ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностное отношение», как содержание воспитательного процесса в школе
1.2 Характеристика ценностного отношения к труду у младших школьников
1.3 Педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников на уроках трудового обучения
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
2.1 Цели, задачи и содержание трудового обучения в начальной школе
2.2 Формы и методы формирования ценностного отношения к труду на уроках трудового обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Поднимая новые педагогические вопросы, которые различаются на каждой стадии развития человека, по-иному ставятся перед собой те, которые изучались ранее. К этой категории относится проблема формирования у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к труду. Сегодня понятие «ценное отношение к труду» наполнено качественно новым содержанием. Это тесно связано с проблемами личностно-ориентированного и развивающего обучения, социализации личности ребенка. В настоящее время в обществе существует объективная потребность и потребность в людях с такими качествами. Эпоха новых социально-экономических ориентиров страны обусловливает необходимость воспитания трудолюбивой, конкурентоспособной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Только такая личность может претендовать на успех в будущей работе и жизни.
Сегодня современное образование, несомненно, является одним из условий повышения качества образования.
Корректировка трудового воспитания школьников начальной школы требует разнообразия по содержанию, методам и формам; совместного и эффективного взаимодействия учителей начальной школы с преподавателями дисциплин, учеными, общественностью; широкого внедрения новых методик преподавания и информационных технологий; создания в системе начального образования нового поля идей по формированию ценной трудовой динамики. Необходимо широко распространять лучший педагогический опыт по формированию ценной трудовой динамики среди родителей, учителей и руководителей школ; повышать престиж честного, серьезного, талантливого и знающего дела; широко распространять передовые традиции и обычаи национального труда и др. [8].
Следует отметить, что не менее важна роль семьи в воспитании трудовом, а также в других вопросах воспитания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностное отношение», как содержание воспитательного процесса в школе
Если содержание жизни современного человека складывается из его живых отношений с окружающей его жизнью, а в процессе жизни этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной потребностью учителя становится обогащение живых отношений ребенка с реальной жизнью, в процессе воспитания, чтобы он поднялся на уровень современной культуры, чтобы он жил здесь и сейчас в этой культуре.
«Отношение — это селективная связь в сознании субъекта с объектами окружающего мира, выраженная в форме рациональной, эмоциональной и практической деятельности» [10].
Прожить отношение означает чувствовать, понимать и воспринимать в действии связь между своим «я» и объектом реальности. Установить отношение — это принять, понять и оценить эту связь и осознать ее личный смысл для жизни «я» [6, c. 47].
Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение, и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть дисгармоничность субстанции отношения. Дисгармоничность отношения – основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения, и эмоциональной, между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, — это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
2.1 Цели, задачи и содержание трудового обучения в начальной школе
Цели трудового воспитания в современной школе таковы:
– привитие любви к труду;
– привитие уважения к людям труда;
– ознакомление школьников с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
– формирование в процессе обучения и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;
– побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.
Это отражает объективные потребности современного общества, совпадает с интересами развития личности школьника.
Различные исследователи предлагали разные постановки задач по обучению детскому труду в школе. По классификации Ю. К. Бабанский, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева можно разделить на две группы задач: помочь школьнику освоить трудовую деятельность (овладение структурой деятельности, приобретение рабочих навыков, навыков); развитие личности ребенка в процессе работы (развитие характеристик, личностных качеств, построение отношений и приобретение опыта социального взаимодействия) [12].
Поскольку трудовое обучение предоставляется как часть вовлечения учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, следует принимать во внимание виды труда, в которых учащиеся должны быть задействованы.
Во-первых, в школах широко распространены школьные мероприятия, связанные с образовательной деятельностью. С первого класса ученики изготавливают различные учебно-наглядные пособия: таблицы, рисунки, схемы, гербарии, сборники, простейшие макеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностное отношение — это отношение к высшим ценностям: «человек», «жизнь», «общество», «труд», «знания» и т.д., но это также и совокупность общепринятых установок, сформированных культурой, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство» и т.д., в которых сами установки играют роль ценностных ориентиров. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.
Ценностное отношение к труду — это серьезное отношение к труду, понимание важности труда для человека и его роль в жизни человека и общества. Формирование ценностного отношения к труду создает предпосылки для общего гармоничного развития человека.
Педагогические условия формирования у учащихся младших классов ценностного отношения к труду включают в себя формирование позитивной мотивации к труду, использование различных педагогических методов и форм организации труда в учебное и внеурочное время.
Цели трудового воспитания в современной школе отражают объективные потребности современного общества, совпадают с интересами развития личности школьника.
По своему содержанию труд детей младшего школьного возраста это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Особенность трудового воспитания учеников заключается в том, что социально-ценностные мотивы не могут быть сформированы путем вербального общения с детьми в различных формах социально-политического, нравственного или трудового образования. Стремление работать на благо общества, трансформация социальных целей труда в мотивы и цели личности может быть реализована только в реальной деятельности ученика.
Подготовка учеников к труду на современном этапе предполагает глубокое усвоение учащимися большого объема знаний и умений как общего, так и специального характера.
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. – Славянск-н/К: ИЦ СФАГПИ, 2015. – 32 с.
2. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. – М.: Педагогика, 2011. – 192 с.
3. Бондаревская Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. Пособие / Е.В. Бондаревская, С.В.Кульневич. – Ростов н/Д.: ТЦ «Учитель», 2014. – 560 с.
4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2013. – 24 с.
5. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2016. – № 1. – Р. 8-14.
6. Каменских Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Татьяна Николаевна Каменских. – Москва, 2017. – 350 с.
7. Касперская Л.Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6-7-летнего возраста: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Лариса Борисовна Касперская. – Минск, 2011. – 173 с.
8. Козлов, Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи / Е.В. Козлов // Начальная школа. – 2015. – №1. – С. 22 - 24.
9. Культурология: учебник под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2017. – 320 с.
10. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь / под ред. В.А. Мижерикова. – Ростов-на-Дону: Ростов, 2017. – 180 с.
11. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/Пер. с нем. – Издательство «Республика», 1998. – 72 с.
12. Невская, С. С. Воспитание гражданина в педагогике Макаренко А.С. / С.С. Невская – М.: Академический проект, 2016. – 976 с.
13. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педагогических и психологических направлений бакалавриата / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2014. – 718 с.
14. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания / А.Г. Пашков // Педагогика. – 2012 – № 7-8 – С. 3-10
15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 464 с.
16. Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко. – М., 1984. – с. 59.
17. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. – С. 363-391.
18. Салтанова Е.Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского /Е.Н. Салтанова // Педагогика. – 2004. – №4. – с. 56 - 61.
19. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В.А. Сухомлинский. – М., 2009.
20. Сухомлинский, В.А. Труд обогащает духовную жизнь / В.А. Сухомлинский. – М.: Академия, 2015 – 216 с.
21. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. – СПб.: Питер, 2013. – 156 с.
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988.
23. Хроленко, Е.В. Пути и средства формирования трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения в начальных классах Дис. к.п.н. / Е.В. Хроленко – М.: МГУ, 2015 – 134 с.
24. Чурекова, Т.М. Критерии и уровни сформированности нравственного отношения младших школьников к общественно полезному труду как общечеловеческой ценности / Т.М. Чурекова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 4-2 (64). – с. 99-102
25. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 160 с.
26. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практ. пособие / Н. Е. Щуркова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 165 с.
27. Щуркова, Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника / Н. Е. Щуркова. – М.: Ювента, 2013. – 144 с.