ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие об адаптации учащихся к обучению школе
1.2 Возрастные особенности детей в период поступления в школу
1.3 Социально-психологические признаки дезадаптированности учащегося
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по успешной социально-психологической адаптации к школе первоклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня в нашем обществе на первом плане стоит необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, саморазвития задатков и творческого потенциала личности, ее способностей, создание для этого наиболее благоприятных условий. Успешная реализация перечисленных аспектов тесно связана с проблемой адаптации первоклассников к обучению. Это одна из наиболее актуальных проблем современной начальной школы.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот период сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает эмоциональную сферу. Успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка в значительной степени зависит от благополучия адаптационного периода при поступлении в школу.
Перед поступлением детей в школу у родителей зачастую возникают сомнения, смогут ли их дети учиться в ней без каких-либо трудностей, найти общий язык со сверстниками и учителем. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к развитию личности ребенка, развитию его навыков общения со сверстниками и взрослыми. Не готовый к школе ребенок будет испытывать трудности в адаптации к новым правилам поведения, что отразиться не только на его школьных успехах, но и в системе отношений к другим и к себе.
В возрастной и педагогической психологии социально-психологическая адаптация школьников рассматривается в тесной связи с процессами психического развития и личностного становления в различные возрастные периоды, с процессами обучения, воспитания и социализации в период школьного онтогенеза.
С одной стороны, в работах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) рассмтариваютсяварианты варианты нормального психического развития ребенка на разных возрастных этапах, которые обеспечивают процесс его адаптации в обществе.
С другой стороны, в научной психолого-педагогической литературе имеются сведенья, указывающие на то, что адаптация как динамический процесс прогрессивного видоизменения функциональных систем,
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Понятие адаптации учащихся к обучению школе
Адаптация представляет собой естественное состояние индивида, которое проявляется в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
В работе И.В. Дубровиной отмечается, что при легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя [4, с. 120].
При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У них адаптация заканчивается к концу первого полугодия. У отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями.
По мнению И.С. Кона особое внимание к школьной адаптации объясняется тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие [8, с. 113].
В работе И.А. Милославовой отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации ребенок усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [14, с. 136].
Под социально-психологической адаптацией понимается процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого объективные общественные формы и условия жизнедеятельности превращаются в адекватные (или неадекватные, в случае дезадаптации) индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации [12, с. 142].
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации к школе первоклассников.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей социально-психологической адаптации к школе первоклассников с помощью тестирования;
3) обработка данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 15 г. Могилев».
Выборка исследования: 20 учащихся 1 класса и 20 учащихся 2 класса. Возраст испытуемых 6-8 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования:
1. Анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника Л. В. Беловой. Назначение анкеты: изучение уровня школьной адаптации первоклассников. Анкета представляет собой список 10 вопросов, которые учащийся оценивает по шкале 0, 1 и 3 балла (Приложение Б). Анкета позволяет оценить уровень школьной адаптации и мотивацию к обучению в школе: высокий, средний, низкий.
2. С целью оценки общении со взрослыми использовалась анкета для родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», включающая в себя десять особенностей поведения ребенка. Отношение ребенка к чужому человеку позволяет выявить особенности отношения дошкольника к учителю. Взрослым предлагалось отметить особенности поведения характерные для его ребенка положительным знаком (« + »), и отрицательным (« – ») если особенность поведения не характерна для его ребенка. Положительные ответы родителей суммировались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психологической литературы показал, что адаптация к школе представляет собой сложный поэтапный процесс, привыкание ребенка к новым для него условиям школы. Этапа адаптации к школе являются: ориентировочный, неустойчивое приспособление, период относительно устойчивого приспособления. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различного рода факторы (внешние и внутренние). При высоком уровне адаптации к школе первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, занимает в классе благоприятное статусное положение.
В старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения. К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению –желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Социально-психологическими признаками дезадаптированности учащегося являются: негативное отношение к учителю и одноклассникам, нарушения поведения (конфликтное поведение или агрессивные реакции), резкое проявление отрицательных эмоций, отставание в усвоении учебной программы, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение, отрицательное отношение сверстников. Дезадаптированные учащиеся характеризуются повышенной тревожностью, чрезмерно высокий уровень которой рассматривается как дезадаптивная реакция, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности.
Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации к школе первоклассников показало, что у первоклассников уровень школьной адаптации ниже, чем у учащихся 2 класса.
1. Арбузова, Е. С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е. С. Арбузова, А. В. Цветков // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 265-267.
2. Безруких, М. М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М. М. Безруких // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 24-31.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2003. – 464 с.
4. Данченкова, С. Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С. Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
5. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
6. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.
7. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
8. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
9. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
10. Крыжановская, Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н. В. Крыжановская, Л. А. Малкеян // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
11. Крыжановская, Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников / Н. В. Крыжановская, Е. В. Буркова // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 11-15.
12. Кузьмина, А. А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе / А. А. Кузьмина, Т. Е. Таранушенко // 2006. – № 2. – С. 10-14.
13. Кулагина, И. О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И. О. Кулагина, С. В. Гани // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 113-123.
14. Литвиненко, Н. В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н. В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 54-58.
15. Литвиненко, Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н. В. Литвиненко // Известия ВГПУ. – 2007. – № 1. – С. 35-39.
16. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У. Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). – Новосибирск, 2012. – С. 123 – 126.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 608 с.
18. Редлих, С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С. М. Редлих, Р. Е. Пономарев // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 117-119.
19. Рослякова, Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н. И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 66. – С. 314-315.
20. Сабодах, Р. В. Пробелма адаптации детей к обучению в школе / Р. В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 66-68.
21. Турабаева, М. Н. Учебная мотивация младших школьников / М. Е. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
22. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск : Ильин В.П., 1996. – 192 с.
23. Шкуричева, Н. А. Методическая работа по формирования позитивных межличностных отношений первоклассников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. - № 7. – С. 12-15.