ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИТБОЛ-АЭРОБИКИ
1.1 Общая характеристика и специфика фитбол-аэробики
1.2 Оздоровительное значение (эффект) упражнений с использованием гимнастического мяча
1.3 Структура и содержание занятий фитбол-аэробикой
2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИТБОЛ-АЭРОБИКЕ
2.1 Методы подбора и разновидности гимнастических мячей
2.2 Основные исходные позиции (положения) фитбол-аэробики
2.3 Особенности методики проведения занятий фитбол-аэробикой с различным контингентом занимающихся
3 КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ
3.1 Классификация программ фитбол-аэробики по целевому признаку
3.2 Классификация гимнастических упражнений в фитбол-аэробике
3.3 Классификация ОРУ без предметов, сидя на мяче
3.4 Классификация ОРУ с использованием предмета-мяча
4 КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТБОЛАХ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЗИЦИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранения и укрепления здоровья сложна и многогранна и сегодня является одной из самых острых проблем современного общества.
Здоровье как целостное социально-психологическое явление – это комплексный критерий и индикатор качества жизни. Снижается физическое состояние, уровень психофизической культуры, что связано с резким увеличением информационного и эмоционального напряжения, что приводит к значительному ухудшению психического самочувствия, усилению стресса, отчуждению.
Физическое и психическое состояние, а также уровень физического состояния во многом зависит от форм и методов образовательного процесса, от организации специализированной образовательной системы, ориентированной на формирование культуры здоровья.
На основе методических рекомендаций и современных подходов к формированию культуры здоровья, здорового образа жизни внедреяется система оздоровления физкультурно-оздоровительной формы – фитбол.
Именно данные вышеуказанные аспекты обусловили выбор темы и актуальность исследования.
Объект исследования: фитбол-аэробика, а предмет – методика проведения занятий фитбол-аэробикой.
Цель работы: охарактеризовать методику проведения занятий фитбол-аэробикой. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения фитбол-аэробики
2. Описать методику проведения занятий по фитбол-аэробике.
3. Привести классификацию упражнений и занятий фитбол-аэробикой.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез, обобщение и систематизация) методы.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, и методы исследования), трех глав (проанализированы теоретические аспекты изучения фитбол-аэробики, описана методика проведения занятий по фитбол-аэробике и приведена классификация упражнений и занятий фитбол-аэробикой), заключения (подведены итоги исследования), списка использованных источников (22 источника).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИТБОЛ-АЭРОБИКИ
1.1 Общая характеристика и специфика фитбол-аэробики
Сегодня существует множество видов аэробики. Людей привлекают его навыки и доступность Всего существует около 200 программ аэробики. Благодаря большому количеству упражнений и опытному руководству тренера, аэробика не только влияет на здоровье человека, но и помогает в личном развитии. Одно из самых популярных направлений – фитбол-аэробика.
Фитнес-аэробика – это упражнение со специальным мячом большого размера. Во многих странах такие программы используются уже более полувека, а в России им всего 8 лет. В переводе с английского, мяч для футбольной денежной поддержки, используется в оздоровительных целях.
Когда-то этот вид аэробики считался иностранцем, но сейчас это самый популярный вид. И это довольно разумно. Во-первых, этому виду аэробики очень легко научиться, во-вторых, фитбол-аэробика особых ограничений нет. Упражнения, фитбол-аэробики помогают развить тренировку вестибулярного оборудования, координацию движений и работу равновесия. Он также активирует моторно-висцеральные рефлексы и положительно влияет на обмен веществ в организме [3, с. 17].
Фитбол-аэробика отличается эмоциональной насыщенностью упражнения, простотой и гибкостью применяемых методов, возможностью контролировать и контролировать состояние здоровья обучаемых, музыкой, пластикой выполняемого упражнения. Прежде чем заниматься фитнес-аэробикой, необходимо оценить свои способности (состояние здоровья, уровень физической подготовки и т. Д.). Наилучших результатов можно достичь при систематическом обучении под руководством тренера с учетом интересов и способностей обучаемого. Фитбол -аэробика – самый простой, но в то же время эффективный вид тренировок. Люди с разным уровнем подготовки могут работать в одной группе, и физическая активность будет индивидуальной для каждой. Чтобы приучить себя быть регулярным, постарайтесь начать с малого, так как это образ жизни, который длился всю жизнь, и который вырабатывался десятилетиями, что усложняет изменение формы в мгновение ока. Итак, начните с двух-трех упражнений в неделю. И вам не нужно двигаться вперед, двигаться счастливо со скоростью спринта. Так что у вас будет больше времени. Футбол был выбран физиотерапевтом Сюзанной Клинфогельбак в 50-х годах прошлого века. Итак, второе название – Swiss Ball Сначала его использовали только в лечебных целях – для реабилитации больных с заболеваниями центральной нервной системы, т.е. для лечения больных церебральным параличом. В 1963 году Акилино Козани, владелец небольшой кукольной фабрики в итальянском городе Оспо, сделал огромный шар, который считался развлечением для детей, но в середине 1990-х годов британский физиотерапевт Мэри Квинтессен сделал первый для британцев.
2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИТБОЛ-АЭРОБИКЕ
2.1 Методы подбора и разновидности гимнастических мячей
Фитбол – большой гимнастический мяч, сделанный из резины. Этот универсальный тренажер активно используется в пилатесе, йоге, фитнесе, аэробике и оздоровительной физкультуре. Занятия с гимнастическим мячом очень эффективны, поскольку во время упражнений активно работают мышцы спины, ягодиц, рук, бедер и живота. Перечислим основные разновидности.
1. Классический гладкий мяч подойдет как для расслабления, так и для тренировок высокой интенсивности.
2. Фитбол с шипами. Он покрыт небольшими шариками, обеспечивающими массажный эффект и усиливает кровообращение.
3. Мяч с ручками, на котором легко удерживать равновесие. Такие модели чаще всего выбирают для детей, беременных женщин и новичков.
4. Специальные фитболы для детей – небольшие шары, декорированные мультяшными картинками.
Ключевым параметром при выборе фитбола является его размер. Чтобы выполнять упражнения с правильной амплитудой и получить положительный эффект, следует учитывать, что угол между ногами и бедрами в положении сидя должен быть идеально прямым (90 градусов). Таким образом, нагрузка будет на мышцы, а не на суставы. По этой причине один и тот же швейцарский мяч может не подойти людям разного роста и веса:
1. Для комплекса развивающих упражнений для малышей подойдет детский фитбол диаметром 45 см.
2. Подросткам и людям ростом 140-150 см будет удобно использовать мяч диаметром 55 см.
3. Людям среднего роста (от 155 до 170 см) рекомендуется покупать мяч среднего диаметра – 65 см.
4. Если рост 170-190 см, нужно покупать большой мяч диаметром 75 см.
5. Для самых высоких людей производители делают шары диаметром 85 см.
Если вы не знаете свой точный рост, существует простая методика, с помощью которой вы легко сможете подобрать мяч по размеру. Оптимальный диаметр фитбола также определяется длиной руки, почти 1 к 1. Итак, если длина руки начинающего спортсмена меньше 55 см, следует выбирать наименьший диаметр. Если линейка имеет диапазон 56-65 см, подойдет средний фитбол. Обладателям длинных рук, размером 66-75 см от плеча до кончиков пальцев, стоит присмотреться к большим шарам диаметром 75 см [7, с. 34-46].
Если говорить об ограничениях по весу, то для гимнастических мячей характерен порог статической нагрузки 150-200 кг, а для активных упражнений вес человека не должен превышать 120-150 кг.
3 КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАНЯТИЙ ФИТБОЛ-АЭРОБИКОЙ
3.1 Классификация программ фитбол-аэробики по целевому признаку
По целевому признаку выделяют следующие виды программ:
1. С целью профилактики и коррекции различных видов заболеваний (опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и т.д.)
2. Развитие двигательных способностей (силы, скорости, ловкости, выносливости)
3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и равлечения [6, с. 21].
3.2 Классификация гимнастических упражнений в фитбол-аэробике
Средства для фитбол-аэробики позволяют выбрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемых с музыкальным сопровождением, в зависимости от направленности педагогических задач: на развитие мышечной силы, гибкости, скорости движения, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные группы мышц, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Первая группа представлена «Гимнастическими упражнениями». Он включает в себя различные виды ходьбы, бега и прыжков, а также общеразвивающие упражнения (GD), выполняемые с целью улучшения и развития моторики [12, с. 254].
Вторая группа упражнений на фитболе – «Базовые движения аэробики». При записи и проведении оздоровительных программ профессионалы используют определенные названия (термины) для каждого конкретного движения. Поскольку термины заимствованы из зарубежных источников, названия используются на английском языке.
Для облегчения тренировки специалисты выделили небольшую группу базовых шагов, на основе которых строятся блоки и комбинации аэробных упражнений.
В фитбол-аэробике можно использовать следующие основные шаги, которые хорошо адаптированы к специфике упражнений с мячом:
1. March – марш (шаги на месте).
2. Step-touch – приставной шаг.
3. Knee-up – колено вверх.
4. Lunge – выпад.
5. Kick – выброс ноги вперед.
6. Jack (jamping jack) – прыжки ноги врозь-вместе.
7. V-step [17, с. 15-16].
Основные шаги можно модифицировать и получать сложные по координации связки движений, которые соединяются в интересные комбинации.
4 КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТБОЛАХ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЗИЦИЯХ
1 Комплекс.
• Исходное положение – сидя на фитболе, руки к плечам. Производительность:
1 – руки фитбола;
2 – вернуться в исходное положение.
• Исходное положение - лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.
Производительность:
1-2 – наклониться вперед, не сгибая ног, ладонями фитбола;
3-4 – вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).
• Исходное положение – сидя на фитболе, руки по бокам от фитбола.
Производительность:
1-2 – согните правую ногу и поставьте стопу на фитбол;
3-4 –вернуться в исходное положение.
То же с другой ногой (повторить 3-5 раз).
• Исходное положение – сидя на фитболе, руки на поясе. Производительность:
1-2 –наклонитесь вперед, коснитесь рукой правой стопы;
3-4 – вернуться в исходное положение.
То же в другую сторону (повторить 3-4 раза).
• Исходное положение – сидя на полу спиной к фитболу, держа фитбол руками.
Производительность:
1-2 – выпрямить ноги;
3-4 – согните ноги (повторить 4-6 раз).
• Прыжки по фитболу и ходьба на месте. Смена направлений.
• Повторите упражнение 1.
2 комплекс.
«Хлопок». Исходное положение – лицом к фитболу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Фитбол-аэробика – это занятия со специальным мячом большого размера. Этот вид аэробики достаточно прост в освоении, а во-вторых, фитбол-аэробика не имеет особых противопоказаний. При выполнении упражнений резиновый мяч создает упругие колебания и выступает в роли амортизирующей опоры, снимая избыточную нагрузку с позвоночного столба. В работу одновременно включаются вестибулярный, двигательный и зрительный аппараты. Во многих упражнениях участвуют мышцы-стабилизаторы, которые помогают вам сохранять равновесие. Упражнения фитбол-аэробикой способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развитию координации движения и функции равновесия., активации моторно-висцеральных рефлексов и положительным образом влияет на обмен веществ в организме. При выполнении упражнений мяч издаёт вибрацию и амортизационные функции, которые улучшают кровообращение, обмен веществ и микродинамику в межпозвонковых дисках, что благотворно влияет на разгрузку позвоночного столба, мобилизацию его отделов и коррекцию кифозов и лордозов. Все занятия по фитбол-аэробике составляются согласно педагогическим принципам. По своему содержанию они должны соответствовать- возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню здоровья и физического развития, а также решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания. Занятия должны отвечать интересам занимающихся, быть динамичными, познавательными, включать инновационные технологии обучения и разнообразные средства оздоровительных методик и фитнес- технологий. Все эти требования являются основными для проведения современных занятий фитбол-аэробикой. Занятия по фитбол аэробике делятся на три части: подготовительную, основную и заключительную. При выборе упражнений необходимо определить последовательность выполнения, количество и соразмерность их в частях занятия, чтобы наилучшим образом решать общие и частные задачи. Все упражнения в частях занятия располагаются согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
2. В каждом занятии осуществляется единство содержательного, методического и организационного компонентов.
1. Авдасева, Н.В. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях / Н.В. Авдасеева, Н.В. Клемешова // сборник статей V международной научной конференции, 21 апреля 2009 года. Харьков-Белгород-Красноярск, 2009. – С. 3-5.
2. Виес, Ю. Фитнес для всех / Ю. Виес. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 104 с.
3. Гавердовский, Ю.К. Аэробика или дискотека (полемические заметки) / Ю.К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 9. – С. 16-24.
4. Горбунова, О.В. Повышение показателей двигательных и координационных способностей у учащихся старших классов средствами фитбол-аэробики / О.В. Горбунова, Т.В. Стеблий // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 7. – С. 14-19.
5. Зябина, Е.Ю. Здоровье – в движении / Е.Ю. Зябина, О.И. Муравов. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения СССР, 1991. – 249 с.
6. Каюров, В.С. Книга учителя физической культуры / В.С. Каюров, И.П. Савинков. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 73 с.
7. Киселев, П.А. Меры безопасности на уроках физической культуры (все для учителя физической культуры) / П.А. Киселев. – Волгоград: Экстремум, 2004. – 98 с.
8. Кузьмина, С.В. Развитие физических способностей детей младшего школьного возраста и повышение интереса к урокам физической культуры средствами фитбол-аэробики / С.В. Кузьмина // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 3. – С. 57-60.
9. Левченкова, Т.В. Малыши на мячах / Т.В. Левченкова, О.Ю. Сверчкова. – М.: Центр Фит- бол, 2005. – 130с.
10. Лисицкая, Т.С. Аэробика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 216 с.
11. Мельникова, О.В. Фитбол-аэробика как средство повышения уровня физической подготовленности студенток / О.В. Мельникова, С.В. Корнеева, И.А. Комкова // Человек. Спорт. Медицина. – 2014. – № 2. – С. 26-29.
12. Мякинченко, Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 302 с.
13. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС,2003. – 215 с.
14. Пономарев, Г.Н. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста / Г.Н. Пономарев, С.В. Кузьмина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 2. – С. 37-39.
15. Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей / В.А. Романенко. – Донецк: ДонНУ, 2005. – 290 с.
16. Сайкина, Е.Г. Фитбол-аэробика для детей: Танцы на мячах / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 24 с.
17. Сайкина, Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация ее упражнений / Е.Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 7. – С. 14-19.
18. Сбитнева, О.А. Использование фитбол-гимнастики для оздоровления студентов / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3. – С. 67-75.
19. Синяков, А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А.Ф. Синяков. – М.: Знание, 1987. – 219 с.
20. Тихомирова, И.В. Фитнес для ленивых: фитбол дома / И.В. Тихомирова. – СПб.: Невский проспект, 2004. – 76 с.
21. Ткачук, В.Г. Вариативность физиологических показателей в механизме адаптации биосистем / В. Г. Ткачук, Б. Петрович // VII Междунар. науч. конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: материалы конф. – Т. 2. – М.: Спорт Академ Пресс, 2003. – С. 182-183.
22. Учебное пособие по аэробике на мячах (А-бол аэробика). – М.: Федерация аэробики России, 2000. – 32 с.