Особенности формирования читательский деятельности у учащихся с трудностями в обучении
Академия последипломного образования
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности формирования читательский деятельности у учащихся с трудностями в обучении»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Особенности формирования читательский деятельности у учащихся с трудностями в обучении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Организация: Азделинский детский сад базовая школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация трудностей в обучении по обусловленности психологических причин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Текст «Как я поймал раков» (А.Н. Корнев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели выполнения заданий учащимися 2 класса с трудностями в обучении (экспериментальная группа).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Карта психолого-педагогического обследования ребёнка.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
1.1. Сущность понятия читательская деятельность в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития детей с трудностями в обучении
1.3. Педагогические условия формирования навыков читательской деятельности у детей с трудностями в обучении
Выводы
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по формированию читательской деятельности у учащихся с трудностями в обучении
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Проблема формирования читательской деятельности до XIX века не выдвигалась на первый план. Процесс обучения чтению был направлен на научение детей механическому озвучиванию текста. К середине XIX в. сложилось противоречие между формируемым навыком механического озвучивания текста и необходимостью понимать прочитанный текст. Первые попытки разрешить это противоречие связаны с практическим методом преподавания языка Ф.И. Буслаева. В течение минувших лет прослеживается высокий процент увеличения числа детей 8-12 лет, у которых наблюдаются проблемы в овладении умением чтения. Одной из задач проблем начального изучения и формирования читательской деятельности представляется подготовка к быстрому осмысленному чтению. Данная задача выступает в качестве основной задачи в образовании, воспитании и многостороннем формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Сложности формирования у учащихся младших классов с трудностями в обучении связаны с оригинальностью психических процессов и с отклонениями в развитии речи. Для детей с трудностями в обучении характерны ограниченное понимание окружающего мира, отсутствие интеллектуальных интересов и слабая мотивация, а также длительные трудности в формировании гибкого синтеза восприятия, произношения и понимания содержания прочитываемого материала. Часто учащиеся данной категории не интересуются читаемым текстом, не стремятся понять его содержание, не могут самостоятельно установить самые простые конкретные связи.
Проблема формирования читательской деятельности у учащихся младших классов с трудностями в обучении рассматривается на протяжении многих лет не только у особенных детей, но и у детей с нормальным развитием. В то же время эту тему изучали такие известные ученые, как Р. Якобсон, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, С.Л. Рубинштейн, Т.Г. Егоров, А.К. Аксенова, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования читательской деятельности у учащихся с трудностями в обучении
1.1 Сущность понятия читательская деятельность в психолого-педагогической литературе
Такое понятие, как «читательская деятельность» является относительно новым. Оно учитывается в работах различных психологов, педагогов, учителей. Необходимо различать понятия «читательская деятельность» и «чтение». А.А. Гречихин в своей работе «Социология и психология чтения» пишет, что в разных трудах описывается несколько научных понятий читательской деятельности, но до сих пор никто не вывел ее единой теории. Предложенные ранее варианты понятий читательской деятельности, по мнению ученого, в основном отражали только частные аспекты читательской деятельности. По мнению автора, необходимо создать типологическую модель читательской деятельности [6, с. 215]. Такую модель предложил А.А. Гречихин. Его модель читательской деятельности состоит из трех структурных блоков: формирование круга чтения: потребности, цели, поиск информации, отбор и систематизация; чтение в процессе творческой деятельности – чтение-просмотр, глубокое чтение, динамическое чтение; формы и методы воссоздания результатов чтения – книги, заметки на полях; составление журналов для чтения и библиографических пособий; реферирование.
По мнению автора концепции, из всех строительных блоков модели, именно чтение отражает только второе. Функция первого блока заключается в создании целенаправленного процесса удовлетворения потребности в получении необходимых источников информации. Третий блок выполняет функцию обеспечения эффективности процесса, которая достигается с помощью различных методов и форм фиксации результатов чтения [6, с. 217].
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской деятельности у учащихся с трудностями в обучении
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте участвуют зрительные, речевые, слуховые и речеслуховые анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «наиболее сложные механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». Чтение начинается с визуального восприятия, распознавания и узнавания букв. На этом основании буквы соответствуют определенным звукам, и звук, воспроизводящий изображение слова, воспроизводится, и он читается. И наконец, благодаря соотношению звуковой формы слова и его значения, чтение становится понятным. Таким образом, в процессе чтения условно можно выделить два аспекта: технический и семантический, что является основной целью процесса чтения. В технике принято характеризовать навык чтения, называя его четырьмя качествами: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, что влияет на смысл чтения.
Беглость – это скорость чтения, которая определяет понимание прочитанного. Эта скорость измеряется количеством символов, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов за 1 минуту).
Сознательность чтения в методологической литературе последнего времени интерпретируется как понимание намерений автора, осознание художественных средств, которые помогают реализовать эту идею, и понимание его собственного отношения к тому, что он прочитал.
Выразительность это умение передать речь. Учащиеся имеют базовое представление о работе и свое отношение к ней.
Заключение
Модель читательской деятельности состоит из трех структурных блоков: формирование круга чтения: потребности, цели, поиск информации, отбор и систематизация; чтение в процессе творческой деятельности; формы и методы воссоздания результатов чтения. В процессе читательской деятельности читатель развивается как личность, субъект, индивидуум в диалогическом взаимодействии с другими субъектами в конкретном социуме опосредованно и непосредственно.
Трудности в обучении обычно основаны на дифференцированных нарушениях восприятия, двигательных навыков и интегративных функций. В связи с этим специальное исследование сложных показателей зрительного восприятия поможет выявить, незрелость каких из них влияет на всю сложную функциональную систему письма, чтения, счета. Одной из важнейших интегративных функций, определяющих формирование основных навыков обучения, является зрительная и двигательная координация. В этой связи важно их дальнейшее изучение, чтобы ответить на вопрос, который определяет возникновение трудностей в обучении: дефицит каждой из этих функций в отдельности или их взаимодействие.
Педагогические условия формирования навыков читательской деятельности у детей с трудностями в обучении это совокупность факторов, представляющих единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса. Со стороны педагога это качественная подготовка учащихся младшего школьного возраста с трудностями в обучении к самостоятельной читательской деятельности. Со стороны ученика это активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование умений, знаний и навыков чтения.
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Анавьев. – Известия АПН РСФСР, 1950. – 106 с.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – М. : Ось-89, 1997. – 128 с.
3. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. – М. : Просвещение, 2005. – 513 с.
4. Васильева, М. С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. – М. : Педагогика, 2007. – 89 с.
5. Выготский, JI. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1999. – 143 с.
6. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М. : Просвещение, 1963. – 341 с.
7. Иншакова, О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова. – Санкт-Петербург : Гном, 2007. – 142 с.
8. Калинина, И. Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов / И. Л. Калинина. – М. : Флинта, 2001. – 53 с.
9. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург, 2007. – 34 с.
10. Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М. : Ось, 1989. – 23 с.
11. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – Ростов-на-Дону : «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.
12. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
13. Логопедия в школе: учебно-практическое пособие / под ред. В С. Кукушкина. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2010. – 56 с.
14. Логопедия : учебник для студентов дефект.пед. выш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
15. Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н. П. Локалова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : «Ось-89», 2003. – 96 с.
16. Парамонова, Л. Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л. Г. Парамонова. – М. : АСТ : СПб. : Сова, 2009. – 464 с.
17. Петрусинский, В. В. Игры для интенсивного обучения / В. В. Петрусинский. – М. : Прометей, 2005. – 285 с.
18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
19. Русецкая, М. Н. Нарушения чтения у младших школьников / М. Н. Русецкая. – СПб. : КАРО, 2007. – 192 с.
20. Рыбалко, Е. Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте / Е. Ф. Рыбалко // Учёные записки ЛГУ. № 265: Серия философских наук. 2009. – №16. – 162 с.
21. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
22. Шевченко, С. Г. Новое в коррекционно-развивающем детей с трудностями в обучении / С. Г. Шевченко // Дефектология. – 2001. – №4. – С. 21-24
23. Шевченко, С. Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах / С. Г. Шевченко // Дефектология. – 2006. – №1 – С. 17-25
24. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Киев : Радяньска школа, 1961. – 219 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Классификация трудностей в обучении по обусловленности психологических причин.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Текст «Как я поймал раков» (А.Н. Корнев).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Показатели выполнения заданий учащимися 2 класса с трудностями в обучении (экспериментальная группа).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Карта психолого-педагогического обследования ребёнка.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты