробики. Система упражнений помогает регулировать обмен веществ. Обмен веществ активируется во время и после тренировки, поэтому вы можете похудеть намного быстрее. Поэтому регулярные занятия спортом помогают не только похудеть и подтянуть тело, но также улучшить осанку и вылечить остеохондроз. Упражнения важно выполнять в неторопливом темпе, чтобы они могли выступать в качестве альтернативы. В калланетике как и в восточной практике, нет прыжков и резких движений, но есть много статических упражнений с фиксацией до 2 минут и упражнений на растяжку. [7, с. 5-6].
Большинство упражнений калланетики выполняются в статико-динамическом варианте: сначала в работу вовлекается определенная группа мышц. Для новичков – очень маленькие, с развитием уровня подготовки каждое упражнение задействует все большее количество задействованных мышц; положение натяжения фиксируется; начинается выполнение движений: плавно, с небольшой амплитудой, напоминающее качели.
Основная цель калланетики – заставить работать глубокие мышцы, которые никак не участвуют в нашей повседневной жизни. Они больше похожи на тонкую паутину, слабую и безжизненную. Включив их в работу, вы сможете в очень короткие сроки подтянуть все тело, добиться красивой осанки и обрести легкую походку [8, с. 79].
4 Основные правила калланетики
Калланетика – это вид гимнастики, которая включает комплекс статических упражнений. Особенностью системы является определенная статическая нагрузка на мышцы тела. Приняв нужное положение, удерживайте его 10-60 секунд, в зависимости от вашего исходного уровня подготовки. Следует отметить, что те, кто никогда не занимался, не могут удерживать позу более 10-15 секунд. Отчаиваться не нужно, со временем мышцы привыкнут к нагрузке и продолжительность статического напряжения можно увеличить до верхнего предела. Сначала следует попытаться удержать позу 5-10 секунд, затем, сделав перерыв, повторить упражнение. Если вы серьезно относитесь к результату, вам следует тренироваться на начальном уровне физической подготовки 2-3 раза в неделю по 1 часу. При выполнении упражнений важно соблюдать следующие правила тренировок:
Первое правило тренировок – постепенное увеличение интенсивности и продолжительности нагрузок. При низком начальном уровне тренировок на начальном этапе нужно подходить к нагрузкам очень размеренно. Прибавка нагрузок должна составлять 3-5% каждую неделю тренировок от достигнутого уровня, а после достижения высоких результатов – меньше. Так как определить функциональность своего тела сложно, на начальном этапе я не рекомендую выполнять упражнения по максимуму, так как перетренированность не позволит вам начать регулярные упражнения в течение длительного времени. Не стоит сразу стремиться к достижению конечного результата по другой причине. Дело не только в опасности передозировки, но и в том, что посильная, то есть значительная, но не экстремальная физическая нагрузка значительно эффективнее улучшает состояние всего организма [11, с. 75].
Второе правило, о котором следует помнить, – это разнообразие упражнений. Для качественного разнообразия физических нагрузок достаточно от 9 до 14 упражнений, но они существенно отличаются друг от друга. Это позволит вам тренировать различные аспекты функциональных возможностей всего организма. Если вы включите всего одно-два упражнения, и при этом они воздействуют только на небольшие группы мышц, то достигается узкоспециализированный эффект от тренировки. После выполнения упражнений со статическим напряжением необходимо растянуть задействованные в работе мышцы.
Третье правило, соблюдение которых обеспечивает активное противодействие прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата, является основной тренировки двигательной функции. Наиболее эффективны дозированные упражнения калланетики для восстановления. Чем больше тело отвлекается от определенного движения, тем оно ценнее как средство тренировки. Если, конечно, не забывать о строгой дозировке и постепенном накоплении нагрузок. К слову, мама Каллан Пинкни, которой было 80 лет, любила заниматься калланетикой, активно борясь со старением [12, с. 36].
5 Дифференциация занятий по степени физической подготовленности
5.1 Методические правила дифференциации занятий
Основная целевая аудитория калланетики – нетренированные люди с избыточным весом. Они плохо переносят физические нагрузки, быстро устают и начинают задыхаться.
К тому же система упражнений американской балерины идеальна для тех, кто: долго и безуспешно пытается избавиться от ярких особенностей фигуры; не справляется с интенсивными аэробными упражнениями; любит спорт, но хочет разнообразить свою программу; не может запомнить последовательность танцевальных движений и плохо справляется с любым типом тренировок, где требуется хорошая координация; предпочитает медленные и спокойные тренировки [14, с. 11].
Как только объемы и вес достигнут желаемых параметров, интенсивность упражнений можно снизить. Кому-то будет удобно тренироваться раз в неделю по часу, кому-то будет удобнее превратить комплекс упражнений из калланетики в утреннюю зарядку и делать 15 минут каждый день, задействуя по очереди разные группы мышц.
Несмотря на кажущуюся простоту калланетики, чрезмерное увлечение этой системой может привести к серьезным последствиям для здоровья. Следует помнить, что этот комплекс упражнений рассчитан в первую очередь на людей, привыкших к регулярным физическим нагрузкам. Тем, кто ранее не увлекался фитнесом и спортом в целом, следует разумно дозировать нагрузку [15, с. 46-47].
На начальном этапе продолжительность тренировки составляет примерно 50-60 минут. Постепенно увеличивайте интенсивность, а также продолжительность упражнения.
Добавляйте около 5% загрузок в неделю. Не доводите свои упражнения до предела. После увеличения количества тренировок в неделю их продолжительность придется сократить вдвое.
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Калланетика – это комплекс гимнастических и статистических упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц, разработанный американкой Каллан Пинкни. Калланетика –коммерческий продукт (франчайзинговая компания), представляющий собой переработанную под американского потребителя йогу. Каллан Пинкни разработала калланетику в начале 1960-х годов, когда вернулась в Нью-Йорк после путешествия по миру. Пик популярности калланетики пришёлся на 1970-е годы, а в конце 1980-х сошёл на нет. На данный момент доказано, что программа эффективно воздействует на красные мышечные волокна и активизирует окисление жирных кислот. Калланетика представляет собой комплекс из 29 статических упражнений, основанных на асанах йоги. Во время этих упражнений задействуются все мышцы одновременно.
2. Влияние занятий калланетикой плодотворно влияет на организм человека: увеличиваются функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, повышается свертываемость крови, увеличивается количество лейкоцитов, нормализируются все функций организма, увеличивается время диастолы сердца, развивается сила, выносливость и координацию движений и др.
3. Главной целью занятий калланетикой является улучшение работы глубоких мышц, которые редко задействованы в повседневной жизни человека. Задачи калланетики: восстановление обмена веществ, похудание, улучшение осанки, укрепление мышечного корсета и психологическое расслабление.
4. При выполнении упражнений важно соблюдать следующие правила тренировок: постепенное увеличение интенсивности и продолжительности нагрузок, разнообразие упражнений, профилактика прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему, улучшает обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поддерживает в полной мере подвижность суставов, предотвращает остеопороз, истощение мышц.
5. Дифференциация занятий по степени физической подготовленности включает следующие особенности: на начальном этапе следует заниматься три раза в неделю по одному часу в день, далее сокращая количество занятия до часа;
1 Бурбо, Л. Калланетика за 10 минут в день / Л. Бурбо. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.
2 Вайдер, С. Суперфитнес. Лучшие программы мира / С. Вайдер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с.
3 Верещагин, В.Г. Справочник по классической йоге / В.Г. Верещагин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 346 с.
4 Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2004. – 608 с.
5 Лика, Я. Калланетика: самоучитель / Я. Лика. – СПб.: Вектор, 2008. – 112 с.
6 Томсон, В. Калланетика для красоты и здоровья / В. Томсон. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 108 с.
7 Томсон, В. Калланетика 15 минут в день / В. Томсон. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 48 с.
8 Томсон, В. Супекалланетика. Быстрый результат за минимальное время / В. Томсон. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 154 с.
9 Курган, Ю.П. Аэробика или калланетика / Ю.П. Курган // Физкультура и спорт. – 2004. – № 7. – С. 19-20.
10 Курган, Ю.П. Аэробика, шейпинг, калланетика / Ю.П. Курган // Физкультура в школе. – 2006. – № 5. – С.49-51.
11 Антипенкова, И.В. Результаты длительных занятий в женских группах оздоровительной направленности / И.В. Антипенкова // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры: меж-вуз. сб. науч. тр. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. – Смоленск, 2003. – С. 74-76.
12 Борилкевич, В.Е. Фитнесс – современное понятие в мировом оздоровительном движении / В.Е. Борилкевич // Термины и понятия в сфере физической культуры: первый междунар. конгр., 20-22 дек. 2006 г., Санкт-Петербург / Федер. агентство по физ. культуре и спорту РФ, С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2006. – С. 33-38.
13 Люйк, Л.В. Повышение эффективности занятий физической культурой с применением инновационных технологий / Л.В. Люйк, В.А. Солодянников, Л.Г. Львова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2014. – № 4. – С. 31.
14 Федорова, Т.А. Концепция профилактики вредных привычек студентов средствами оздоровительной физической культуры / Т.А. Федорова, О.Л. Рыбникова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – № 10. – С. 7-16.
15 Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры / В.В. Храмов. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 80 с.
16 Сибгатулина, Ф.Р. Использование средств физической культуры для повышения работоспособности / Ф. Р. Сибгатулина // Соискатель. – 2010. – № 2. – С. 56-59.
17 Овсянникова, М.А. Средства развития гибкости для подготовки студентов к сдаче норм ГТО / М. А. Овсянникова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. –№ 3. – С. 11-14
18 Овсянникова, М.А. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой в вузах / М. А. Овсянникова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 12. – С. 159-163.
19 Эрзямкина, И.В. Влияние калланетики на общее самочувствие студентов специальных групп / И.В. Эрзямкина // Вестник науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 33-39.
20 Ярчак, Е.Н. Применение методов калланетики на занятиях по физическому воспитанию в подготовительных группах / Е.Н. Ярчак, С.Л. Володкович, В.Д. Козырь. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 19 с.
21 Локтеева, С. Калланетика для комфорта / С. Локтеева // Вечерний Бишкек. –2002. – № 155. – С. 7-8.