ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках
1.2 Развитие познавательной активности учащихся на первой ступени общего среднего образования посредством использования самостоятельной работы
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика навыков самостоятельной работы младших школьников
2.2 Внедрение системы заданий для самостоятельной работы учащихся во время уроков на первой ступени общего среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Организация и управление самостоятельной работой – это сложная задача, которая ставиться непосредственно самим учителем в педагогическом процессе. Воспитание активно и самостоятельной личности должны рассматриваться как неотъемлемая часть образования учащихся. Это одна из важнейших задач каждого учителя [10, c. 18].
Вопрос о субъективности учащихся уже давно поднимается в педагогической литературе. Из истории педагогики известно, что этим вопросом уже занимались древнегреческие ученые: Сократ, Платон, Аристотель. Они глубоко и всесторонне доказали важность спонтанного, активного и самостоятельного приобретения ребенком знаний. О необходимости формирования самостоятельности писал еще K. Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности. Большой вклад в развитие теории самостоятельности и творческой деятельности учащихся в учебном процессе внесли как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи, среди которых можно выделить следующих исследователей: Ю. K. Бабанский, M. A. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, M. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, M. H. Скаткин, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, B. B. Давыдов, Л. B. Занков, H. A. Менчинская, A. H. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, И. A. Зимняя, Ю. A. Коноводова и др. Согласно общему мнению вышеупомянутых авторов, наиболее эффективным средством развития и воспитания творчески активной и самостоятельной личности является самостоятельная работа [7, c. 4].
При этом важно заметить, что изначально включение самостоятельной работы в учебный процесс преследовало, как правило, цель активизации работы обучаемых и обеспечение приобретения ими более прочных знаний. Однако в настоящее время самостоятельной работе уделяется значительно большее внимание, что можно аргументировать тем, что выпускнику современной школы, вуза, любого учебного заведения, чтобы не отстать от жизни, предстоит непрерывно пополнять и обновлять полученные во время обучения знания, решать новые задачи.
ГЛАВА 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках
Сократ, Платон и Аристотель в своих работах глубоко и всесторонне демонстрируют важность спонтанного, активного и самостоятельного приобретения детьми знаний. При этом они исходят из того, что развитие человеческого мышления может успешно развиваться только в процессе самостоятельной деятельности, совершенствования личности и развития ее способностей через самосознание.
Один из ведущих педагогов, П. И. Пидкасистый, в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» дает следующее определение: «Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство логической и психологической организации» [17, c. 73].
В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующие определение: «Самостоятельная работа…, учебно-познавательная деятельность, направленная на изучение языка или фактов культуры страны изучаемого языка, осуществляемая без непосредственного контакта с учителем (преподавателем) и управляемая с помощью специальных учебных материалов» [3, c. 287].
Педагог-психолог И. A. Зимняя определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время [8, c. 328].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Диагностика навыков самостоятельной работы младших школьников
Исследование проводилось в ГУО «Большеберестовицкая средняя школа имени C.O. Притыцкого». В исследовании принимало участие 24 человека в возрасте 9–10 лет, обучающиеся в 3 классе. Вся диагностическая работа проводилась в октябре 2020 года.
Цель исследования – диагностика уровня развития навыков самостоятельной работы младших школьников. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Диагностирование исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
- Выявление уровня сформированности общих учебных умений.
- Подбор практического материала для организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
- Выявление динамики изменения качества знаний по школьным предметам посредством использования самостоятельной работы.
В ходе исследования применялись такие методы: наблюдение, беседа с учителем, анкетирование, тестирование учащихся.
Беседа с учителем
Цель: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Познавательная активность – это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.
Следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:
Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.
Пятое условие – самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.
Практический опыт показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
1. Андреев, B. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / B. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 431 c.
2. Бардин, K. B. Как научить детей учиться. Учебная деятельность, её формирование и возможные нарушения / K. B. Бардин. – M.: Нар. Асвета, 1973. – 144 c.
3. Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол. : M. A. Мовзон. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014. – T.2. – 736 c.
4. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов / под редакцией A. B. Петровского. – M.: Просвещение, 2013. – 480 c.
5. Дайри, H. Г. Обучение истории в старших классах. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения / H. Г. Дайри. – M.: Просвещение, 1965. – 441 c.
6. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – M.: Учпедгиз, 1961. – 238 c.
7. Жарова, Л. B. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л. B. Жарова. – M.: Просвещение, 1986. – 204 c.
8. Зимняя, И. A. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. A. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 c.
9. Коджаспирова, Г. M. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учеб. пособие для студ. пед. училищ и коллеждей / Г. M. Кожаспирова – Минск: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 c.
10. Коноводова, Ю. A. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе. Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. / Ю. A. Коноводова. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — 106 c.
11. Метельский, И. B. Как поставить перед учащимися учебную задачу. Начальная школа / И. B. Метельский – M.:, 2004. – 87 c.
12. Мухина, B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B. C. Мухина. – M.: Академия, 2000. – 452 c.
13. Педагогика / Г. Нойнер [и др.]; под общ. ред. Ю. K. Бабанского. – Минск, 1984. – 368 c.
14. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – M.: Пед. общ-во России, 1998. – 640 c.
15. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учеб.заведений / B. A. Сластенин [и др.]. – M.: Школе-Пресс, 2000. – 384 c.
16. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, B. И. – M.: МГПИ, 1978. – 326 c.
17. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И. П. Подласый. – Минск: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 c.
18. Селиванов, B. C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / B. C. Селиванов – M.: Знание, 2010. – 391 c.
19. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / под редакцией Л. Г. Петерсона. – M.: Проспект, 2010. – 460 c.
20. Столяренко, Л. Д. Педагогика для студентов колледжей / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2000. – 448 c.
21. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов – 3-е изд., перераб. и доп. – M.: Юристъ, 1997. – 512 c.
22. Хуторской, A. B. Современная дидактика: Учебник для вузов / A. B. Хуторской. – СПб.: Питер, 2011. – 470 c.
23. Шамова, T. И. Активизация учения школьников / T. И. Шамова – M.: Знание, 2011. – 315 c.
24. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина – M.: Просвещение, 1971. – 123 c.