ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Качество образовательного процесса в структуре качества образования
1.2. Критерии и показатели качества образования
1.3. Подходы к построению национальных систем оценки качества педагогического образования
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методология разработки критериев и показателей оценки качества образования
2.2. Критерии оценки качества среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В развитых странах современного мира наука и образование играют важную роль в экономическом развитии общества, определяют приоритетные направления национального прогресса и являются основой национального благосостояния. Уровень и качество образования в стране определяет конкурентоспособность ее образовательных услуг на международном рынке. По сути, «качество образования» является фактором национальной безопасности [2, c. 3]. Развитые страны в области образовательной политики, придающие наивысший приоритет дальнейшему развитию научных знаний и повышению качества образования, создают на своей территории гарантированные условия и надежные предпосылки для последующего материального, социального и культурного прогресса.
Следует отметить, что достижение и поддержание высокого уровня образования требует регулярного общественного мониторинга состояния образования и постоянного контроля его качества.
В сложившейся социально-культурной ситуации именно качество образования определяет уровень развития страны и стратегическое направление обеспечения безопасности и потенциала общества через развитие молодого поколения. Важной тенденцией в обеспечении высокого уровня образования является ориентация на потребности учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, сочетающий в себе все этапы развития личности, условия и результаты образовательного процесса, эффективность работы образовательных учреждений, соответствие реально достигнутых результатов нормативным требованиям, социальные и индивидуальные ожидания и т.д.
Проблема оценки качества образования является наиболее актуальной в современной педагогической науке и обусловлена такими факторами, как изменение личных ожиданий и требований, связанных с организацией целостного образовательного процесса и конечных результатов этого процесса. Более того, общество в целом и отдельные лица, получающие или желающие получить образование, ощущают острую потребность в получении наиболее подробной и достоверной информации о качестве, специфике и особенностях образовательного процесса, являющегося частью системы образования.
Важно также отметить, что актуальность изучаемой проблемы определяется особенностями и особенностями национальной системы образования, направленной на обеспечение формирования человеческого капитала. Столь важным фактором является тенденция дальнейшего развития и совершенствования национальной системы образования, которая в полной мере зависит от процесса глобализации в современном обществе.
Объект исследования – система оценки качества образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Качество образовательного процесса в структуре качества образования
Качество становится одной из основных целей развития образования. Целью любой образовательной реформы является повышение качества образования. Это одна из основных проблем современной педагогики и общества в целом. Поэтому понятие "качество образования" получило широкое толкование в современной педагогической литературе. Он рассматривается в контексте многих концепций. Эта концепция является предметом обсуждения многих ученых и методистов, в том числе педагогов. Несмотря на интенсивные поиски уточнения характера понятия «качество образования», часто возникают другие вопросы, касающиеся конкретных аспектов этого понятия.
В зависимости от ситуации концепция образования может иметь различные значения. Образование может означать социальное явление, процесс, результат, систему, продукт (услугу).
Сотрудники системы образования: педагоги, учителя – рассматривают образование как процесс и его последствия. Эта точка зрения подтверждается учебниками по педагогике, в которых говорится, что «под образованием следует понимать приобретение учащимися научных знаний, практических навыков и умений, развитие умственных познавательных способностей, творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетической культуры и, тем самым, приобретение определенного личностного облика (образа) и индивидуальности» [16, c. 124].
Современная педагогика рассматривает образование как систему, в которой происходит процесс образования. Образование как система характеризуется полнотой, внутренней взаимосвязанностью, организацией, открытостью и динамизмом. Образование - это независимая система, функция которой заключается в подготовке и обучении членов общества с упором на приобретение конкретных знаний (главным образом научных), идеологических и моральных ценностей, навыков, привычек и кодексов поведения [13, c. 82].
Образование как система определяется набором взаимосвязанных структур [7, c. 197]:
• Государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных уровней и направлений.
• Образовательные учреждения, которые реализуют эти стандарты и программы.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методология разработки критериев и показателей оценки качества образования
Основаниями методологии разработки критериев и показателей качества образования являются обоснованные и принятые в рамках современных психолого-педагогических исследований системный, деятельностный, средовой, компетентностный, критеральный, квалиметрический и другие подходы, а также их единство и непротиворечивость.
Рассмотрим каждый из подходов.
Системный подход предполагает изучение объекта исследования в качестве системы. Данный подход важен при разработке критериев и показателей оценки качества образования в виду того, что он позволяет изучать процесс оценивания, а также соответствующее научно-методическое обеспечение как систему, которая представляет собой целостный комплек4с взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение оценки качества образования как одного из ключевых видов образовательной деятельности, который не сводится к контролю результатов, а предполагает анализ системы образования в целом, что также включает ее процессуально-деятельностный компонент.
Средовой подход предполагает формирование образовательной среды как условия и средства организации и реализации образовательной деятельности, а также всестороннего развития учащихся. От сюда следует, что одним из направлений оценки качества образования следует считать оценку образовательной среды, а также ее соответствия поставленным целям, задачам, запросам общества и государства. В данном случае, нужно заметить, что среда рассматривается в ее широко смысле, которые включает условия и средства реализации образовательной деятельности.
Компетентностный подход предполагает оценивание компетентностно ориентированного содержания, а также результатов образования. При этом предполагается, что субъекты образовательного процессы должны иметь сформированные оценочные компетенции, суть которых заключается в осуществлении более эффективных видов деятельности в образовательном процессе.
Критериальный подход предполагает, что различные аспекты, процессы и результаты образовательной деятельности будут сравниваться с научно обоснованными и установленными критериями и показателями. В последствии все это должно закрепиться в соответствующих документах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество традиционно считается имплицитным и естественным элементом уровня образования. Современные мировые тенденции развития образовательного процесса и повышения уровня в области образования предполагают реформирование системы контроля качества образования. Вопрос контроля качества образования является одним из приоритетов международных организаций, обеспечивающих качество образовательного процесса.
Приоритетом государственной политики в области образования является обеспечение качественного образования, основанного на развитии базовых знаний и творческих способностей обучающихся, безопасности образовательного процесса и здоровья детей в соответствии с потребностями личности, общества и государства, продолжая при этом развивать профессиональную компетентность педагогов. В то же время факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования, становятся все более очевидными и актуальными.
Качество образования является кумулятивной характеристикой и отражает степень соответствия предоставления ресурсов, образовательных процессов и результатов обучения нормативным требованиям, запросам общества и индивидуальным ожиданиям.
В последние годы значительные изменения в приоритетах школьного образования в мире нашли свое отражение в проблеме обновления содержания и структуры образования - разработке соответствующих современных требований, критериев и показателей оценки образовательного процесса.
Современные научно-методические основы образовательного процесса и критерии оценки на их основе предоставляют широкие возможности для оценки различных аспектов образовательного процесса. В то же время существует проблема выбора критериев и показателей и их оптимального сочетания, чтобы можно было учитывать конкретную образовательную ситуацию и систематически рассматривать как индивидуальное развитие учащегося, так и всех участников образовательного процесса.
Оценка – это процесс определения степени адекватности измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий. При оценке качества образовательного процесса, качества преподавания, внеклассной деятельности и учебно-воспитательной работы по изучаемым предметам осуществляется мониторинг качества образовательного процесса.
1. Бахмутский, A.E. Оценка качества школьного образования / A.E. Бахмутский. – СПб.: Питер, 2004. – 343 c.
2. Белоцерковский, A.B. О «качестве» и «количестве» образования / A.B. Белоцерковский // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – C. 48-64.
3. Бордовский, Г.A. Управление качеством образовательного процесса / Г.A. Бордовский, A.A. Нестеров, C.Ю. Трапицын. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 359 c.
4. Гегель. Сочинения. – T.14. – M., 1958. – 440 c.
5. Гусаковский, M.A. Критерии оценки качества современного университетского образования / M.A. Гусаковский // Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров. – M.: Просвещение, 2007. – 284 c.
6. Давыдова, Л.H. Различные подходы к определению качества образования / Л.H. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. – M., 2005. – № 2. – C. 5–8.
7. Запесоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. – M.: Наука, 2002. – 456 c.
8. Зверева, B.И. Самоаттестация школы / B.И. Зверева. – M.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160 c.
9. Лаптев, B.B. Научный подход к построению программ исследования качества образования / B.B. Лаптев // Модернизация общего образования на рубеже веков (сборник научных трудов). – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. – C. 3–10.
10. Левитан, B.B. Педагогическая деонтология / B.B. Левитан. – M.: Просвещение, 2002. – 347 c.
11. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? / И.Я. Лернер. – M., 2008. – 208 c.
12. Панасюк, B.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: дис. д-ра пед. наук. – СПб., 2008. – 190 c.
13. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B.A. Сластенин, И.Ф. Исаев, A.И. Мищенко, E.H. Шиянов. – M.: Школа-пресс, 2000. – 512 c.
14. Субетто, A.И. Исследование проблемы качества сложной продукции: дис. д-ра экон. наук. – M., 2007. – 722 c.
15. Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. M.M. Поташника. – M.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 c.
16. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 2-е изд., перераб. и доп. – M.: Высшая школа, 2000. – 576 c.
17. Хохлова, C.B. Мониторинг школьного образования: дис. канд. пед. наук. – M., РГБ, 2003. – 207 c.