Использование методических приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения у учащихся 3 класса
МГПК (Минский городской педагогический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование методических приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения у учащихся 3 класса»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Использование методических приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения у учащихся 3 класса
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №12, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика уровня развития навыков аналитического (смыслового) чтения.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы развития аналитического чтения учащихся 3 класса
1.1 Сущность понятий «чтение», «аналитическое чтение»
1.2 Особенности сформированности аналитического чтения у учащихся 3-го класса
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование пути, методы, условия и формы приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения учащихся в 3 классе
2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования
2.2 Результат экспериментального исследования
2.3 Эффективные методические приемы для развития аналитического чтения на уроках литературного чтения у учащихся 3 класса
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Введение
В последнее время широко обсуждается такая проблема, как снижение интереса к чтению. Заинтересовать детей интересной книгой, а также увлечь их чтением произведений, данных в программе по литературе, становится всё сложнее.
В процессе обучения привлечь к чтению детей можно с помощью эффективных интерактивных приемов, которые «позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе» [1, с.22].
Значение книг в жизни человека остается огромным. И в 21 веке – в веке высоких технологий – приобщение к хорошей литературе, развитие читательских навыков также необходимо, как и в прошлые века. Однако, доступность информационных средств замедляет у учащихся процесс чтения и интерес к нему. Но основным из условий успешной учебы детей является овладением всеми навыками чтения. Даже когда дети овладели навыком беглого чтения, правильного чтения, то не всегда учащейся понимает содержание и смысл читаемого. Поэтому тема использование методических приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения учащихся весьма актуальна.
Объект нашего исследование – аналитическое чтение учащихся в 3 классе.
Предмет: методические приемов развития аналитического чтения учащихся 3 класса.
Цель: выявить эффективные методические приемы для развития аналитического чтения на уроках литературного чтения у учащихся 3 класса.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблемы развития аналитического чтения учащихся 3 класса
1.1 Сущность понятий «чтение», «аналитическое чтение»
Чтение – это вид речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звук и восприятие воспринимаемой информации. Причины расстройств чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, который в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций [22, с.16].
С психофизиологической точки зрения (В.Г. Ананьев, А.Н. Карпова, Б.А. Карпов, А.И. Исаев, А.Р. Лурия, В.И. Насёнова, А.Н. Скворцова, Л.С. Цветкова и др.) нарушения чтения обусловлены слабым сенсорно-акустическо-моторным и оптико-моторным уровнями, недостатком межаналитического взаимодействия [2, с.11].
С психологических позиций (Демьянов Ю.Г., Каше Г.А., Ковшиков В.А., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Подобед В.Л., Спирова Л.Ф., Цыпина Н.А., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. и др.) нарушения чтения обусловлены недостаточным формированием сенсорно-акустического и оптико-моторного уровней). Нарушение чтения обусловлено отсутствием психических функций, определяющих нормальный процесс чтения: визуальный анализ и синтез, пространственные представления, психические процессы, фонемический анализ и синтез, фонемические представления, представления о морфологическом составе слов, лексико-грамматические обобщения [3, с.36].
В психолингвистическом аспекте чтение рассматривается как впечатляющий вид речевой деятельности, суть которой заключается в переходе от восприятия печатного текста к пониманию его содержания, смысла.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование пути, методы, условия и формы приемов на уроках литературного чтения для развития аналитического чтения учащихся в 3 классе
2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 учащихся 3-го класса в возрасте 8-9 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности применяемых форм и приемов деятельности в рамках развития аналитического чтения учащихся 3-го класса.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития аналитического чтения у детей 3-го класса на констатирующем этапе эксперимента.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что чтение вид речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звук и восприятие воспринимаемой информации. Аналитическое чтение представляет собой осмысленное восприятие текста, направленное на анализ и оценку деталей текста.
Аналитическое чтение представляет собой важное направление в обучении детей младшего школьного возраста. Аналитическое чтение способствует пониманию глубокого смысла произведения, формирование определенного эмоционального отношения ребенка к художественному произведению. Нами были выделены основные способы и приемы развития аналитического чтения в младшем школьном возрасте, такие как беседа, составление плана, иллюстрации, наброски, пересказ и т.д.
С целью определения уровня развития навыков аналитического чтения у детей 3-го класса, нами было проведено экспериментальное исследование, при помощи методики диагностики уровня развития смыслового (аналитического чтения). Нами было определено, что для данной категории детей, в основном, характерным является средний уровень развития навыков аналитического чтения.
После проведения констатирующего этапа исследования, нами была проведена формирующая работа для повышения уровня развития навыков аналитического чтения у детей данной категории.
После проведения формирующей работы нами было проведено повторное исследование при помощи той же методики диагностики навыков аналитического чтения.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено значительное повышение уровня развития навыков аналитического чтения у детей младшего школьного возраста, в частности, у учащихся 3-го класса.
1. Анисимов, В.М. Методика преподавания русского языка в начальных классах / К.Е. Андреева. – Якутск: Форум, 2011. – 123 с.
2. Андреев, О.А. Учимся читать быстро / О.А. Андреев. – М.: «Университетское», 2012. – 192 с.
3. Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа».
2014. – №10. – С. 36
4. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах М.И. Оморокова. – М.: Педагогика, 2007. – 236 с.
5. Горецкий, В.Г. Контрольные работы по чтению в начальных классах / Л.И. Тикунова. – М.: Академия, 2006. – 265 с.
6. Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей /Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
7. Джежелей, О.В. Помогай-ка / О.В. Джежелей. – М.: Академия, 1995. – 214 с.
8. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2007. – 69 с.
9. Зайцев, В. Н. Резервы быстрого чтения / В.Н. Зайцев. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
10. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе / С.Г. Калашникова. – Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
11. Калинина, И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С.11-25
12. Климанова, Л.В. Обучение чтению в начальных классах // Начальная школа. – 2009. – № 18. – С.13-36
13.Крылова, И.К. Упражнения для формирования навыка чтения // Начальная школа – 2011. – № 8. – С.11-22
14. Козырева, А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения // Начальная школа. – 1990. – №3. – С. 67-69.
15. Коренюк, Л. Ю. О специальных занятиях по выразительному чтению / Л.Ю. Коренюк. – М.: Дело, 2007. – 140 с.
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В.Г. Горецкий – М.: Академия, 2010. – 258 с.
17. Новикова, Н.Н. Пути становления механизма чтения на уроке // Начальная школа –2012. – №12. – С.15-28
18. Оморокова, М.И. Совершенствование навыка чтения в начальных классах / М.И. Оморокова. – М.: Академия, 2009. – 236 с.
19. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. – М.: Академия, 2007. – 265 с.
20. Павлова, Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников / Л.А. Павлова – М.: Академия, 2007. – 265 с.
21. Рализаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т.Г. Рализаева. – СПб.: Специальная литература, 2004. – 198 с.
22. Рудыка, Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С.15-22
23. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа. – 2005. – №2. – С.11-22
24. Стручаева, Т.М. Подготовка студентов к руководству процессом формирования навыков чтения // Начальная школа. – 2004. – № 12. – С.15-26
25. Шигина, С.Ю. Говорим и читаем выразительно / С.Ю. Шигина. – Владикавказ, 2002. – 112 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика уровня развития навыков аналитического (смыслового) чтения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты