ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.2. Роль педагога в воспитании детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада
1.3. Методы, средства и формы социального воспитания младших дошкольников в группе детского сада
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Диагностика уровня социальной воспитанности детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада
2.2. Методическая разработка программы по социальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Социальное воспитание детей младшего дошкольного возраста – это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для адаптации личности в современном обществе. Именно дошкольный возраст является периодом повышенной восприимчивости детей к общечеловеческим ценностям и активного социального развития. В свою очередь, социальное воспитание младших дошкольников долгое время не являлось актуальным для учреждений дошкольного образования.
Изучением развития личности в дошкольном возрасте занимались Л.И. Божович, Л.C. Выгодский, B.B. Зеньковский, A.B. Запорожец. Теоретические основы социального воспитания детей дошкольного возраста разработаны A.M. Арсентьевой, H.И. Болдыревой, H.K. Гончаровой, C.A. Козловой, A.M. Щетининой. Методологические основы социального воспитания освещены в работах Л.B. Коломийченко, A.B. Мудриком, M.Д. Горячевым.
Несмотря на многочисленные работы, проблема социального воспитания недостаточно разработана в практическом аспекте, что порождает явные противоречия между процессами в современном обществе, создавшими условия для проявления инициативы педагогов в социальном воспитании младших дошкольников, и неготовностью к этой роли дошкольной образовательной организации.
Проблема воспитания подрастающего поколения все больше привлекает внимание педагогов и психологов. Прежде всего, обществу на данном этапе развития необходима личность, которая способна быть гибкой, волевой, активной, толерантной, творческой, разносторонней, способной осваивать нечто новое за короткие сроки. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам социального воспитания детей. Понятие социального воспитания дошкольников, как правило, является комплексным, включающем разные аспекты воспитания дошкольников. Именно поэтому важно изучение методов, форм и способов социального воспитания дошкольников. Сам процесс воспитания дошкольников начинается уже в период младшего дошкольного возраста. Как показывает современная педагогическая практика, организация социального воспитание в младшей группе детского сада закладывает основы для дальнейшего воспитания детей. Исходя из этого формируется актуальность данного исследования.
Объект исследования – воспитание детей младшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
Предмет исследования – социальное воспитание детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Цель работы – разработать программу социального воспитания детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада.
Для достижения поставленной цели на решение был выдвинут следующий ряд задач:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст является важным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте дети активно формируют первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстников. Формирование данных навыков происходит более благополучно в критериях подходящего педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные ощущения, идеи и способности, которые сформируются у детей в данном возрасте, нравственный навык, который они скапливают, будут почвой их последующего нравственного развития.
В младшем дошкольном возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. «К трем годам ребенок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения» [5, c. 59].
Его общение становится более самостоятельным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять эту же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [2, c. 31].
Игра оказывает значительное влияние на ребенка. Прежде всего в игре дети учится общаться с друг другом, подчинятся правилам и управлять своим поведением.
Главным содержанием игровой деятельности младших дошкольников считаются манипуляции с игрушками и предметами. Длительность игры в этом возрасте очень мала. Младшие дошкольники ограничены игрой с одной или же 2-мя ролями. Игры с правилами в данном возрасте лишь только начинают формироваться [1, c. 49].
Третий год жизни ребенка является переходным в его развитии. Это еще маленький ребенок, который имеет много общего с детьми предыдущего этапа и который требует особого осторожного и внимательного отношения со стороны взрослых, но в то же время у него есть качественно новые возможности в овладении навыками, в формулировании идей, в накоплении личного опыта поведения и деятельности. Для детей трех лет свойственна интенсивная забота к выполнению работы без поддержки взрослого человека, проявление примитивных типов вербальных суждений о находящейся вокруг среде, формирование новых форм отношений, постепенный переход к групповой форме игровой деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Диагностика уровня социальной воспитанности детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада
В рамках данной курсовой работы было проведено исследование уровня социальной воспитанности младших дошкольников на базе ГУО «Ясли-сад № 96 г. Гродно».
Основной задачей ГУО «Ясли-сад № 96 г. Гродно» как учреждения дошкольного образования является социальное воспитание. Прежде всего, это связанно с заказом общества и государства. Социально воспитание ребенка в детском саду представляет собой процесс усвоения ребенком общечеловеческих ценностей, процесс накопления ребенком опыта взаимодействия с окружающим миром: людьми, природой, искусством и с самим собой.
В ходе беседы с педагогическим составом учреждения дошкольного образования было выявлено, что педагоги детского сада стремятся к активному сотрудничеству и привлечению родителей к вопросам социального воспитания. Формы работы с родителями разнообразны: консультации, беседы, родительские собрания. В данном учреждении дошкольного образования созданы все возможности для воспитания у дошкольника норм и правил поведения в обществе. Работая с детьми, воспитатели уделяют должное внимание вопросам воспитания поведения дошкольников на занятиях, в играх, в труде. Главными задачами педагогов является не только дать воспитанникам знания о принятых правилах и нормах поведения, но и их осознанное понимание. В группе воспитатели стремятся создать благоприятный климат для восприятия положительных понятий, также, как и отрицательных. Во всех видах детской деятельности детям объясняются правила поведения.
Каждый день, приходя в детский сад, дети здороваются, прощаются, убирают на место игрушки после игры, моют руки, одеваются на прогулку и раздеваются после, учатся проявлять аккуратность. Во всех этих действиях дети усваивают нормы поведения в коллективе. В свободной игровой деятельности педагог учить детей делится игрушками, не жадничать, благодарить.
Огромную роль в успешном социальном воспитании играет педагогический коллектив, состоящий из воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя. Воспитатели в процессе социального воспитания дошкольников формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих ребенка людях, природе. Педагоги стремятся воспитывать социальные чувства и социальные качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период младшего дошкольного возраста является наиболее значимым этапом развития и формирования личности ребенка. Это обусловлено тем фактом, что именно в этот возрастной период ребенок начинает знакомиться и постепенно усваивать общепринятые социальные нормы. Этот возраст также связан с переходом в новую социальную среду. Теперь ребенок учиться контактировать, общаться и выстраивать отношения не только с родителями, близкими и родными, но и с другими взрослыми, а также, что наиболее значимо в данном дошкольном возрасте, со сверстниками.
В данном исследовании была дана психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста, в ходе которой были определены и теоретически обоснованы важные изменения в развитии личности младшего дошкольника, а также выявлены наиболее значимые новообразования, характерные для младшего дошкольного возраста.
Анализ научной и методической литературы позволил определить роль педагога в воспитании детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада, которая является одной из самых значимых в воспитании и развитии ребенка. Педагог, на ровне с родителями, становится достаточно значимой фигурой в жизни ребенка. Неправильный подход к воспитанию и общению с младшим дошкольником со стороны педагога может стать результатом будущих трудностей во взаимодействии ребенка с окружающими.
На основе теоретической анализа были изучены методы, средства и формы социального воспитания младших дошкольников в группе детского сада. Следует заметить, что данный перечень методов, средств и форм социального воспитания младших дошкольников не является полным и единственно верным, однако, отражает наиболее значимые и часто используемые методы, средства и формы социального воспитания. Важен как индивидуальный подход к каждому воспитаннику детского сада, так и групповая работа, и взаимодействие всех детей младшей дошкольной группы.
На базе ГУО «Ясли-сад № 96 г. Гродно» была произведена диагностика уровня социальной воспитанности детей младшего дошкольного возраста в группе детского сада, в ходе которой было заключено, что исследуемой группы детей младшего дошкольного возраста характерен средней уровень социальной воспитанности. Это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения новой программы по социальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Такая программа была разработана в рамках данной курсовой работы и подробно описана в пункте 2.2. Основная цель разработанной программы заключается в улучшении социального воспитания детей младшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
1. Айсина, P., Дедкова, B., Хачатурова, E. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду, 2003. – № 5. – C. 49-53.
2. Арнаутова, E.П. Практика взаимодействия семьи и детского сада: учеб. пособие. – M.: Владос, 2008. – 138 c.
3. Баюта, M.Б. Возрастная психология: учеб. пособие. – M.: Логос, 2011. – 306 c.
4. Буре, P.C. Социально - нравственное воспитание: метод. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – M.: Мозаика - синтез, 2011. – 64 c.
5. Волков, Б.C. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу / Б.C. Волков. – M.: Владос, 2017. – 368 c.
6. Воронин, A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / A.C. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 c.
7. Выготский, Л.C. Педагогическая психология: научное издание. – M.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 c.
8. Голованова, H.Ф. Воспитание и социализация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Речь, 2004. – 272 c.
9. Запорожец, A.B. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. – М.: Просвещение. 2011. – 220 c.
10. Зырянова, C.H. Каратаева, H.A. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – M.: Шадринск, 2011. – 217 c.
11. Кирюхина, H.B. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практич. пособие – M.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 c.
12. Куликова, T.A. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – M.: Академия, 2007. – 416 c.
13. Морозова, O.П. Хрестоматия по педагогике: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – M.: Барнаул, 1999. – 198 c.
14. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник и практикум для бакалавров. – M.: Юрайт, 2016. – 420 c.
15. Щетинина, A.M. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 c.
16. Щукина, E.Г. Технологии воспитательного процесса. – M.: Новая школа, 2007. – 96 c.
17. Щуркова, H.E. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – M.: Аркти, 2014. – 134 c.