Введение
Глава 1 «Пилатес» как система физического воспитания
1.1 Общая характеристика системы «пилатес»
1.2 Оздоровительное действие упражнений системы «пилатес»
1.3 Содержание основных принципов выполнения упражнений по системе «пилатес»
Глава 2 Особенности использования упражнений системы «пилатес» на занятиях с различным контингентом
2.1 Пилатес как реабилитационная система
2.2 Методические особенности выполнения упражнений системы пилатес базового, начального, среднего и повышенной сложности уровней
2.3 Примерный комплекс упражнений по системе «пилатес» для самостоятельных занятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность. Наличие в современном обществе сложных социальных, экономических и экологических проблем негативно отражается на развитии подрастающего поколения и здоровье всей нации в целом. В то же время мы являемся свидетелями стремительного развития оздоровительного направления физической культуры.
Здоровье человека рассматривается в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности. Приоритетной задачей государственной политики является — укрепление здоровья населения средствами физического воспитания и спорта.
Несмотря экспериментальные данные, свидетельствующие о пользе двигательной активности, совместных усилий различных организаций, всего лишь двадцать процентов населения нашей страны вовлечено в регулярные занятия различными формами двигательной активности. При таком положении требуются кардинальные изменения в системе преподавания физической культуры, которая будет уделять внимание оздоровлению населения.
В этих условиях для изменения сложившейся ситуации необходима коррекция и обновление существующих программ подготовки и повышения квалификации специалистов сфере оздоровительной тренировки.
На сегодняшний день система пилатес является одной из эффективных форм в оздоровительном фитнесе. Основной организационной формой реализации потенциалов оздоровительного направления в социально-культурной деятельности в нашей стране являются спортивно-оздоровительные и фитнес-центры. Однако в современных условиях это направление оздоровительной работы с населением является наименее изученной, и поэтому не очень эффективной. Наибольшую озабоченность вызывают показатели физической подготовленности и здоровья молодых людей. Возникает необходимость активизации мотивационной сферы молодежи к двигательной активности и улучшению показателей здоровья.
Глава 1 «Пилатес» как система физического воспитания
1.1 Общая характеристика системы «пилатес»
Система упражнений пилатес сегодня уже не является инновационной формой физической активности и/или новой системой оздоровления и тренировки. Во всем мире пилатес известен и популярен уже много лет – первая студия появилась в Нью- Йорке в 1923 году. В России впервые занятия пилатесом были организованы в 2001 году, и за это время пилатес получил большую популярность и завоевал большое количество последователей в нашей стране. (2-56 с).
Система упражнений пилатес была разработана Джозефом Убертусом Пилатесом. Джозеф пилатес разработал 34 базовых упражнения. Большим успехом его система пользовалась у танцоров и балетмейстеров.
В 1945 году вышла книга Джозефа Пилатеса «Возвращение к жизни». Само название книги выразило истинную природу нового метода упражнений: здоровый образ жизни с помощью «пробуждения тела через движение и сознания через осознанную мысль».
Возникновение система пилатес имело свои предпосылки.
Джозеф Пилатес родился в 1883 году в Германии, был болезненным ребенком. Однажды в 9 лет он в очередной раз пожаловался отцу, что над ним издеваются в школе, и услышал от него фразу, которая изменила всю его жизнь: «Ты сам хозяин своей судьбы. Ты можешь и дальше жаловаться или пойти и что-нибудь сделать».
Джозеф начал изучать анатомию, йогу, гимнастику и боевые искусства. И в подростковом возрасте, проникнувшись древнегреческими представлениями об идеале человека, здорового телом, разумом и духом, составил для себя уникальную гимнастику. Тренировки помогли Джозефу не только избавиться от болезней, но и построить пропорциональное тело - так, что он даже стал позировать студентам художественного училища.
Глава 2 Особенности использования упражнений системы «пилатес» на занятиях с различным контингентом
2.1 Пилатес как реабилитационная система
В юношеском возрасте происходит окончательное формирование организма, его функций и систем. И адекватные физические нагрузки могут способствовать увеличению функциональных резервов, компенсации нарушенных функций. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию имеет свои особенности и заслуживает особого внимания. На занятия приходят занимающиеся каждый со своим заболеванием и уровнем физической подготовленности.
Исходя из выше сказанного, следует, что для проведения занятий физической культурой наиболее универсальными являются занятия упражнениями по системе пилатес. Преимущества этой системы упражнений в том, что любой занимающийся с разным уровнем подготовки получит комплексное воздействие на все группы мышц. Пилатес – один из самых безопасных видов тренировки. При занятиях задействуется чрезвычайно большое количество мышц (от кончиков пальцев рук до пальцев ног), работают все крупные и мелкие группы мышц. Такой подход обеспечивает оздоровление и гармоничное развитие организма в целом. (6-23 с).
Пилатес особенно полезен тем, у кого есть проблемы опорно-двигательного аппарата и позвоночника (нарушения осанки, остеохондрозы, травмы, межпозвонковые грыжи и боли в суставах). Регулярные занятия по данной методике нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А у людей, страдающих нестабильным артериальным давлением, оно быстро нормализуется. Поскольку пилатес изначально создавался как реабилитационная методика, он имеет сходные с лечебной физической культурой показания и противопоказания. Зная противопоказания и ограничения в выполнении определенных упражнений, каждый занимающийся сможет дифференцировать свою нагрузку.
Заключение
Таким образом, проведя теоретический анализ литературы можно сделать следующие выводы:
1. Система упражнений пилатес - это не только популярная система оздоровительных упражнений, но и своего рода философия, основанная на гармоничности человеческой сущности – единстве и равновесии здоровья, физических, умственных и духовных качеств человека.
2. Система упражнений пиплатес состоит их элементов различных спортивных направлений и стилей от йоги до китайской акробатики, но при этом имеет отличительные особенности, благодаря которым выделяется на фоне разнообразных и многочисленных систем тренировок и оздоровления.
Во время занятий пилатесом задействованы практически все группы мышц, это не просто набор упражнений, а особый подход к движениям, система нормализует работу мышц тела, помогая им прийти к балансу напряжения и расслабления. Упражнения учат осознанно двигаться, понимать, как осуществляется движение и как организм реагирует на это движение, тело ощущается, как единое целое. Упражнения способствуют координации работы мышц пресса и глубоких мышц позвоночника, отвечающих за осанку, занимающиеся соответственно учатся избавляться от стереотипов в движениях и формирует здоровую осанку.
3. По мере накопления опыта и повышения уровня физической подготовки посредством освоения базового комплекса системы упражнения Пилатес, когда освоены основные элементы техники, присутствует осознанное применение основополагающих принципов Пилатеса, в частности боковое дыхание, в таком случае целесообразно переходить на новый уровень упражнений.
4. Все упражнения выполняются без учета времени, акцент смещен на технику выполнения упражнений, концентрацию внимания и дыхание. Учет времени осуществляется в промежутках отдыха для восстановления.
1. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 c.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
3. Билич, Г.Л. Анатомия человека / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2015. - 224 c.
4. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
5. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М.М. Боген. - М.: КД Либроком, 2014. - 230 c.
6. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: Учебник в 2 томах. / Ю.К. Гавердовский. - М.: Советский спорт, 2014. - 600 c.
7. Донцов, А. Конструктор тела. Силовые и фитнес-тренировки .Год: 2015. Издательство: Питер Страниц: 144.
8. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для ВУЗ ФК. / М.Ф. Иваницкий. - М.: Советский спорт, 2015. - 624 c.
9. Исаковиц, Р. Анатомия пилатеса / Р. Исаковиц, К. Клиппингер ; пер. с англ. С. Э. Борич. – Минск : Попурри, 2012. – 240 с.
10. Капилевич Л.В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Капилевич. - Люберцы: Юрайт, 2016. 141 c.
11. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
12. Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. т.1 организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. 447 c.
13. Остин, Д. Пилатес для вас / Д. Остин; пер. с англ. В. И. Гродель. – 2-е изд. – Минск : Попурри, 2006. – 320 с.
14. Робинсон, Л. Пилатес – управление телом : Уникальное пособие по пилатесу для фитнеса и здоровья : официальный учебник / Л. Робинсон, Х. Фишер, Ж. Нокс ; пер. с англ. П. А. Самсонова. – Минск : Попурри, 2005. – 272 с.
15. Сайлер, Б. Совершенствование тела по методу Пилатеса / Б. Сайлер. – М. : АСТ Астрель, 2004. – 177 с.
16. Тудор, О. Бомпа, Карло А. Буццичелли. Периодизация спортивной тренировки Издательство: Спорт. 2016.- 123 с.
17. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
18. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
19. Шутова, Т.Н., Гульханова А.А., Бетмирзаев М.А. Особенности атлетической гимнастики для студенток со специальной медицинской группой // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории ипрактики: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред кол.:О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7).С. 214–218.
20. Шутова, Т.Н., Заппаров Р.И., Нуцалов Н.М. Атлетическая гимнастика в развитии физических качеств студентов / Педагогика ипсихология: актуальные вопросы теории и практики: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред кол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС«Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 218–223.