ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы экологического воспитания младших школьников во многом определяется социальным заказом. Экономическая жизнь страны достаточно сложна и разнообразна, на высоком уровне находится развитие науки и техники, поэтому очень остро встают вопросы экологии.
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постоянно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игр, любимое дерево, травинки в лесу. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего детей с фауной и флорой родного края, страны. Подготовить молодое поколение Беларуси к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Систематизированные знания о родном крае младший школьник получает на уроках предмета «Человек и мир», который изучается с 1 по 5 классы.
Также одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Объект исследования – методика преподавания предмета «Человек и мир».
Предмет исследования – уроки "Человек и мир" как средство развития умений младших школьников устанавливать причинно-следственные связи.
Цель работы – изучить возможности использования уроков "Человек и мир" как средства развития умений младших школьников устанавливать причинно-следственные связи.
.Для достижения цели решаются следующие задачи:
1) выделить основные характеристики понятия «причинно-следственные связи»;
2) рассмотреть особенности развития умений устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников;
3) провести анализ программного содержания по предмету «Человек и мир»;
4) изучить методику формирования умений устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта; анализ учебной программы, сравнительно-сопоставительный.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «причинно-следственные связи»
Как отмечает О.А. Коваленко, причинно-следственная связь – это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием [8, с. 83].
Именно наличие умения у младшего школьника объяснять причинно-следственные связи является предпосылкой формирования у него способности к исследовательской деятельности. Важными компонентами причинно-следственных связей являются такие операции, как анализ, синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Рассмотрим структуру данного умения:
1) осмысление представленного явления (события, ситуации);
2) выявление общих и отличительных признаков данного явления;
3) определение существенных признаков (причин) явления;
4) формирование суждения о возможных следствиях данного явления;
5) обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений [8, с. 83].
Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:
- выделять в предметах свойства;
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Анализ программного содержания по предмету «Человек и мир»
Важнейшей составляющей образовательного процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учащимися. Главными ценностями личностно ориентированного образования являются не только знания, но и личностные смыслы учения в жизни ребёнка; не отдельные предметные умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учащегося и учителя; не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика [16, c. 26].
Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Содержание личностно ориентированного образования должно включать всё, что нужно человеку для развития собственной личности. Когнитивный компонент содержания обеспечивает учащихся научными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и т.д. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами самосовершенствования, жизненного самоопределения. Приоритетом в развитии отечественного образования является формирование национальных и общечеловеческих ценностей, развитие личности, которая ответственно, с уважением и гордостью относится к культурному и историческому наследию своей страны [16, c. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Наличие умения у младшего школьника объяснять причинно-следственные связи является предпосылкой формирования у него способности к исследовательской деятельности. Важными компонентами причинно-следственных связей являются такие операции, как анализ, синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, обобщение.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Для эффективного развития умений устанавливать причинно-следственные связи учитель начальных классов должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся в успешном решении сложных учебных задач.
Уроки “Человек и мир” являются хорошим средством формирования причинно-следственных связей младших школьников, так как предусматривает выявление причинно-следственных связей, формирование знаний о закономерностях, существующих в природе. При формировании умений устанавливать причинно-следственные связи на уроках «Человек и мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Как правило, они используются в различных сочетаниях.
Среди методов и приемов в процессе формирования причинно-следственных связей на уроках «Человек и мир» можно использовать такие, как беседа, метод распознавания признаков, эксперимент, наблюдение, дидактическая игра, кроссворд и др. Все методы используются во взаимосвязи. Также можно использовать такую форму работы, как «Минутки Почемучек». Их можно проводить в начале либо в конце урока. «Минутки Почемучек» – это интересные вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы. Постоянное обращение к причинным зависимостям в процессе познания – это залог развития мышления.
Выполняя различные задания, учащимся приходится не просто констатировать факт, а еще и подключать мыслительный процесс: обобщать, сравнивать, находить сходства и различия, делать выводы и характеризовать предметы и явления.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М. : Владос, 2001. – 240 с.
2. Анастасова, Л.И. Методические рекомендации по формированию интереса к познанию природы у младших школьников / Л.И. Анастасова. – М. : МГПИ, 1992. – 177 с.
3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению : пособие для учителя / сост. Л.Ф. Мельчаков. – М. : Просвещение, 1981. – 217 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1996. - №6. - С. 62-76.
5. Довнар, Л.А. Человек и мир в 1-3 классах: учебное наглядное пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А. Довнар. – Минск : Пачатковая школа, 2013. – 160 с.
6. Дурейко Л.И. Активные методы обучения / Л.И. Дурейко // Пачатковая школа. – 1997. – №2. – С. 4-6.
7. Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность. / Н.Г. Еленский // Пачатковая школа. – 2007. - №7. – С.10-17.
8. Коваленко, О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О.А. Коваленко // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 83-87.
9. Ковальчук, Т.А. Человек и мир в 3 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Т.А. Ковальчук. – Минск : НИО, 2014. – 160 с.
10. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок : практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов–н/Д. : Учитель, 2001. – 160 с.
11. Литовчик, Н.Н. Групповая работа на уроке. / Н.Н. Литовчик // Пачатковая школа. – 2008. – №6. – С. 45.
12. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М. : Просвещение, 1990. – 328 с.
13. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. –М. : Просвещение, 1990. – 192 с.
14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М. : Сфера, 2000. – 429 с.
15. Самерсова, Н.В. Игровой метод в экологическом образовании / Н.В. Самерсова // Народная асвета. – 2006. - №2. – С. 39-44.
16. Степаненков, Н.К. Педагогика: учебное пособие / Н.К. Степаненков. – Минск : Изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.
17. Столяренко, А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М. : Изд. В.М. Скакун, 2006. – 448 с.
18. Трафимова, Г.В. Учебный предмет «Человек и мир» в 1 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск : НИО, 2017. – 122 с.
19. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс. Книга для чтения : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск : НИО, 2017. – 122 с.
20. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
21. Экологическое воспитание / сост. Н.С. Криволап. – Минск : Красико-Принт, 2005. – 128 с.
22. Экологическое воспитание школьников / под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М. : Педагогика, 1993. – 376 с.