ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности образовательного процесса на 1 ступени общего среднего образования
1.2 Особенности использования дидактических игр в образовательном процессе на 1 ступени общего среднего образования
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательному учреждению необходима такая организация своей деятельности, которая бы обеспечила развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и т.д.
В современном учебном процессе назрела острая необходимость в расширении методологических возможностей в целом и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая способна сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом и исследовательском уровне, но и повседневные этапы изучения учебных дисциплин.
Вовлечение в привычный мир игры, создает позитивную эмоциональную окраску, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другая положительная сторона игры заключается в том, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усвоенный учениками материал проходит своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры сейчас возрастает из-за перенасыщения современного мира информацией. Актуальной задачей образовательного учреждения является разработка независимой оценки и подбор полученной информации. Одной из форм обучения, развивающей такие навыки, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях и во внеурочное время. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех этапах изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на повышение образовательной активности [1, с.158].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности образовательного процесса на 1 ступени общего среднего образования
Современное образование в нашей стране находится в процессе качественных изменений, обусловленных потребностями общества и государства. В этой связи педагогические условия определяются как комплекс мер, направленных на повышение эффективности педагогических процессов и явлений, в том числе модель формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся в образовательном пространстве школы. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические условия – это целенаправленно созданная среда, в которой в тесном взаимодействии представлены психолого-педагогические факторы, способствующие формированию проектно-исследовательской компетентности учащихся в образовательном пространстве школы [2, с.156].
По мнению В.Б. Бондаревского образовательный процесс – это совокупность образовательных и самообразовательных процессов, направленных на решение проблем образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом [3, с.158].
Образовательный процесс в начальной школе имеет свои особенности, каждая из которых является описанием структурных элементов общей системы образования:
- целевой компонент;
- компонент содержания;
- компонент деятельности - взаимодействие субъектов обучения;
- организация взаимодействия с социальной и природной средой;
- организационно-управленческий компонент [6, с.33].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА 1 СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методика исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №11» г. Минска. В исследовании приняли участие 15 учащихся 1 класса в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 5 (33%) мальчиков и 10 (67%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: эмпирически обосновать особенности использования дидактических игр на первой ступени образования.
Задачи исследования:
1. Определить особенности ознакомления детей с приемами образования чисел в пределах 10.
2. Определить уровень ознакомления детей с составом числа 10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что первый год обучения в школе – один из самых сложных периодов жизни ученика. Первый класс включает в себя интенсивную умственную работу, интенсивное внимание, концентрированные уроки и относительно неподвижное положение тела. Первоклассники развивают основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь).
Обучение детей первого класса отличается от процесса обучения в более высоких уровнях образовательного процесса. Нами было отмечено, что данные показатели отражают основные аспекты формирования личности ребенка в процессе перехода от игровой к учебной и образовательной деятельности.
В дидактической игре обучающие и познавательные задания взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры особое внимание следует уделять наличию в уроках развлекательных элементов: поиск, сюрприз, угадывание и т.д.
Если в учебном процессе систематически используются различные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игры: выбирают игру, контролируют правила и действия, оценивают поведение игроков. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего образования детей.
С целью определения особенностей использования дидактических игр в рамках образовательного процесса на начальной ступени образования, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики «Живой уголок» и «Числа, бегущие навстречу друг другу».
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: «Прогресс», 2010. – 258 с.
2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2009. – 258 с.
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2011. – 258 с.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2010. – 269 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2009. –269 с.
6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / Е.М. Орлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. –147 с.
7. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2012. – №1. – С.15-22
8. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2013. – №6. – С.15-22
9. Кабанова, Л. В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков // Нач.шк. – №1. – 2010. – С.15-28
10. Кочетов, Н.С. Нестандартные уроки в школе / Н.С. Кочетов. – М.: Учитель, 2010. –258 с.
11. Мастюкова, Е.М. Развивающие игры для младших школьников / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2011. – 258 с.
12. Махлах, Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Надеждиной. – М.: Академия, 2011. – 269 с.
13. Миллер, С. Психология игры / С. Миллер. – СПб: Университетская книга, 2009. –128 с.
14. Минскин, Е.М. От игры к знаниям / Е.М. Минскин. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
15. Никитин, Б.П. Ступени творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
16. Петрова, И. А. Использование игры в учебном процессе // Нач. шк. – №3. – 2009. – С.15-28
17. Плешаков, А.А. Программа и тематическое планирование / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010. – 257 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Академия, 2011. – 154 с.
19. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр / Под. ред. Акшиной. – М.: Академия, 2012. –258 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. –125 с.
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2011. – 258 с.
22. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2011. – 247 с.
23. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 369 с.
24. Эльконин Д.Б. Учебная деятельность - ее структура и формирование / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 258 с.
25. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2010. – 269 с.