ВВЕДЕНИЕ
Анализ ситуации в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей с ограниченными возможностями в развитии речи неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска школьных неудач, особенно в освоении чтения и письма.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Логопедическая работа, которая ориентируется на коррекцию стертой дизартрии у детей, подразумевает и развитие речевого дыхания как обязательного звена. Наряду с этим, различные ученые уверяют, что развитие речевого дыхания с применением некоторых упражнений является длительным процессом, а эффект нестабилен, дети не используют навыки, усвоенные во время дыхательных упражнений.
Объектом нашего исследования являются нарушения детей со стертой дизартрией.
Предметом – комплексный подход в преодолении стертой формы дизартрии.
Цель: выявить и обосновать комплексный подход в преодолении стертой формы дизартрии.
В соответствии с поставленной целью исследования ставим перед собой следующие задачи:
1. дать характеристику стертой дизартрией;
2. представить особенности детей со стертой дизартрией;
3. провести эмпирическое исследование детей со стертой дизартрией;
4. описать методики коррекционного обучения и воспитания детей со стертой дизартрией.
В соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных данных; подбор методов и приёмов логопедической работы), наблюдение, эксперимент.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ
1.1 Характеристика стертой дизартрией
Дизартрия – нарушение речи, который заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата [38].
К основным причинам проявления дизартрии относят локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые способствую иннервации речевой мускулатуры.
Выделяют следующие виды дизартрии [11]:
– бульбарную,
– псевдобульбарную,
– мозжечковую,
– подкорковую.
Данная классификация основывается на месте локализации пораженного очага.
Бульбарная дизартрия характеризуется нарушениями в иннервации мышц глотки, гортани и неба, что провоцирует снижение силы голоса, слабости речевого дыхания. Наблюдается атония, атрофия мышц отделов речевого аппарата, что провоцирует арефлексию. Люди с данными нарушениями испытывают проблемы не только с речевой, но и лицевой мускулатурой, у таких людей лица маскообразны, что обусловлено расположением очагов поражения. Речь людей с бульбарной дизартрией неразборчива, движения языка резко ограничены. Ряд людей испытывает сложности с процессом глотания, при поражении неба, пища попадает в носовую полость.
Звукопроизношение при данной форме дизартрии характеризуется тем, что все смычные звуки преобразуются в щелевые. Наиболее трудным становится произнесение звука р и смычно-проходного звука л.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Эксперимент был проведен на базе …. Возраст детей на момент эксперимента 6 лет. В нем приняли участие 4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Все дети имеют заключение стертая форма дизартрии. Дети посещают логопедическую группу детского сада.
Работа проводилась в индивидуальные часы работы воспитателя и ребенка. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования установлен индивидуальный контакт. В перерывы между экспериментом давали ребенку отдохнуть (раскраски, игрушки).
Нами была использована речевого дыхания Е.Ф. Архиповой [2] с применение элементов методики А.И. Максакова [24] с определением типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания, методы исследования внешнего дыхания.
Логопедическое обследование состояло из двух этапов:
1. Определение длительности и силы внеречевого выдоха;
2. Обследование речевого дыхания.
Исследование длительности и силы внеречевого выдоха
На этом этапе детям необходимо было произносить выдох через рот. Этап проводился в игровой форме, чтобы увлечь детей. Детям необходимо было с наибольшей продолжительностью дуть на ватку, которую представляли для них как снежнику. Продолжительность вдоха фиксировалась секундомером. В ходе игры «Дует ветер» у детей определяли силу выдоха и целенаправленность воздушной струи. В ходе этой игры ребенку нужно было дуть на бумажного лыжника таким образом, чтобы он как можно дальше переместился по гладкой поверхности стола. Расстояние, на которое перемещался бумажный лыжник, измерялось с помощью линейки.
«Обследования речевого дыхания»
Обследование речевого дыхания начиналось с оценивания координации вдоха и выдоха [3]. Определяли характер дыхания у ребенка в момент покоя и в процессе речи. Визуально определяли характер дыхания в спокойном состоянии: как дышит ребенок ртом или носом.
ГЛАВА 3 МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Целенаправленная логопедическая деятельность с целью развития дошкольников со стертой дизартрией необходима. В течение выполнения упражнений на дыхание оптимизируется дыхательная функция, она восстанавливается, увеличивается общее состояние здоровья дошкольника, что оказывается позитивное воздействие на речевое дыхание и развитие в целом.
При организации логопедической деятельности у детей со стертой дизартрией решаются следующие задачи: использование специально отобранных упражнений с той целью, чтобы осуществить попытку преодолеть трудности дыхания у детей, то есть попытаться увеличить продолжительность и силу выдоха и вдоха при произнесении. Основой для подобной работы должно служить утверждение о цельности работы всего речевого аппарата, а именно: дыхания, голоса и артикуляции; их прямом взаимодействии и координации данного воздействия с корой головного мозга [46].
В качестве главной цели дыхательных упражнений можно выделить следующую: повысить объем легких, обучить детей дышать быстро и тихо, а также рационально и плавно использовать дыхание на выдохе. Дыхательные упражнения должны длиться 3-5 минут.
Во время логопедической работы с целью развитию речевого дыхания у детей необходимо использовать игровой метод в сочетании с другими приемами: показ, объяснение, инструкции и вопросы. С целью дыхательных упражнений используются разнообразные средства, а именно: сказки, песни, стихотворения.
Работы по развитию невербального и речевого дыхания следует осуществлять поэтапно. Прежде чем приступить к самой тренировке речевого дыхания, следует работать над укреплением и развитием физиологического дыхания. Детей следует ознакомить с внешним проявлением дыхательного процесса с помощью рабочих движений дыхательных мышц. Следует выполнять упражнения спокойно, дышать достаточно глубоко, ровно и продолжительно, не издавая лишних звуков. Обучая дошкольников невербальному дыханию, их учат быстро дышать через нос с разной силой (удар по снежинкам, хлопок, удар по султанам (тонкие полоски бумаги): удары легкие, бумажные бабочки подвешены на нитках). Упражнения активно включаются в работу с использованием всех частей тела для выработки координационных связей между функцией дыхания и движениями тела, рук, ног, для чего используются компоненты дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Дизартрия – нарушение речи, который заключается в нарушении артикуляции, вызванным параличом или парезом речевой мускулатуры. У людей с дизартрией невнятная, недостаточно членораздельная речь. Также у многих обладателей данного нарушения наблюдаются проблемы с речевым дыханием и голосообразованием, что влечет за собой нарушение мелодики речи. Симптомы дизартрии носят неврологический характер. Возникающий парез или паралич речевой мускулатуры ограничивают полноценные движения органов артикуляционного аппарата.
Одним из постоянных признаков стертой дизартрии является нарушение речевого дыхания. Такое дыхание во время стертой дизартрии характеризуется респираторными конвульсиями, которые могут возникнуть в фазе вдоха или с внезапным выдохом. Нарушение речевого дыхания у детей со стертой дизартрией выражается в недостаточном количестве вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, в укороченном речевом выдохе, а также в отсутствии формирования взаимосвязанных механизмов между речевым дыханием и вокализацией. Зачастую объем выдыхаемого воздуха недостаточен для произношения всей фразы, речь прерывается, и в середине слова ребенок судорожно дышит.
В эмпирической части исследования мы провели эксперимент на базе …. Возраст детей на момент эксперимента 6 лет. В нем приняли участие 4 человека (2 мальчика и 2 девочки). Все дети имеют заключение стертая форма дизартрии. Дети посещают логопедическую группу детского сада.
Работа проводилась в индивидуальные часы работы воспитателя и ребенка. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. В процессе обследования установлен индивидуальный контакт. В перерывы между экспериментом давали ребенку отдохнуть (раскраски, игрушки).
Анализ результатов показал, что при недостаточном речевом дыхании страдает громкость, четкость, наблюдается малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха, нечеткая дикция.
1. Андреев, Ю.А. Твое волшебное дыхание. / Ю.А. Андреев. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 152 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей/ Е.Ф.Архипова. – М., 2007. – 150 с.
4. Беккер, К.Л. Логопедия / К.Л. Беккер, М.Н. Совак. – М.: Медицина, 1984. – 288 с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
6. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
7. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. – М.: Школа – пресс, 1999. – 78 с. 3. Винарская, Е.Н. Дизартрия: учебно– методическое пособие /Е.Н. Винарская. – М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
8. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников: книга для логопедов / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов педагогических факультетов высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2003. – 483 с.
10. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у младших школьников в игре / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2005.– 96 с.
12. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией / А.В.Дуплинская // Дошкольное воспитание, 2008. – №5. – С. 85– 91.
13. Ермолаев, В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. – М.: Медицина, 1970. – 272 с.
14. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа. – 2008. – 1104 с.
15. Ингерлейб, М.Б. Путеводитель по дыхательным гимнастикам: анализ известных методик / М.Б. Ингерлейб. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 313 с.
16. Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – Екатеринбург. – 1992. – 320 с.
17. Лавров, Н.Н. Дыхание по Стрельниковой / Н.Н. Лавров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 128 с.
18. Лаврова, Е.В. Логопедия: основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
19. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – С– Пб.: Образование, 1994. – 94 с.
20. Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Речевые и нервно– психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Образование, 1987. – 264 с.
21. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения : учебное пособие / Л.В.Лопатина // Дошкольное воспитание аномальных детей. 1986. – №2. – с.20– 28.
22. Лопухина, И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи / И.С.Лопухина. – С– Пб.: Дельта, 1999. – 224 с.
23. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / И.И. Лосева. – Р-н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. – 85 с.
24. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2-е изд. / А.И. Максаков. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 156 с.
25. Максимов, И. Фониатрия / И. Максимов. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
26. Меньшикова, Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья / Г.В. Меньшикова. – СПб.: Сова. – 2008, – 64 с.
27. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
28. Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) : методическое пособие / Н.В.Нищева. – С– Пб.: ДЕТСТВО– ПРЕСС, 2007. – 352 с.
29. Паров, Ю. Азбука дыхания: пер. с нем. И.Н. Громыко / Ю. Паров. – Мн.: Полымя, 1988. – 47 с.
30. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И.А. Поварова. – СПб: Союз, 2001. – 224 с.
31. Савкова, З.В. Техника звучащего слова / З.В. Савкова. – СПб: СПбГУКИ, 1997. – 95 с.
32. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учебное пособие. / А.В.Семенович. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 283 с.
33. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии / И.А.Смирнова // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 8. – 43– 57 с.
34. Соломатина, Г.Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба / Г.Н. Соломатина // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 17 – 25.
35. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия : методическое пособие / Т.А.Ткаченко. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248 с.
36. Фатеева, Н.М. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией / Н.М. Фатеева [и др.] // Специальное образование. – 2010. – № 2. – С. 44 – 50.
37. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие / Н.И. Федюкович. – изд. 2-е. – Р-н/Д.: Феникс, 2003. – 416 с.
38. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников : учебное пособие / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 1993. – 124 с.
39. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : учебное пособие / М.Ф.Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 210 с.
40. Цвынтарный, В.В. Радость правильно говорить / В.В. Цвынтарный. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 111 с.
41. Шабала, Я. Заикание: причины и коррекция / Я. Шабала // Пралеска. – 2006. – № 7. – С. 46 – 50.
42. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : методическое пособие / Г.Р. Шашкина. – М.: Просвещение, 2005. – 152 с.
43. Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. – М.: В. Секачев, 2009. – 271 с.
44. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2006. – 128 с.
45. Янушко, Е. Развитие речевого дыхания / Е. Янушко // Практическая психология и логопедия. – 2009. – № 3. – С. 39 – 51.
46. Янушко, Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет / Е. Янушко. – М.: Теревинф, 2007. – 232 с.