Формирование навыков социального взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи на учебных занятиях
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование навыков социального взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи на учебных занятиях»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование навыков социального взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи на учебных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях
1.1 Понятие «социальное взаимодействие» на учебных занятиях
1.2 Направления деятельности по формированию навыков социального взаимодействия
1.3 Трудности формирования навыков социального взаимодействия у детей с ТНР
Выводы по первой главе
Глава 2. Особенности работы по формированию навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях
2.1 Способы формирования навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях по русскому языку и литературе
2.2 Система работы по формированию навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях по русскому языку и литературе
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
В настоящее время школьное образование, являясь важным этапом обучения человека, направлено на обеспечение ребенка полным набором компетенций. Коммуникативная компетентность и ее формирование находится в центре внимания педагогов в силу своей значимости во всех сферах жизни человека. В современном обществе предъявляются высокие требования к коммуникативной деятельности, необходимости воспитания творческого человека, который сможет находить решения в различных жизненных ситуациях, грамотно выражать свои мысли, мыслить нестандартно.
Школа долгое время была ведущим фактором социализации личности. Выявление особенностей социализации учащихся с особыми потребностями является актуальной задачей организации эффективной педагогической помощи для их личностного развития, развития педагогических условий для преодоления трудностей социализации в условиях учебного заведения. Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей социального развития учащихся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V типа, отмечается, что эффективность коррекции речевой терапии и социальное развитие учащегося во многом зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) овладение техникой общения происходит с опозданием, гораздо позже по сравнению с их сверстниками. Наблюдение за детьми в процессе коррекционно-педагогической работы помогло определить наличие трудностей в построении процессов коммуникативного взаимодействия, опыта детей, связанного с нереализованной потребностью в свободном общении. Дети с нарушениями речи не спонтанно развивают навыки общения, а в процессе целенаправленной работы.
Суть речевой терапии заключается в том, чтобы, с одной стороны, усилить осознание ребенком себя как субъекта общения, а также усилить восприятие сверстника как партнера взаимодействия, с другой стороны, развить у ребенка способность воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (эмоционально-мимические, пантомимические, жестикуляционные, вербальные). Одним из основных направлений работы логопеда является формирование коммуникативной компетентности, которая позволит сформировать у ребенка способность свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения, реализовать свою идею в различных коммуникативных ситуациях.
В сложном комплексе нарушений развития у детей с ТНР, наблюдается не только отставание в формировании речевых способностей, но и часто двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, отсутствие когнитивных способностей. В связи со спецификой речевых нарушений, социальное развитие учащихся формируется неправильно. Для учащихся с тяжелым недоразвитием речи характерны: отсутствие коммуникабельности, неспособность к установлению и развитию эмоциональных связей, снижение имитационной активности, самостоятельности, низкий уровень формирования навыков самообслуживания, нестабильное внимание, повышенное умственное истощение, усталость, поведенческие расстройства [1, с.288].
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях
1.1 Понятие «социальное взаимодействие» на учебных занятиях
Сегодня, как никогда ранее, существует потребность в новом типе социальных связей и человеческих отношений, характеризующихся не репрессиями, враждой и соперничеством, а сотрудничеством, гармонией и доверием. Усилилось противоречие между потребностью членов общества во взаимодействии на демократических принципах, в творческом сотрудничестве и противостоянии, которое проявляется во всех сферах реальных человеческих отношений [3, с.122].
Рассмотрим более подробно данные определения:
1. Взаимодействие – это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом друг от друга. Любое взаимодействие предполагает наличие как минимум двух участников – взаимодействующих. Поэтому взаимодействие – это вид действия, отличительной чертой которого является ориентация на другого человека.
2. Социальное взаимодействие – это система взаимозависимых социальных действий, в которой действия одного субъекта являются как причиной, так и следствием взаимных действий других. Оно происходит, когда люди взаимно, относительно глубоко, неуклонно и регулярно влияют друг на друга, в результате чего происходит не только обновление, но и, как правило, изменение социальных отношений [4, с.58].
Под социальным взаимодействием понимается система взаимозависимых социальных действий, связанных циклической причинно-следственной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием взаимных действий других субъектов. Это означает, что каждое социальное действие обусловлено предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий. Таким образом, социальные действия являются звеньями неразрывной цепи, называемой взаимодействием. Общаясь с друзьями, коллегами по работе, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия, которые еще более разнообразны по формам проявления, чем социальные действия.
Важную роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, которую отдельные лица и социальные группы связывают друг с другом, прежде чем совершить социальные действия. Такие ожидания могут быть эпизодическими и неопределенными в случае краткосрочного взаимодействия, скажем, одной даты, случайной и неповторяющейся встречи, но могут быть и стабильными в случае часто повторяющихся или ролевых взаимодействий [7, с.33].
Глава 2. Особенности работы по формированию навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях
2.1 Способы формирования навыков социального взаимодействия у детей с ТНР на учебных занятиях по русскому языку и литературе
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) чтение является чрезвычайно важным. Оно знакомит их с жизнью, помогает понять и правильно оценить явления, осознать себя, найти свое место в жизни. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы воспитать у детей с нарушениями речи потребность в чтении, привить любовь к книге. На каждом уроке в специальной школе выполняется комплекс заданий, направленных на реализацию требований программы и коррекцию недостатков развития учащихся, т.е. на уроках объяснительного чтения в целом и внеклассного чтения в частности выполняются воспитательные, образовательные и корректирующие задания [11, с.22].
Для формирования определенного уровня социального взаимодействия у детей с ТНР необходимо освоить определенный уровень социальной компетентности. Коммуникативная компетентность состоит из коммуникативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникативных навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.
Коммуникативная компетентность – умение применить знания, умение успешно действовать на основе практического опыта в решении задач общего характера, в том числе и в определенной широкой области, включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями вокруг них, умение работать в группе, владение различными социальными ролями в команде. Учащийся с ТНР должен уметь представиться, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию [11, с.22].
Учащиеся с ТНР не умеют, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Часто они пытаются заменить живую культурную речь стандартными повседневными выражениями лица и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Учащиеся пассивны на уроках русского языка и с трудом делают самостоятельные, связные, обобщенные устные и письменные заявления. Несмотря на базовые лингвистические и литературные знания, приобретенные в процессе школьного образования, учащиеся продолжают писать сочинения, которые не соответствуют задаче, поставленной в теме текста, совершают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи.
Нарушения речи негативно влияют на развитие коммуникативного процесса ребенка.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что социальное взаимодействие представляет собой это система взаимозависимых социальных действий, в которой действия одного субъекта являются как причиной, так и следствием взаимных действий других. Мы определили, что социальное взаимодействие является основополагающим фактором в рамках формирования учебной деятельности, т.к. оно обусловлено как особенностями взаимодействия между учащимися, так и особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик». Особенности социального взаимодействия оказывают влияние на процесс обучения и дальнейшего взаимодействия с разными категориями обучающихся, что определяет конкретную мотивацию к процессу общения.
Социальное взаимодействие состоит из отдельных действий, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (права и обязанности), роли, социальные отношения, символы и значения.
Социальное взаимодействие представляет собой важное направление в реализации оптимальных качеств личности детей. Для формирования оптимального уровня навыков социального взаимодействия используются следующие стратегии: включение детей в общее игровое пространство, целенаправленная отработка данных, а также провокация социального взаимодействия между детьми.
Формирование социальных навыков у детей с ТНР имеет свои собственные специфические черты, которые отражают особенности логопедической работы с данной категорией детей. Для данной категории детей необходимо выделить структуру формирования данных навыков: понимание ребенком структуры, затем – привыкание к участию в ситуации, затем – формирование интереса к другим сверстникам и, наконец, попытки самостоятельного взаимодействия с ними. Данная структура характерна для детей с ТНР, так как навыки социального взаимодействия с детьми у них нарушены.
Для формирования оптимального опыта детей с ТНР в рамках социального взаимодействия на уроках русского языка и литературы, в основном, используются игровые и групповые технологии. Данные технологии помогают оптимальному включению детей с ТНР в систему общения с детьми без отклонений в развитии речи.
Мы определили, что уроки русского языка и литературы одной из своих целей ставят формирование социальной компетентности учащихся. Основными методами достижения данной цели являются проектные, интернет-технологии, игровые, технологии критического мышления и т.д.
В основном, для детей с ТНР для социального взаимодействия, на уроках русского языка и литературы, в основном, используются коллективные и групповые формы работы. Мы видим, что в рамках занятий по русскому языку и литературе для учащихся с ТНР, можно использовать эти формы работы как средство взаимодействия между детьми с ТНР и детьми с нормальным речевым развитием.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 672 с.
2. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи / З.Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 330 c.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. – М.: Наука, 2010. – 335 с.
4. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 235 с.
5. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного и младшего возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
6. Баль, Н. Н. Коррекция нарушений речи у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Баль, С. П. Хабарова, И. С. Зайцев. – Мн. : БГПУ, 2009. – 104 с.
7. Виноградова, Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа / Н.Л. Виноградова. – Волгоград, 2009. – 236 с.
8. Выготский, Л. С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики / Л. С. Выготский. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2016. — 222 с.
9. Гераськина, Г.К. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи / Г.К. Гераськина. – М.: Секачев В., 2014. – 631 c.
10. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. — CПб.: Pечь, 2004. — 272 c.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2001. — 332 с.
12. Зайцев, И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология. – 2003. – № 5. – С.107–115
13. Иваненко, С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения/ С.Ф. Иваненко. – М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
14. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Мн.: БГПУ, 2006. – 60 с.
15. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1998. – 224 с.
16. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2007. – С. 62-67.
17. Лещинская, Т. Л. Лисовская Т. В. Механизмы социального включения ребенка с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями [Электронный ресурс] // Специальное образование Выпуск № XI. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsilnogo-vklyucheniya-rebenka-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-psihofizicheskimi-narusheniyam
18. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. – 2012. – № 2-3. – С.11-22
19. Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа младшего школьного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 946 c.
20. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М.: Академия, 2012. — 255 с.
21. Сорокин, П.А. Система социологии / П.А. Сорокин. – М.: Академия, 2013. – 155 с.
22. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей младшего школьного возраста / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
23. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Мн.: НИО, 2008. – 144 с.
24. Филичева, Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников и младших школьников. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева – М.: Секачев В., 2018. – 417 c.
25. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей младшего школьного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты